Психолого-педагогическая экспертиза мультфильмов для детей и подростков

6087

Аннотация

В статье представлена методика возрастной психолого-педагогической экспертизы мультфильмов. Цель методики — выделение критериев для отбора образцов мультипликационных фильмов, представляющих особую ценность с точки зрения развития и воспитания детей в определенные возрастные периоды. В качестве критериев предлагаются этический, когнитивный, эмоциональный аспекты фильмов, а также поведенческие характеристики главных персонажей фильма. Представлены конкретные значения данных критериев для четырех возрастных групп: младшего и старшего дошкольного возраста, младшего школьного и подросткового возраста. Для каждой группы приведены примеры мультфильмов, отвечающих возрастным особенностям детей и имеющих высокий развивающий потенциал. В за¬ключение приводятся области применения представленной методики.

Общая информация

Ключевые слова: психолого-педагогическая экспертиза, возрастная адресация, развивающий потенциал, мультфильм, модели поведения героев

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Смирнова Е.О., Соколова М.В. Психолого-педагогическая экспертиза мультфильмов для детей и подростков // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 4. С. 4–11.

Фрагмент статьи

Мультфильм может обладать высоким развиваю­щим потенциалом для детей, но этот потенциал мо­жет реализоваться только в том случае, если произ­ведение отвечает возрастным особенностям ребенка. Тем не менее, при выборе мультфильмов для детей вопрос об их возрастной адресации, т.е. их соответст­вии возрасту ребенка обычно не ставится. Между тем, восприятие мультфильма и его развивающий потенциал определяются прежде всего его соответст­вием возрасту ребенка.

Литература

  1. Арсеньев А.C. Философские основания понимания личности. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 592 с.
  2. Бахтин М.М. Человек в мире слова. М.: Издательст­во «Роу», 1995. 140 с.
  3. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Лаби­ринт, 2010. 352 с.
  4. Кениг К. Три первых года ребенка. М.: Духовное по­знание, 2003. 152 с.
  5. Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. М.: Поколение, 2007. 304 с.
  6. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. СПб.: Питер, 2003. 968 с.
  7. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Кудина Г.Н., Чубук Н.Ф. Психологические основы художе­ственного развития. Москва: МГППУ, 2006. 160 с.
  8. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.
  9. Пацлаф Р. Застывший взгляд. М.: Evidentis, 2003. 224 с.
  10. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для ву­зов. СПб.: Питер, 2009. 304 с.
  11. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Психологическая экс­пертиза художественных произведений для детей // Во­просы психологии. 2012. № 6. С. 3—10.
  12. Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Иванова А.И. Струк­тура досуга современного дошкольника: мнение родите­лей // Социология образования / Отв. ред. В.С. Собкин. М.: ЦСО РАО, 2012. С. 32—47.
  13. Собкин В.С. Мультфильм как средство социально­психологического анализа морально-нравственного разви­тия ребенка (по материалам исследования 1985 и 2006 гг.) // Социология дошкольного воспитания: Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XIX / Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2006. С. 73—101.
  14. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Элько­нин. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 384 с.
  15.  American Academy of Pediatrics. Media violence — council on communication and media // Pediatrics. 2009. Vol. 124, No. 5, November. P. 1495—1503.
  16.  American Academy of Pediatrics. Children, Adoles­cents, and the Media // Pediatrics. 2013. Vol. 132, No. 5, November. P. 958—961. doi: 10.1542/peds.2013-2656.
  17. Spitzer M. Vorsicht Bildschirm! Elektronische Medien, Gehirnentwicklung, Gesundheit und Gesellschaft. Stuttgart: Ernst Klett Verlag, 2005.
  18. Gentile D.A., et al. Well-child visits in the video age: Pediatricians and the american academy of pediatrics' guide­lines for children's media use // Pediatrics/ 2004. Vol. 114, No. 5. P. 1235—1241. doi: 10.1542/peds.2003-1121-L.

Информация об авторах

Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, профессор, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Соколова Мария Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра дошкольной психологии, старший научный сотрудник, Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, ФГБОУ ВО МГППУ, методист, Центр игры и игрушки ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: sokolovamw@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5024
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 6087
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 37