Культурно-историческая теория деятельности: фундаментальные открытия и новые вызовы

3291

Аннотация

Статья посвящена основным идеям культурно-исторической теории деятельности и вызовам нового времени, встающим перед ней. Особое внимание уделяется работе так называемой Хельсинской школы теории деятельности. В первой части статьи мы описываем революционные идеи, лежащие в основе теории и уходящие корнями в работы Маркса и Выготского, а также рассматриваем, как менялись представления о единице анализа на разных этапах становления теории деятельности. Затем мы переходим к обсуждению основополагающей роли историчности и диалектичности в развитии теории деятельности, описываем два ключевых методологических и эпистемологических принципа деятельностных исследований — принцип двойной стимуляции и принцип восхождения от общего к частному. Опора на эти принципы дает нам возможность утверждать, что формирующие интервенции — мощный инструмент в реализации социально значимых, эффективных деятельностных исследований. В заключительной части статьи мы рассматриваем основные вызовы, с которыми придется столкнуться теории деятельности в XXI веке.

Общая информация

Ключевые слова: теория деятельности, единица анализа, историчность, диалектика, двойная стимуляция, формирующие интервенции

Рубрика издания: Совместность и творчество

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2018140304

Для цитаты: Саннино А., Энгестрем У. Культурно-историческая теория деятельности: фундаментальные открытия и новые вызовы // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 3. С. 43–56. DOI: 10.17759/chp.2018140304

