Собкин В.С. доктор психологических наук, руководитель Центра социокультурных проблем современного образования, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»)., Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2339-9080 e-mail: sobkin@mail.ru
В статье обобщены результаты анализа театральных рецензий Л.С. Выготского, которые были написаны им в Гомельский период и опубликованы в газетах «Наш понедельник» и «Полесская правда». Подробно рассмотрены уровни анализа театральных постановок, относительно которых построены рецензии Л.С. Выготского: драматургия, актерская игра (сценическая речь, сценическое движение, перевоплощение и др.), режиссура, зрительская реакция. Обсуждаются различные аспекты оценки Л.С. Выготским актерской игры: индивидуальные особенности актера, своеобразие актерской техники, актерские амплуа, социальные стереотипы и др. Особое внимание уделено выявлению нормативных представлений, относительно которых строятся оценочные суждения в рассматриваемых рецензиях. В статье обозначены содержательные линии, на которые ориентировался Л.С. Выготский, размышляя о развитии театра, искусства и психологии. Отмечена важная роль искусства в личностном и профессиональном самоопределении Л.С. Выготского как психолога и мыслителя XX века.
С точки зрения формирования Л.С. Выготского как
профессионального психолога важно, что он, в первую очередь, пытался
психологически отреагировать на сценическое действие, выявив прежде
всего собственное аффективно-смысловое переживание. Вместе с тем, сама задача
написания театральной рецензии требовала обобщения (рефлексии) опыта этих
переживаний, фиксирующего связь аффективно-смыслового переживания с
художественными особенностями рецензируемого спектакля.
Литература
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная
литература, 1972. 510 c.
Выготский Л.С. Без руля и без ветрил // Наш по- недельник. 1923. №
28, 12.03. С. 3.
Выготский Л.С. Гастроли «Красного факела». Свер- чок на печи. —
Собака на сене. Океан. Победа смерти // Наш понедельник. 1923. № 39, 04.06. С.
3.
Выготский Л.С. Гастроли второй студии МХАТ // Наш понедельник. 1923.
№ 51, 27.08. С. 3.
Выготский Л.С. Гастроли Е.В. Гельцер // Наш по- недельник. 1922. №
3, 11.09. С. 4.
Выготский Л.С. Гастроли Красного факела. Зеленое кольцо — Младость —
Монна Ванна // Наш понедельник. 1923. № 40, 11.06. С. 3.
ВыготскийЛ.С. Гастроли Красного факела. Шут на тро- не. Игра
интересов // Наш понедельник. 1923. № 41, 18.06 С. 3.
Выготский Л.С. Гастроли Соловцовской труппы // Наш понедельник.
1922. № 3, 11.09. С. 3.
Выготский Л.С. Гастроли труппы Азагаровой // Наш понедельник. 1923.
№ 37, 21.05. С. 4.
Выготский Л.С. Гастроли Утесова и Форреггера // Наш понедельник.
1923. № 46, 23.07. С. 3.
Выготский Л.С. Об авторе «не совсем рецензий» // Наш понедельник.
1923. № 28, 12.03. С. 3.
Выготский Л.С. Орленок. Ученик дьявола // Наш понедельник. 1923. №
14, 27.11. С. 3.
Выготский Л.С. Первая ласточка. «Дыбук» в поста- новке Рубина // Наш
понедельник. 1923. № 32, 09.04. С. 4.
Выготский Л.С. Последний спектакль // Наш поне- дельник. 1923. № 28,
12.03. С. 3.
Выготский Л.С. Преступление и наказание. Золотая осень. На дне //
Наш понедельник. 1922. № 4, 18.09. С. 3.
Выготский Л.С. Ревизор. Флавия Тесини. Цена жиз- ни. Певец своей
печали. Овод // Наш понедельник. 1922. № 8, 16.10. С. 3.
Выготский Л.С. Слесарь и канцлер // Полесская правда. 1923. № 1038,
01.11. С. 4.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей
психологии. М.: Педагогика, 1983. С.
355—356.
Выготский Л.С. Стакан воды // Полесская правда. 1923. № 1053, 21.11.
С. 3.
Выготский Л.С. Уриэль Акоста. Гроза // Наш поне- дельник. 1922. №
12, 13.11. С. 3.
Выготский Л.С. Хорошо сшитый фрак // Наш по- недельник. 1922. № 13,
20.11. С. 3.
ГрачеваА.М.,НистратовА.А.,СобкинВ.С. Персонажи фильма в пространстве театральных амплуа // Вестник
Москов- ского университета. Сер. 14. Психология. 1990. № 1. С. 24—33.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат,
1975. 304 с.
ЛотманЮ.М. Пушкин. СПб.: Искусство, 2003. 847 с.
Мейерхольд Вс. Э., Бебутов В. М., Аксёнов И. А. Та- блица амплуа //
Амплуа актера. М., 1922. С. 6—11.
СобкинВ.С. Комментарии к театральным рецензиям Льва
Выготского // Выготский Л.С. Театральные рецензии. М.: Институт социологии
образования РАО, 2015. 568 с.
Собкин В.С., Мазанова В.С. Комментарии к «Теа- тральным заметкам»
Л.С. Выготского // Культурно-исто- рическая психология. 2014. № 3. С.
82—96.
Собкин В.С., Мазанова В.С. Комментарии к статье Л.С. Выготского
«Театр и революция» // Культурно-исто- рическая психология. 2015. № 1. С.
91—113. doi:10.17759/ chp.2015110111
Собкин В.С., Мазанова В.С. О чем рассказал гомель- ский «Вереск»
Льва Выготского: опыт реконструкции со- циокультурного контекста // Вопросы
психологии. 2014. № 6. С. 89—106.
Собкин В.С., Мазанова В.С. Опыт комментариев к одной театральной
рецензии Л.С. Выготского // Нацио- нальный психологический журнал. 2014. № 1.
С. 37—48.
Собкин В.С., Нистратов А.А., Грачева А.М. Персо- нажи фильма в
пространстве социальных стереотипов // Вестник Московского университета. Сер.
14. Психология. 1989. № 1. С. 38—44.
Станиславский К. С. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 3. Работа актера
над собой. Ч. 2: Работа над собой в творче- ском процессе воплощения: Материалы
к книге. М.: Искус- ство. 1990. С. 268—271.
Фрейд З. О нарцизме // З. Фрейд. Очерки по пси- хологии
сексуальности. Репринтное издание. Минск: Бела- русь, 1990. 188 с.
Эйзенштейн С.М. Неравнодушная природа. Избр. произв. в 6 т. Т.3.
Теоретические исследования (1945— 1948). М.: Искусство, 1964. С. 61.