Международный симпозиум «Научная школа Л.С. Выготского: традиции и инновации» и летний университет ИСКАР (ISCAR) для молодых учёных

973

Аннотация

В настоящей статье представлен краткий содержательный отчёт о работе международного симпозиума «Научная школа Л.С. Выготского: традиции и инновации», а также международного летнего университета ИСКАР (ISCAR) для аспирантов и молодых учёных, проходивших в Московском государственном психолого-педагогическом университете с 28 июня по 3 июля 2016 г. и посвященных 120-летнему юбилею со дня рождения выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского. В числе основных целей организованных МГППУ научных мероприятий — анализ исходных принципов и системы понятий научной школы Л.С. Выготского, обсуждение современного состояния и перспектив развития культурно-исторической психологии в России и за рубежом, интеграция идей культурно-исторической психологии и деятельностного подхода в различные виды социальной и образовательной практики, а также проведение исследований в международном научном пространстве. В работе симпозиума и летнего университета приняли участие как ведущие мировые эксперты, так и молодые исследователи в области культурно-исторической психологии из 19 стран мира, включая Великобританию, Австралию, Швейцарию, Грецию, Бразилию и США.

Общая информация

Ключевые слова: культурно-историческая психология, теория деятельности, культурно-историческая деятельность, международный симпозиум, летний университет ИСКАР, российское отделение ИСКАР

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120317

Для цитаты: Байковская Н.А., Рубцова О.В. Международный симпозиум «Научная школа Л.С. Выготского: традиции и инновации» и летний университет ИСКАР (ISCAR) для молодых учёных // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 280–289. DOI: 10.17759/chp.2016120317

Полный текст

 

 

В настоящей статье представлен краткий содержательный отчёт о работе международного симпозиума «Научная школа Л.С. Выготского: традиции и инновации», а также международного летнего университета ИСКАР (ISCAR) для аспирантов и молодых учёных, проходивших в Московском государственном психолого-педагогическом университете с 28 июня по 3 июля 2016 г. и посвященных 120-летнему юбилею со дня рождения выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского. В числе основных целей организованных МГППУ научных мероприятий анализ исходных принципов и системы понятий научной школы Л.С. Выготского, обсуждение современного состояния и перспектив развития культурно-исторической психологии в России и за рубежом, интеграция идей культурно-исторической психологии и деятельностного подхода в различные виды социальной и образовательной практики, а также проведение исследований в международном научном пространстве. В работе симпозиума и летнего университета приняли участие как ведущие мировые эксперты, так и молодые исследователи в области культурно-исторической психологии из 19 стран мира, включая Великобританию, Австралию, Швейцарию, Грецию, Бразилию и США.

Научная школа культурно-исторической психологии, связанная с именами Л.С. Выготско­го, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и других, в настоящее время привлекает внимание многих представителей международного научно-образовательного сообщества. Сохранение и развитие данной традиции в условиях современной психологической науки и практики по всему миру определяет ряд актуальных задач, среди которых создание единого понятийного аппарата, поддержка совместных проектов и исследований, основанных на идеях данной научной школы, применение идей культурно-исторической психологии и теории деятельности в системе профессиональной подготовки специалистов для системы образования и социальной сферы.

Несмотря на то, что все больше зарубежных и отечественных ученых в своих исследованиях обращаются к идеям Л.С. Выготского, зачастую понимание фундаментальных принципов и системы понятий данной научной школы остается неполным. В этой связи обращение к оригинальным трудам Л.С. Выготского и его последователей является приоритетным направлением для развития целого ряда международных психологических исследований. Эта тенденция определяет смежную область интересов отечественных и зарубежных ученых, составляя основу дискуссий и совместных научных проектов.

27—28 июня 2016 года в стенах Московского государственного психолого-педагогического университета прошёл международный симпозиум «Научная школа Л.С. Выготского: традиции и инновации», посвящённый 120-летию со дня рождения Л.С. Вы­готского. Основной целью симпозиума стало обсуждение актуальных проблем культурно-исторической психологии и теории деятельности в современном международном научном и образовательном сообществе, а также распространение опыта проведения и содействие организации фундаментальных и прикладных исследований, способствующих развитию системы образования и социальной практики на основе междисциплинарного подхода к обучению, воспитанию и развитию человека.

Симпозиум прошёл под официальной эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и при поддержке Международного общества культурно-исторических и деятельностных исследований ИСКАР (International Society for Cultural-historical Activity Research ISCAR).