Литература

  1. Adler P.S. The environmental crisis and its capitalist roots: Reading Naomi Klein with Karl Polanyi // Administrative Science Quarterly. 2015. Vol. 60(2). P. 13—25.
  2. Adler P.S., Heckscher C.C. (eds.). The firm as a collaborative community. New York: Oxford University Press., 2006. 608 p.
  3. Arievitch I.M. Beyond the brain: An agentive activity perspective on mind, development, and learning. New York: Springer, 2017. 288 p.
  4. Bang J. Building a new house out of old materials — and with sharpened tools // Culture & Psychology. 2008. Vol. 14(1). P. 45—55.
  5. Blunden A. An interdisciplinary theory of activity. Chicago: Haymarket Books, 2010. 348 p.
  6. Bronfenbrenner U. Toward an experimental ecology of human development // American psychologist. 1977. Vol. 32(7). P. 513—532.
  7. Callinicos A. Making history: Agency, structure, and change in social theory. Chicago: Haymarket Books, 2009. 290 p.
  8. Chaiklin S.E., Hedegaard M.E., Jensen U.J.E. (eds.). Activity theory and social practice. Aarhus: Aarhus University Press, 1999. 381 p.
  9. Clot Y. Clinic of activity: The dialogue as instrument // Learning and expanding with activity theory / A. Sannino (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 2009. P. 286—302.
  10. Clot Y., Kostulski K. Intervening for transforming: The horizon of action in the Clinic of Activity / Theory and Psychology. Vol. 21(2—11). P. 681—696.
  11. Cole M. Cultural psvchology: A once and future discipline. Cambridge: Harvard University Press, 1996. 416 p.
  12. Davydov V.V. Types of generalization in instruction: Logical and psychological problems in the structuring of school curricula. Reston: National Council of Teachers of Mathematics, 1990. 438 p.
  13. Dillard E.A. Lesson study in higher education: Mediating language teacher conceptual development through shared inquiry: Unpublished doctoral dissertation, University of Minnesota, Minneapolis, 2016. 152 p.
  14. Engeström Y. Learning by expanding: An activity-theoretical approach to developmental research. Helsinki: Orienta-Konsultit, 1987. 338 p.
  15. Engeström Y. Developmental work research: Expanding activity theory in practice. Berlin: Lehmanns Media, 2005. 453 p.
  16. Engeström Y. Enriching the theory of expansive learning: Lessons from journeys toward coconfiguration // Mind, Culture, and Activity. 2007a. Vol. 14(1—2). P. 23—39.
  17. Engeström Y. From communities of practice to mycorrhizae // Communities of Practice: Critical perspectives / J. Hughes (eds.). London: Routledge, 2007b. P. 41—54.
  18. Engeström Y. Learning by expanding: An activity-theoretical approach to developmental research. 2nd edition. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. 338 p.
  19. Engeström Y.,Engeström R. Developmental work research: The approach and an application in cleaning work // Nordisk Pedagogik. 1986. Vol. 6(1). P. 2—15.
  20. Engeström Y., Kaatrakoski H., Kaiponen P., Lahikainen J., Laitinen A., Myllys H., Rantavuori J., Sinikara K. Knotworking in academic libraries: Two case studies from the University of Helsinki // Liber Quarterly. 2012. Vol. 21(3/4). P. 387—405.
  21. Engeström Y., Kajamaa A., Nummijoki J. Double stimulation in everyday work: Critical encounters between home care workers and their elderly clients // Learning, Culture and Social Interaction. 2015. Vol. 4. P. 48—61.
  22. Engeström Y., Miettinen R., Punamäki R.L. (eds.). Perspectives on activity theory. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 480 p.
  23. Engeström Y., Nummijoki J., Sannino A. Embodied germ cell at work: Building an expansive concept of physical mobility in home care // Mind, Culture, and Activity. 2012. Vol. 19(3). P. 287—309.
  24. Engeström Y., Rantavuori J., Kerosuo H. Expansive learning in a library: Actions, cycles and deviations from instructional intentions //Vocations and Learning. 2013. Vol. 6(1). P. 81—106.
  25. Engeström Y., Sannino A. Discursive manifestations of contradictions in organizational change efforts: A methodological framework // Journal of Organizational Change Management. 2011. Vol. 24(3). P. 368—387.
  26. Engeström Y., Sannino A. Whatever happened to process theories of learning? Learning, Culture and Social Interaction. 2012. Vol. 1(1). P. 45—56.
  27. Engeström Y., Sannino A., Virkkunen J. On the methodological demands of formative interventions // Mind, Culture, and Activity. 2014. Vol. 21(2). P. 118—128.
  28. Falmagne R.J. The abstract and the concrete // Sociocultural psychology: Theory and practice of doing and knowing / L.M. Martin, K. Nelson & E. Tobach (Eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 1995. P. 205—228.
  29. Fichtner B. Lernen und Lerntätigkeit: Ontogenetische, phylogenetische und epistemologische Studien. Berlin: Lehmanns Media, 2008. 372 p.
  30. Freeman C., Louçã F. As time goes by: From the industrial revolutions to the information revolution. Oxford: Oxford University Press, 2001.
  31. Giest H., Rückriem G. Tätigkeitstheorie und (Wissens—)Gesellschaft: Fragen und Antworten aus tätigkeitstheoretischer Forschung und Praxis. Berlin: Lehmanns Media, 2010.
  32. Greenstein D. Strategies for sustaining the university library // Portal: Libraries and the Academy. 2010. Vol. 10(2). P. 121—125.
  33. Gutiérrez K.D., Jurow A.S. Social design experiments: Toward equity by design // Journal of the Learning Sciences. 2016. Vol. 25(4). P. 565—598.
  34. Hegel G.W.F. Hegel’s science of logic. New York: Humanities Press, 1969.
  35. Il’enkov E.V. Dialectical logic: Essays on its history and theory. M.: Progress Publishers, 1977.
  36. Il’enkov E.V. The dialectics of the abstract and the concrete in Marx’s Capital. M.:Progress, 1982.
  37. Kelly A. Design research in education: Yes, but is it methodological? // The Journal of the Learning Sciences. 2004. Vol. 13(1). P. 115—128.
  38. Leont’ev A.N. Activity, consciousness, and personality. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1978.
