Леонтьев Д.А. доктор психологических наук, заведующий международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГБОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2252-9805 e-mail: dmleont@gmail.com
Статья посвящена особенностям развития личности лиц с ОВЗ, которое понимается как развитие в затрудненных условиях, не тождественное ни нормальному, ни аномальному развитию. Цели, направленность и критерии развития в затрудненных условиях не отличаются от нормального развития, однако дефицит определенной категории ресурсов развития требует повышенной мобилизации остальных ресурсов и повышает меру усилий, которую приходится прикладывать индивиду для достижения целей развития. Теоретическая модель, предлагаемая в статье, описывает личностное развитие через механизмы взаимодействия телесных, социальных и личностных ресурсов, компенсации дефицита одних другими. Ситуация развития лиц с ОВЗ характеризуется как вызов инвалидности, принятие которого приводит к выстраиванию у них качественно особой системы регуляции деятельности, основанной на компенсации личностными ресурсами дефицита телесных ресурсов, причем характер этой компенсации во многом определяется доступностью макросоциальных и микросоциальных ресурсов социальной поддержки.
Специальной проблемой, которая до настоящего времени получила очень
небольшое отражение в литературе, как отечественной, так и зарубежной,
является проблема специфики личности, ее функционирования и развития у лиц с
ОВЗ.
Литература
Александрова Л.А., Лебедева А.А., Леонтьев Д.А. Стратегии
совладания: попытка системной характеристики // Психология стресса и
совладающего поведения в современном российском обществе. Материалы II
Международной научно-практической конференции. Кострома, 2010. Том 2. С.
176—177.
Александрова Л.А., Лебедева А.А., Леонтьев Д.А., Рассказова
Е.И. Личностные ресурсы преодоления затрудненных условий развития //
Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.:
Смысл, 2011. 495 с. С. 579—610.
Александрова Л.А., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А. Основные принципы
психолого-педагогической работы с учащимися с ограниченными возможностями
здоровья в условиях инклюзивного образования // Психолого-педагогические
основы инклюзивного образования / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ; ООО «Буки
Веди», 2013. 334 с. С. 219—254.
Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. 2-е
изд., испр. и доп. М.: Институт психологии РАН, 2006. 511 с.
Белопухов А.К. Я — спинальник (чуть медленнее, чем Andante). М.:
КИНТ, 1993. 224 с.
Васильев И.А., Митина О.В., Шапкин С.А. Контроль за действием как
составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и
диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 330—359.
Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических
ситуаций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
Лебедева А.А. Субъективное благополучие лиц с ограниченными
возможностями здоровья: дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 32 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат,
1977. 304 с.
Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения.
М.: Смысл, 2009. 423 с.
Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. 487 с.
Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа
самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1 /
Под общ.ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 407 с. С.
56—65.
Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции //
Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, вып. 2 / Под
ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2006. 511 с. С. 85—105.
Леонтьев Д.А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых
ситуаций: к уточнению базовых конструктов // Психология стресса и совладающего
поведения в современном российском обществе. Материалы II Международной
научно-практической конференции. Кострома, 2010. Том 2. С. 40—42.
Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции //
Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.:
Смысл, 2011. 495 с. С. 107—130.
Леонтьев Д.А. Личностное изменение человеческого развития //
Вопросы психологии. 2013. № 3. C. 67—80.
Леонтьев Д.А., Александрова Л.А., Лебедева А.А. Специфика ресурсов и
механизмов психологической устойчивости студентов с ОВЗ в условиях
инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. C.
80—94.
Леонтьев Д.А., Лебедева А.А., Александрова Л.А. Психологические
механизмы и ресурсы развития личности у учащихся с ограниченными возможностями
здоровья // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования / Отв.
ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ; ООО «Буки Веди», 2013. 334 с. С. 116—149.
Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Методологические и методические вопросы
эмпирического изучения и диагностики личностного потенциала // Личностный
потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011.
495 с. С. 404—423.
Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл,
2006. 63 с.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при
локальных поражениях мозга. М.: Издво Моск. ун-та, 1969. 504 с.
Магомед-Эминов М.Ш. Деятельностно-смысловой подход к психологической
трансформации личности: автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 2009. 53
с.
Семаго М.М. Психология развития в постнеклассической научной
картине мира. М.: Изд-во АПК и ППРО, 2010. 332 с.
Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания. М.:
Смысл; Альпина нон-фикшн, 2011. 460 с.
Adler A. Studie uber Minderwertigkeit von Organen. Berlin: Urban
& Schwarzenberg, 1907. 127 p.
Calhoun L., Tedeshi R. (Eds). Handbook of Posttraumatic Growth.
Research and Practice. Mahwah: Lawrence Erlbaum, 2006. 387 p.
Csikszentmihalyi M. Beyond Boredom and Anxiety. San Francisco:
Jossey-Bass, 1975. 231 p.
Dabrowski K. Positive Disintegration. Boston: Little, Brown, and Co,
1964. 132 p.
Slobodskaya H.R., Akhmetova O.A., Rippinen T.O. Does personality
matter more in difficult circumstances? // Journal of Research in Personality.
2014. Vol. 48. P. 33—44.