В работе симпозиума приняли участие члены исполнительного комитета ИСКАР (ISCAR), сотрудники Московского государственного психолого-педагогического университета и Психологического института РАО, ученые российских ВУЗов, отечественные специалисты-практики, психологи, социологи, философы, интересы которых лежат в области теоретических и практических проблем культурно­исторической психологии и теории деятельности, а также ведущие мировые эксперты и молодые исследователи в области культурно-исторической психологии из 19 стран мира, включая Великобританию, Австралию, Швейцарию, Грецию, Бразилию и США.

Церемонию открытия симпозиума провели ректор МГППУ, профессор Виталий Рубцов и президент международного общества ИСКАР, профессор Малколм Рид.

В числе ведущих мировых экспертов в области культурно-исторической психологии и теории деятельности, принявших участие в работе симпозиума: Гарри Дэниелс, профессор Оксфордского университета, директор Центра социо-культурных и деятельностных исследований Оксфордского университета (Великобритания), Анн-Нелли Перре Клермо, почётный профессор Невшательского университета (Швейцария), Эммануил Дафермос, профессор Критского университета, член Исполнительного комитета международного общества ISCAR (Греция), Николай Вересов, профессор Университета Монаш, член Исполнительного комитета международного общества ИСКАР (Австралия).

Первый день работы симпозиума был посвящён обсуждению современных тенденций в исследованиях, выполняемых в традиции культурно-исторической научной школы. Пленарное заседание открыл доклад ректора МГППУ, руководителя международной кафедры ЮНЕСКО МГППУ «Культурно-историческая психология детства», профессора В.В. Рубцова на тему: «Культурно-историческая теория: проблемы, которые поставил Л.С. Выготский». В своём докладе В.В. Рубцов остановился на фундаментальных положениях и ключевых понятиях культурно-исторической научной школы, включая социальную ситуацию развития и зону ближайшего развития; коснулся проблемы социального взаимодействия и обучения, а также различных аспектов организации совместной учебной деятельности. В.В. Рубцов подчеркнул важность понимания исходных принципов и понятий культурно-исторической психологии и деятельностного подхода для организации и проведения исследований в традиции данной научной школы. В завершении пленарного доклада были обозначены особенности научной школы Л.С. Выготского на современном этапе, связанные не только с развитием самой теории, но и с осуществлением на её основе исследований в различных областях социальной практики, и, прежде всего, в образовании.

Пленарное заседание продолжил доклад директора Центра социо-культурных и деятельностных исследований Оксфордского университета, профессора Гарри Дэниелса (Великобритания) на тему «Исследования междисциплинарных практик: влияние Л.С.Выготского», отразивший теоретико-методологические основы анализа взаимодействия различных социальных институтов в процессе реализации междисциплинарных социальных практик.

Во втором пленарном докладе на тему: «Влияние идей Л.С.Выготского и Ж.Пиаже на современные исследования проблемы развития» Профессор Анн- Нелли Перре Клермо и профессор Жан-Франсуа Перре (Невшательский университет, Швейцария) подчеркнули, что в год, когда отмечается 120-я годовщина со дня рождения выдающихся психологов Л.С. Выготского и Ж. Пиаже, можно с уверенностью сказать, что они до сих пор остаются главными фигурами для исследователей в области психологии и образования. В докладе были представлены данные по цитированию фундаментальных работ Л.С. Вы­готского и Ж. Пиаже в международной научной литературе на разных языках, а также отражены основные тенденции развития их идей в современных исследованиях.

Завершил работу пленарного заседания доклад Малколма Рида, профессора, президента международного общества ISCAR, на тему «Проблемы современных культурно-деятельностных исследований: из личного опыта Президента Международного общества культурно-исторических и деятельностных исследований ИСКАР». Доклад был посвящён проблемам исследования развития ребёнка в контексте традиции Л.С. Выготского и его последователей: «Многие из проблем, которым посвящены современные культурно-исторические и деятельностные исследования, созвучны с проблематизацией, которую Выготский рассматривает в последние годы своей жизни, — принцип смысловой структуры сознания (Завершнева, 2010, 34; Зинченко, 2011) и активного восстановления пережитого опыта (переживания). Значение внутреннего опыта и субъектности в культурно-историческом подходе стали объектом теоретического и эмпирического исследования. <...> Концепция внутреннего позиционирования ребенка Л.И. Божович (2009) очень актуальна. Значительный интерес в философии сознания уделяется формированию сознания в развитии (Бэкхёрст, 2007, 2011; Дэрри, 2013). Следуя педагогической традиции В.В. Давыдова с ее особым вниманием к проблеме как основе научной концептуализации, мы невольно столкнемся с повышенным интересом к двойной стимуляции (Саннино, 2015). Д.Б. Эльконин (1993) и Хедегаард (2012) вновь привлекли наше внимание к важности кризиса в развитии» [1].

