Психологическое содержание взаимосвязи смысла и значения в культурно-исторической теории

802

Аннотация

В статье рассматривается культурно-историческая теория Л.С. Выготского и ее трактовки в современной психологии. Показано, что психологическое содержание многих понятий психологии Л.С. Выготского качественно отличается от того, которое используется как в теории, так и в практике современной психологической науки. При этом основополагающей идеей Л.С. Выготского, определяющей специфику культурно-исторической психологии, по мнению авторов, является его идея о первичности смысла по отношению к значению. Анализ предметного содержания понятия «культурное развитие» позволяет утверждать, что Л.С. Выготский несколько по иному, нежели сейчас принято, понимал сущность процесса обучения. Обучение в культурно-исторической психологии обеспечивает становление и развитие воли и произвольности. При этом обучение понимается не как превращение внешнего во внутреннее (процесс интериоризации), а, скорее, как способность реализации себя во внешнем мире. При этом важную роль в обеспечении психического развития и обучения играет такая психическая функция, как воображение.

Общая информация

Ключевые слова: воображение, значение, культурно-историческая психология, смысл, социализация, игра, неклассическая психология, культурное развитие, экспериментально-генетический (проектирующий) метод

Рубрика издания: Совместность и творчество

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2018140306

Для цитаты: Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г. Психологическое содержание взаимосвязи смысла и значения в культурно-исторической теории // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 3. С. 67–73. DOI: 10.17759/chp.2018140306

Фрагмент статьи

Одной из принципиальных идей Л.С. Выготского, которая легла в основу культурно-исторической психологии, была идея о первичности смысла по отношению к значению. В противовес Л.С. Выготскому А.Н. Леонтьев в своих работах настаивает на первичности значения по отношению к смыслу.

Литература

  1. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Собр. соч: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. C. 436—454.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество. М.: Просвещение, 1991. 90 с
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. C. 5—361
  4. Коул М. Культурно-историческая психология. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1997. 384 с.
  5. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология игры (культурно-исторический подход). М.: Левъ, 2017. 344 с.
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 303 с.

Информация об авторах

Кравцова Елена Евгеньевна, доктор психологических наук, профессор, Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии (ФНКЦ РР), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2535-262X, e-mail: ekravcva@gmail.com

Кравцов Геннадий Григорьевич, доктор психологических наук, профессор, Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии (ФНКЦ РР), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4418-3254, e-mail: ekravcva@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1779
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 802
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2