  39. Leont’ev A.N. Problems of the development of mind. M.: Progress, 1981.
  40. Levine A. Arguing for socialism: Theoretical considerations. London: Verso, 1984.
  41. Levitin K. One is not born a personality: Profiles of Soviet education psychologists. M.: Progress, 1982.
  42. Linebaugh P. Stop, thief!: The commons, enclosures, and resistance. Oakland: PM Press, 2014.
  43. Lompscher J. Lernkultur Kompetenzentwicklung aus kulturhistorischer Sicht: Lernen Erwachsener im Arbeitsprozess. Berlin: Lehmanns Media, 2004.
  44. Marx K. A contribution to the critique of political economy. London: Lawrence and Wishart, 1971.
  45. Marx K., Engels F. The German ideology, including Theses on Feuerbach and Introduction to the critique of political economy. New York: Prometheus Books, 1998.
  46. van Oers B., Wardekker W., Elbers E., Van der Veer R. (eds.). The transformation of learning: Advances in cultural— historical activity theory. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. 416 p.
  47. Perez C. Technological revolutions and financial capital: The dynamics of bubbles and golden ages. Cheltenham: Edward Elgar, 2002.
  48. Polanyi K. The great transformation: The political and economic origins of our time. Boston: Beacon Press, 1971.
  49. Roth W.M., Lee Y.J. “Vygotsky’s neglected legacy”: Cultural-historical activity theory // Review of Educational Research. 2007. Vol. 77(2). P. 186—232.
  50. Rubtsov V.V. Learning in children: Organization and development of cooperative actions. Commack: Nova Science Publishers, 1991.
  51. Ryle G. The concept of mind. 60th anniversary edition. New York: Routledge, 2009.
  52. Sannino A. Activity theory as an activist and interventionist theory // Theory and Psychology. 2011. Vol. 21(5). P. 571—597.
  53. Sannino A. The principle of double stimulation: A path to volitional action // Learning, Culture and Social Interaction. 2015. Vol. 6. P. 1—15.
  54. Sannino A. Double stimulation in the waiting experiment with collectives: Testing a Vygotskian model of the emergence of volitional action // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2016. Vol. 50(1). P. 142—173.
  55. Sannino A., Daniels H., Gutiérrez K.D. (eds.). Learning and expanding with activity theory. Cambridge: Cambridge University Press, 2009.
  56. Sannino A., Engeström Y. Co—generation of societally impactful knowledge in Change Laboratories // Management Learning. 2017. Vol. 48(1). P. 80—96.
  57. Sannino A., Engeström Y., Lahikainen J. The dialectics of authoring expansive learning: Tracing the long tail of a Change Laboratory // Journal of Workplace Learning. Vol. 28(4). P. 245—262.
  58. Sannino A., Engeström Y., Lemos M. Formative interventions for expansive learning and transformative agency // Journal of the Learning Sciences. 2016. Vol. 25(4). P. 599—633.
  59. Sannino A., Laitinen A. Double stimulation in the waiting experiment: Testing a Vygotskian model of the emergence of volitional action // Learning, Culture and Social Interaction. 2015. Vol. 4. P. 4—18.
  60. Sawchuk P., Duarte N., Elhammoumi M. (eds.). Critical perspectives on activity: Explorations across education, work, and everyday life. Cambridge: Cambridge University Press, 2006.
  61. Scribner S. Vygotsky’s uses of history // Culture, communication and cognition: Vygotskian perspectives / J. Wertsch (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 1985. P. 119—145.
  62. Stetsenko A. The transformative mind: Expanding Vygotsky’s approach to development and education. Cambridge: Cambridge University Press, 2016. 434 p.
  63. Thuraisingam T., Hukam Parvinder K., David M.K., Nair V. Research culture of private universities in Malaysia: Using contradictions in activity theory // Pertanika Journal of Social Sciences & Humanities. 2014. Vol. 22(2). P. 521—537.
  64. Timmis S. The dialectical potential of cultural historical activity theory for researching sustainable CSCL practices // International Journal of Computer—Supported Collaborative Learning. 2014. Vol. 9(1). P. 7—32.
  65. Tolman C. The metaphysic of relations in Klaus Riegel’s ‘dialectics’ of human development // Human Development. 1981. Vol. 24(1). P. 33—51.
  66. Victor B., Boynton A.C. Invented here: Maximizing your organization’s internal growth and profitability. Boston: Harvard Business Press, 1998. 272 p.
  67. Virkkunen J., Newnham D.S. The Change Laboratory: A tool for collaborative development of work and education. Rotterdam: Sense Publishers, 2013. 294 p.
  68. Vygotsky L.S. Thinking and speech. In Rieber R.W. (eds.). The collected works of L.S. Vygotsky. Vol. 1. Problems of general psychology. New York: Plenum, 1987, pp. 39—285.
  69. Vygotsky L.S. The collected works of L.S. Vygotsky. Volume 3. Problems of the theory and history of psychology. New York: Plenum, 1997. 372 p.
  70. Wertsch J.V., del Río P., Alvarez A. Sociocultural studies: History, action, and mediation // Sociocultural studies of mind / J.V. Wertsch (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 1995. P. 1—36.
  71. Zinchenko V.P. Vygotsky’s ideas about units for the analysis of mind // Culture, communication and cognition: Vygotskian perspectives / J.V. Wertsch (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 1985. P. 94—118.
  72. Zuckerman G.A. Developmental education: A genetic modeling experiment // Journal of Russian and East European Psychology. 2012. Vol. 49(6). P. 45—63.

Информация об авторах

Саннино Анналиса, профессор, Университет Тампере, Тампере, Финляндия, e-mail: annalisa.sannino@helsinki.fi

Энгестрем Урио, PhD, эмерит-профессор, Хельсинский университет, эмерит-профессор Университета Калифорнии, Сан-Диего; приглашенный профессор Университета Уэст в Швеции и Университета Родса в Южной Африке; Центр исследования деятельности, развития и обучения (CRADLE), Хельсинский университет, Хельсинки, Финляндия, e-mail: yrjo.engestrom@helsinki.fi

Метрики

Просмотров

Всего: 3936
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 3291
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 7