Работу первого дня симпозиума продолжил дискуссионный круглый стол: «Новые исследования в культурно-исторической психологии и теории деятельности: проблемы и перспективы», который провели: Марголис А.А. первый проректор МГППУ, профессор (Россия); Рид М.Дж. президент международного общества ИСКАР, профессор (Бристольский университет, Великобритания); За­рецкий В.К. член исполнительного комитета международного общества ИСКАР, профессор (Россия).

В рамках круглого стола прозвучали доклады на темы: «Роль идей Л.С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии» (профессор Холмогорова А.Б., Россия), «Один шаг в обучении — 100 шагов в развитии: метафора или основополагающий принцип?» (профессор Зарецкий В.К., Россия), «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в специальном образовании: опыт Бразилии» (профессор Фидальго С.С., профессор Сантос Ф.А., Бразилия).

В завершении круглого стола состоялась презентация 10-летнего опыта работы международного журнала «Культурно-историческая психология» уникальной платформы для обсуждения результатов исследований, выполняемых в традиции Л.С. Вы­готского А.Н. Леонтьева А.Р. Лурии. С докладом «Перспективные исследования научной школы Л.С. Выготского на страницах журнала: «Культурно­историческая психология»: итоги десяти лет работы» выступила руководитель информационно-аналитического управления МГППУ А.А. Шведовская, которая рассказала об истории создания журнала, его о концепции, а также представила динамику устойчивого роста публикационных показателей издания, и уверенного укрепления позиции журнала в отечественных и международных рейтингах.

15 авторов из 6 стран (Австралия, Бразилия, Великобритания, Греция, Нидерланды, Россия) представили доклады в рамках постер-сессии. Постерные доклады отражали прикладные аспекты применения идей культурно-исторической научной школы в различных областях социальных практик и вызвали большой интерес со стороны участников симпозиума, превратив постер-сессию в полноценную дискуссионную площадку.

Второй день международного симпозиума «Научная школа Л.С. Выготского: традиции и инновации» был посвящён обсуждению философско-методологических основ и исходных понятий культурно-исторической научной школы. Пленарное заседание «Система понятий культурноисторической психологии и теории деятельности» открыл доклад профессора Э. Дафермоса (Критский университет, Греция) на тему «Переосмысление философских основ культурно-исторической теории». В докладе Э. Дафер- моса были рассмотрены философские основы теории Л.С. Выготского, восходящие к работам Спинозы, Гегеля, Фейербаха и Маркса.

Дискуссию о фундаментальных философско-ме- тодологичексих основах культурно-исторической психологии и теории деятельности продолжил пленарный доклад заведующего лабораторией теоретических и экспериментальных проблем психологии развития Психологического института РАО, профессора Б.Д. Эльконина (Россия). Доклад Б.Д. Эль- конина «Опосредствование и развитие» был посвящён изучению взаимосвязи опосредствования и развития через понятие «Действия». Подводя итоги пленарного доклада Б.Д. Эльконина отметил: «Предметом изучения современной культурно-исторической концепции является Посредническое Действие. Опосредствование должно быть понято и выстроено как рождение и воссоздание Действия. Именно так осуществляется связь опосредствования и развития. Развитие человека есть рождение и преобразование Посреднического Действия.» [1]

Дискуссия о базовых понятиях культурно-исторической научной школы не представляется возможной без историко-методологического обращения к понятию «переживания». История развития понятия «переживание» в психологии, а также плодотворное применение данного понятия в самом широком контексте социальных и культурных практик были отражены в пленарном докладе «К истории понятия переживания» главного научного сотрудника лаборатории консультативной психологии и психотерапии Психологического института РАО, профессора факультета консультативной и клинической психологии МГППУ Ф.Е. Василюка (Россия).

Завершил пленарное заседание второго дня работы симпозиума и дискуссию о роли понятия переживания в развитии культурно-исторической концепции доклад профессора университета Мо­наш (Австралия), члена Исполнительного комитета международного общества ИСКАР Н.Н. Ве­ресова на тему «Переживание в системе понятий культурно-исторической теории». Сделав акцент на теоретическом содержании понятия переживание, Н.Н.Вересов посвятил доклад рассмотрению путей использования этого понятия как теоретического инструмента для анализа процесса социокультурного генезиса высших психических функций.

