«Особый театр» как средство социальной инклюзии: зарубежный и отечественный опыт

1341

Аннотация

Цель статьи — познакомить читателей с историей создания «особого театра» в России и за рубежом, а также обсудить особенности его организации в контексте проблемы социальной инклюзии. Рассматривается модель инклюзивного театра, опирающаяся на систему понятий культурно-исторической научной школы. В основе модели — идея Л.С. Выготского о том, что всякий физический недостаток реализуется как социальная «ненормальность» поведения, в связи с чем его преодоление возможно в условиях специально организованного социального взаимодействия. По мнению авторов, эффективной формой такого взаимодействия может стать особый тип инклюзивной театральной деятельности, где «коллизии и столкновения» целенаправленно моделируются, а «переживание» и рефлексия выступают в качестве основных механизмов организации разворачивающегося совместного действия.

Общая информация

Ключевые слова: социальная инклюзия, "особый театр", театральная деятельность, драма , переживание, рефлексивная коммуникация

Рубрика издания: Памятные даты

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2017130107

Для цитаты: Рубцова О.В., Сидоров А.В. «Особый театр» как средство социальной инклюзии: зарубежный и отечественный опыт // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 1. С. 68–80. DOI: 10.17759/chp.2017130107

Литература

  1. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун- та, 1984. 200 с.
  2. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 138—142.
  3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  4. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М.: Педагогика,1983. 369 с.
  5. Завершнева Е.Ю. К публикации заметок Л.С. Выготского // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 4. С. 15—24.
  6. Зарецкий В.К. Динамика уровневой организации мышления при решении творческих задач: Дис. … канд. психол. наук. М., 1984. 278 с.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  8. Рубцова О.В., Дэниелс Г. Понятие «драмы» в концепции Л.С. Выготского: культурно-исторический и исследовательский контекст // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 189—207.
  9. Рубцова О.В., Уланова Н.С. Психологические предпосылки развития рефлексии в условиях применения цифровых технологий //Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 4. С.101—112.
  10. Собкин В.С. Комментарии к театральным рецензиям Льва Выготского. М.: Институт социологии образования РАО, 2015. 568 с.
  11. Шеманов А.Ю., Попова Н.Т. Инклюзия в культурологической перспективе // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 74—82.
  12. Щербакова А.М., Шеманов А.Ю. Дискуссионные вопросы развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. С. 63—71.
  13. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии. СПб.: Изд-во Междунар. фонда истории науки, 1993. 300 с.
  14. Creating an Inclusive Society: Practical Strategies to Promote Social Integration. DESA, 2009. [Электронный ресурс] // URL : http://www.un.org/esa/socdev/egms/docs/2009/Ghana/inclusive-society.pdf (дата обращения: 10.04.2017).
  15. Durham-Wall M. What are you looking at? Staring down notions of the disabled body in dance // Choreographic Practices. Vol. 6 (1). P. 25—40.
  16. King F., Kimball T. (Eds.). Peering Behind the Curtain: Disability, Illness, and the Extraordinary Body in Contemporary Theater. Y.: Routledge, 2002. 177 p.
  17. Kuppers P. Disability Culture and Community Performance. , UK: Palgrave, 2011. 296 p.
  18. Lefevere P. Theatre Workshop aids the handicapped// Goldstein J. No Stone Unturned: A Father’s Memoir of His Son’s Encounter with Traumatic Brain Injury. Potomac Books, 2012. P. 5—13.
  19. Mitchell D., Snyder S. Exploitations of Embodiment: Born Freak and the Academic Bally Plank // Disability Studies Quarterly. Vol. 25 (3). P. 37—45.
  20. Pascal J. Hilde Holger: As a dancer and teacher she kept the spirit of German expressionism alive in London [Электронный ресурс] // The Guardian (2001-09-26); Retrieved (2012-12-27). URL: https://www.theguardian.com/news/2001/sep/26/guardianobituaries1 (дата обращения: 11.04.2017).
  21. Tawell A. et al. Being Other: the Effectiveness of Artsbased Approaches in Engaging with Disaffected Young People. University of Oxford, Department of Education, 2015. 39 p.
  22. Veresov N.N. Zone of Proximal development: The hidden dimension? [Электронный ресурс] // Ostern A., Heila-Ylikallio R. (Eds.) Language as Culture — Tensions in Time and Space. 2004. Vol. 1. Р. 13—30. URL: http:// nveresov.narod.ru/ZPD.pdf (Р. 1—6) (дата обращения: 15.07.1916).
  23. URL: http://blueappletheatre.com/hamlet/
  24. URL:http://inclusioninthearts.org
  25. URL:http://www.tbtb.org
  26. URL:http://www.theapothetae.org
  27. URL:http://www.thikwa.de/repertoire/biofiction.html

Информация об авторах

Рубцова Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени проф .Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», руководитель «Центра междисциплинарных исследований современного детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-1234, e-mail: ovrubsova@mail.ru

Сидоров Антон Викторович, старший преподаватель кафедры методики преподавания иностранных языков, Институт иностранных языков, ФГБОУ ВО МПГУ, Москва, Россия, e-mail: anton_sidoroff@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2479
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 25

Скачиваний

Всего: 1341
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 10