Возрастные особенности восприятия смешного и страшного в мультфильме

1772

Аннотация

В статье рассматривается феномен детского смеха и его роль в жизни ребенка. Смех рассматривается как особый вид катарсического переживания, в основе которого лежит нарушение различных хорошо освоенных культурных норм. В то же время отклонение от нормы и нарушение привычных стереотипов вызывает определенную тревогу и страх. Высказывается гипотеза о том, что соотношение переживаний смеха или страха зависит от степени и формы нарушения той или иной нормы, а также от специфики восприятия данного нарушения, которая связана с возрастом ребенка и ситуацией смехового нарушения.

Общая информация

Ключевые слова: смеховые реакции, страх, фрустрация, инверсия культурных норм, мультфильм, катарсис, возрастные различия

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Романова А.Л. Возрастные особенности восприятия смешного и страшного в мультфильме // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 4. С. 47–56.

Фрагмент статьи

Начиная с 2—3 месяцев смех и смеховое взаимо­действие с опекающим взрослым становятся важной частью общения. В среднем, дети этого возраста сме­ются от одного до четырех раз в течение 10 минут иг­ры, при этом причина смеха — как правило, необыч­ное поведение взрослого [9, с. 267].

Литература

  1. Аристотель. О душе. Соч. в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 371—448.
  2. Бергсон А. Смех. М.: Искусство, 1992. 27 с.
  3. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художествен­ная литература, 1990. 543 с.
  4. Козинцев А.Г., Бутовская М.Л. О происхождении юмора // Этнографическое обозрение. 1996. Вып. 1. С. 49— 53.
  5. Козинцев А.Г. Cмех, плач, зевота // Психология чувств или этология общения? / Ред. М.Л. Бутовская. М.: Старый сад, 1999. С. 97—121.
  6. Лихачев Д.С., ПанченкоА.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984. 295 с.
  7. Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс; Универс, 1994. 272 с.
  8. Лурье В.Ф. Краткая антология младших подрост­ков // Школьный быт и фольклор / Сост. А.Ф. Белоусов. Таллин, 1995. 202 c.
  9. Мартин Р. Психология юмора / Под ред. Л.В. Кули­кова. СПб.: Питер, 2009. 480 c.
  10. Мищенко И.Е. Юмор в политике (функции и техно­логии). Дисс. … магистр. политологии. М., 2005. 38 с.
  11. Фрейд З. Остроумие. Донецк.: Сталкер, 1999. 127 с.
  12. Экман П. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2010. 336 с.
  13. Shultz T.R. Order of cognitive processing in humour appreciation // Canadian Journal of Psychology. 1974. Vol. 28. P.409-420.
  14. Veatch T.A. Theory of Humor - Humor, the International Journal of Humor // Research. 1998. Vol. 2. P. 161—217.

Информация об авторах

Романова Александра Леонидовна, аспирант факультета психологии образования, педагог-психолог Городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: sasharomasha@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2578
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1772
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 5