В завершении второго дня международного симпозиума состоялся дискуссионный круглый стол «Новые подходы к исследованию обучения и развития в контексте культурно-исторической психологии и теории деятельности». Модераторами круглого стола выступили: Вересов Н.Н. профессор университета Монаш, член Исполнительного комитета международного общества ИСКАР (Австралия); Дафермос Э. профессор Критского университета, член Исполнительного комитета международного общества ИСКАР (Греция); Рубцова О.В. доцент кафедры возрастной психологии, руководитель Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ (Россия). В программу круглого стола вошло обсуждение докладов на следующие темы: «Идеи Л.С. Выготского, И.П. Павлова и Х. Вернера для современной психологии» (профессор Чуприко- ва Н.И., Россия), «Развитие идей Л.С. Выготского в теории П.Я. Гальперина» (профессор Обухова Л.Ф., Россия), «Чувство собственной активности в ролевой игре дошкольников» (профессор Эльконинова Л.И., Россия), «Детская игровая площадка в контексте культурно-исторической психологии» (профессор Смирнова Е.О., Россия), «Ролевое экспериментирование в игре подростков» (руководитель Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ, Рубцова О.В., Россия)

Симпозиум привлек внимание широкого круга российских и зарубежных психологов, педагогов, молодых ученых, студентов, а также специалистов из разных областей научного знания. Тезисы докладов участников симпозиума были опубликованы в сборнике материалов на русском и английском языках.

Важной составляющей концепции Международного симпозиума «Научная школа Л.С. Выготского: традиции и инновации» явилась направленность мероприятия на поддержку молодых исследователей. Работу симпозиума продолжил шестой ежегодный международный летний университет ИСКАР, в рамках которого были организованы площадки для презентаций и обсуждения исследовательских проектов молодых учёных из 17 стран мира.

Основной целью проведения международного летнего университета ISCAR для аспирантов и молодых ученых, традиционно организуемого на базе международной кафедры ЮНЕСКО МГППУ «Культурно-историческая психология детства», является распространение опыта проведения фундаментальных и прикладных исследований в области культурно-исторической теории, способствующих развитию систем психологического сопровождения в сфере образования, социальных практик и коррекционного обучения, объединение молодых ученых из разных стан мира, проводящих исследования в области культурно-исторической психологии и развивающих научные идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтье­ва, А.Р. Лурии, М.М. Бахтина и других выдающихся отечественных психологов.

В работе летнего университета традиционно принимают участие ведущие мировые эксперты в области культурно-исторической психологии. За шесть лет в работе университета приняли участие профессора из Австралии, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Италии, России, Финляндии, Японии.

Летний университет проводится при поддержке Международного общества культурно-исторических и деятельностных исследований ИСКАР (International Society for Cultural-historical Activity Research ISCAR) — крупнейшего международного научного сообщества, содействующего развитию междисциплинарных теоретических и практических исследований социальных, культурных и исторических аспектов человеческой деятельности. Большинство исследований, проводимых членами ИСКАР, посвящено изучению различных аспектов развития, обучения и взаимодействия людей в разных социальных и культурных контекстах, а также анализ специфических условий происхождения и развития высших психологических функций человека.

Открытие шестого летнего университета ИСКАР состоялось 28 июня 2016г. в стенах Московского государственного психолого-педагогического университета. Перед участниками с приветственным словом выступил ректор МГППУ, профессор В.В. Рубцов (Россия), отметивший особую значимость проведения данного мероприятия в год 120-летия со дня рождения основателя культурно-исторической научной школы — Л.С. Выготского. Также участников летнего университета поприветствовал Президент международного общества ISCAR, профессор М. Рид (Великобритания), подчеркнувший многолетнюю традицию сотрудничества между МГППУ и ИС- КАР. За церемонией открытия последовали первые лекции для молодых учёных: лекция Э. Дафермоса (Критский университет, Греция): «Развивая диалектическую перспективу культурно-исторической теории» и лекция В.В. Рубцова (МГППУ, Россия): «Подготовка исследователей социальной практики в традиции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лу­рии (на основе магистерской программы “Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании”)».

Работа летнего университета продолжилась до 3 июля 2016 г., сочетая в себе интенсивную обучающую программу, презентации исследовательских проектов аспирантов, а также неформальное общение и обмен идеями между молодыми исследователями и известными учеными — экспертами в области культурно-исторической теории.

