Рубцова О.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени проф .Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», руководитель «Центра междисциплинарных исследований современного детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-1234 e-mail: ovrubsova@mail.ru
Сидоров А.В. старший преподаватель кафедры методики преподавания иностранных языков, Институт иностранных языков, ФГБОУ ВО МПГУ, Москва, Россия e-mail: anton_sidoroff@mail.ru
Цель статьи — познакомить читателей с историей создания «особого театра» в России и за рубежом, а также обсудить особенности его организации в контексте проблемы социальной инклюзии. Рассматривается модель инклюзивного театра, опирающаяся на систему понятий культурно-исторической научной школы. В основе модели — идея Л.С. Выготского о том, что всякий физический недостаток реализуется как социальная «ненормальность» поведения, в связи с чем его преодоление возможно в условиях специально организованного социального взаимодействия. По мнению авторов, эффективной формой такого взаимодействия может стать особый тип инклюзивной театральной деятельности, где «коллизии и столкновения» целенаправленно моделируются, а «переживание» и рефлексия выступают в качестве основных механизмов организации разворачивающегося совместного действия.
Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления
критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун- та, 1984. 200 с.
Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка//
Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та,
1980. С. 138—142.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики.
М.: Педагогика, 1983. 368 с.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М.:
Педагогика,1983. 369 с.
Завершнева Е.Ю. К публикации заметок Л.С. Выготского //
Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 4. С. 15—24.
Зарецкий В.К. Динамика уровневой организации мышления при решении
творческих задач: Дис. … канд. психол. наук. М., 1984. 278 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат,
1977. 304 с.
Рубцова О.В., Дэниелс Г. Понятие «драмы» в концепции Л.С.
Выготского: культурно-исторический и исследовательский контекст //
Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 189—207.
Рубцова О.В., Уланова Н.С. Психологические предпосылки развития
рефлексии в условиях применения цифровых технологий //Психологическая наука и
образование. 2014. Т. 19. № 4. С.101—112.
Собкин В.С. Комментарии к театральным рецензиям Льва Выготского.
М.: Институт социологии образования РАО, 2015. 568 с.
Шеманов А.Ю., Попова Н.Т. Инклюзия в культурологической
перспективе // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 74—82.
Щербакова А.М., Шеманов А.Ю. Дискуссионные вопросы развития
личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью // Психологическая наука и
образование. 2010. № 2. С. 63—71.
Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии. СПб.:
Изд-во Междунар. фонда истории науки, 1993. 300 с.
Creating an Inclusive Society: Practical Strategies to Promote Social
Integration. DESA, 2009. [Электронный ресурс] // URL :
http://www.un.org/esa/socdev/egms/docs/2009/Ghana/inclusive-society.pdf (дата
обращения: 10.04.2017).
Durham-Wall M. What are you looking at? Staring down notions of
the disabled body in dance // Choreographic Practices. Vol. 6 (1). P.
25—40.
King F., Kimball T. (Eds.). Peering Behind the Curtain:
Disability, Illness, and the Extraordinary Body in Contemporary Theater. Y.:
Routledge, 2002. 177 p.
Kuppers P. Disability Culture and Community Performance. , UK:
Palgrave, 2011. 296 p.
Lefevere P. Theatre Workshop aids the handicapped// Goldstein J.
No Stone Unturned: A Father’s Memoir of His Son’s Encounter with Traumatic
Brain Injury. Potomac Books, 2012. P. 5—13.
Mitchell D., Snyder S. Exploitations of Embodiment: Born Freak and
the Academic Bally Plank // Disability Studies Quarterly. Vol. 25 (3). P.
37—45.
Pascal J. Hilde Holger: As a dancer and teacher she kept the
spirit of German expressionism alive in London [Электронный ресурс] // The
Guardian (2001-09-26); Retrieved (2012-12-27). URL:
https://www.theguardian.com/news/2001/sep/26/guardianobituaries1 (дата
обращения: 11.04.2017).
Tawell A. et al. Being Other: the Effectiveness of Artsbased
Approaches in Engaging with Disaffected Young People. University of Oxford,
Department of Education, 2015. 39 p.
Veresov N.N. Zone of Proximal development: The hidden dimension?
[Электронный ресурс] // Ostern A., Heila-Ylikallio R. (Eds.) Language as
Culture — Tensions in Time and Space. 2004. Vol. 1. Р. 13—30. URL: http://
nveresov.narod.ru/ZPD.pdf (Р. 1—6) (дата обращения: 15.07.1916).