Каталог изданий 117Рубрики 53Авторы 9258Новости 1826Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 19 место — направление «Психология» 0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,064 — двухлетний импакт-фактор Культурно-историческая психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1816-5435 ISSN (online): 2224-8935 DOI: https://doi.org/10.17759/chp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2005 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый Аффилирован ISCAR EN In English |
Культурно-историческая психология Введение исходных понятий: в поисках недостающих опор 978Цукерман Г.А. Обухова О.Л. Рябинина Л.А. Шибанова Н.А. АннотацияКаковы условия пересечения и взаимообогащения двух раздельных линий развития понятийного мышления — линии житейских и научных понятий? Мы предположили, что для этого необходимы как минимум два условия. Первое хорошо известно: это моделирование существенных свойств изучаемого предмета, что обеспечивает материализованное действие ребенка с теоретическим содержанием. Второе условие — мотивационно-смысловая опора для построения учебных моделей. О том, что это условие не выполняется, свидетельствует отсутствие детской инициативы в создании и использовании учебных моделей на ранних этапах введения научных понятий. Мы предположили, что недостающей опорой для введения исходных понятий систематических школьных курсов могут стать понятийные персонажи учебных игр. С помощью формирующего эксперимента в первых классах была проверена гипотеза о том, что использование персонажей, которые, с одной стороны, действуют по логике понятия, а с другой стороны, живут в сказочно-игровых обстоятельствах, насыщает учебную работу детей (в частности, работу с учебными моделями) эмоциями, фантазией и инициативой. Диагностика показала, что введение исходных понятий с помощью понятийно-игровых персонажей существенно влияет на качество формируемых понятий, в частности — на уровень их предметной отнесенности. Фрагмент статьи
Школа открывает новую линию в развитии понятийного мышления ребенка: через ворота научных понятий в сфере детской мысли появляется новая структура обобщения, которая «переносится затем как всякая структура, как известный принцип деятельности без всякой выучки на все остальные области мысли и понятий». Загадочному выражению «без всякой выучки» посвящена наша статья. За этими простыми словами скрывается тайна развития, происходящего в форме обучения, но не совпадающего с ним. Литература
Статьи по теме
Психологическая диагностика, Психология личности | Цукерман Г.А., Билибина Т.М., Виноградова О.М., Обухова О.Л., Шибанова Н.А. Клиническая психология, Психология личности | Гаранян Н.Г., Шарапова А.В., Сорокова М.Г., Микита О.Ю., Бойко С.Л. Психологическая диагностика, Психология личности | Манукян В.Р., Муртазина И.Р., Гришина Н.В. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|