Можно выделить 4 основных направления работы летнего университета ISCAR — 2016, в рамках которых строилась лекционная, презентационная и дискуссионная части программы:

  история формирования системы понятий и фундаментальных философско-методологических принципов культурно-исторической психологии и теории деятельности;

  проблема обучения и развития в контексте идей культурно-исторической психологии;

  особенности подготовки специалистов системы образования и социальных практик в традиции культурно-исторической психологии и деятельностного подхода;

  проблемы специального обучения в контексте культурно-исторической психологии и теории деятельности.

В программу VI летнего университета вошли лекции:

«Три поколения культурно-исторической теории», «Система понятий культурно-исторической психологии» (профессор Н.Н. Вересов, университет Монаш, Австралия);

«Переживание и со-переживание в контексте понимающей психотерапии» (профессор Ф.Е. Васи­люк, МГППУ, Россия);

«Помощь в преодолении учебных трудностей, способствующая развитию» (профессор В.К. Зарец­кий, МГППУ, Россия), а также круглые столы и дискуссионные семинары:

«Понятие драмы в современных исследованиях социальных практик» (профессор Г.Р. Дэниелс, профессор И. Томпсон, А. Тауэлл, Оксфордский университет, Великобритания, О.В. Рубцова, Центр междисциплинарных исследований современного детства, МГППУ, Россия);

«Теория деятельности в современных исследованиях и практиках» (профессор Э. Дафермос, Критский университет, Греция, О.В. Рубцова, руководитель Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ МГППУ, Россия);

«Исследования развития мышления в культурно­исторической психологии и теории деятельности» (профессор Л.Ф. Обухова, МГППУ, Россия, профессор Л.И. Эльконинова, МГППУ, Россия, профессор Л. Клотзер, Невшательский университет, Швейцария);

«Культурно-историческая психология и деятельностный подход в подготовке учителя» (профессор А.А. Марголис, МГППУ, Россия, профессор В.А. Гу- ружапов, МГППУ. Россия, профессор Ф.А. Сантос, университет Сан-Паулу, Бразилия);

«Практики инклюзивного образования в контексте культурно-исторической научной школы и деятельностного подхода» (профессор А.И. Суворов, МГППУ, Россия, профессор Т.И. Басилова, МГППУ, Россия)

Тезисы презентаций исследовательских проектов молодых учёных, принявших участие в работе VI международного летнего университета ИСКАР, опубликованы в сборнике материалов на английском языке.

Проведение международного симпозиума «Научная школа Л.С. Выготского: традиции и инновации» и VI международного летнего университета ИСКАР, наряду с реализацией на кафедре ЮНЕСКО МГППУ «Культурно-историческая психология детства» уникальной международной магистерской программы «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» вносит неоценимый вклад как в повышение уровня квалификации и формирование исследовательских компетенций у молодых специалистов, работающих в сфере обучения и социальных практик в России и за рубежом, так и в объединение учёных из разных стан мира, проводящих исследования в русле культурно-исторической научной школы.

Подробные материалы международного симпозиума «Научная школа Л.С.Выготского: традиции и инновации» размещены на сайте: http://conf.childpsy. ru/vygotsky-sympozium/, VI международного летнего университета ИСКАР на сайте проекта: http:// iscarschool.ru/. Актуальную информацию о деятельности международной кафедры ЮНЕСКО МГППУ «Культурно-историческая психология детства» можно узнать на Интернет-странице кафедры по адресу: http://vygotsky.mgppu.ru/.

В октябре 2016 года в МГППУ откроется приём заявок от аспирантов и молодых учёных на участие в VII международном летнем университете ИС- КАР, проведение которого запланировано на июль 2017 года.



[*] Байковская Наталия Андреевна, руководитель отдела по международным связям, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия. E-mail: baykovskaya@gmail.com

[†] Рубцова Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, доцент, руководитель Центра междисциплинарных исследований современного детства, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия. E-mail: ovrubsova@mail.ru

Литература

  1. Научная школа Л.С. Выготского: традиции и инновации: материалы международного симпозиума (27— 28 июня 2016). Московский государственный психолого- педагогический университет. Moscow: «БУКИВЕДИ», 2016. 344 с.

Информация об авторах

Байковская Наталия Андреевна, Психолог, арт-терапевт, художник, Педагог-психолог, ГБОУ СОШ №1411 с углублённым изучением английского языка; руководитель отдела по международным связям, МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4206-4953, e-mail: baykovskaya@gmail.com

Рубцова Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени проф .Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», руководитель «Центра междисциплинарных исследований современного детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-1234, e-mail: ovrubsova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2328
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 973
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1