Хухлаев О.Е. кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4620-9534 e-mail: huhlaevoe@mgppu.ru
Александрова Е.А. кандидат культурологии, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6675-6965 e-mail: aleksandrovaae@gmail.com
Гриценко В.В. доктор психологических наук, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7543-5709 e-mail: gritsenko2006@yandex.ru
Константинов В.В. доктор психологических наук, заведующий кафедрой общей психологии, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1443-3195 e-mail: konstantinov_vse@mail.ru
Кузнецов И.М. кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, центр исследования межнациональных отношений, Федеральный научно-исследовательский социологическый центр Российской академии наук, Москва, Россия e-mail: ingvar31@yandex.ru
Павлова О.С. кандидат педагогических наук, доцент, кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9702-1550 e-mail: os_pavlova@mail.ru
Рыжова С.В. кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, отдел этнической социологии, ФГБУН Федеральный научно-исследовательский социологический Центр Российской академии наук, Москва, Россия e-mail: silica2@yandex.ru
Шорохова В.А. cтарший преподаватель, кафедры Этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5424-2350 e-mail: shorokhovava@gmail.com
Исследуется проблема взаимосвязи религиозности с межгрупповой неприязнью или предубежденностью. Верифицируется гипотеза о существовании связи между идентификацией с религиозной группой и этнонациональными установками. Выборка испытуемых — 1032 человек, относящие себя к одному из трех вероисповеданий: буддизму, исламу и православию; возраст — от 17 до 22 лет, калмыки, чеченцы, русские. Использованы диагностические методики измерения ингрупповой религиозной идентификации, этнонациональных установок, субъективных категорий социальной консолидации и согласия с патриотическими идеологемами (К. Лич, E.Р. Агадуллина А.В. Ловаков, Л.М. Дробижева, О.Е. Хухлаев, Н.В. Ткаченко, И.М. Кузнецов, В.Д. Шапиро). С помощью регрессионного анализа обнаружены статистически значимые связи (p<0,05) ингрупповой религиозной идентификации с патриотическими этнонациональными установками молодых людей, независимо от их вероисповедания. Установлено, что идентификация со своей религиозной группой у российской молодежи буддистского, мусульманского и православного вероисповедания сама по себе не является предиктором межгрупповой неприязни. Полученные результаты расширяют научные представления о связи религиозной идентичности и межгрупповых отношений.
Финансирование. Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ № 15-06-10843 «Риски и ресурсы религиозной идентичности в современной России: кросс-культурный анализ».
Ссылка для цитирования
Фрагмент статьи
С одной стороны, история знает множество войн и иных
жестоких столкновений на почве религиозной принадлежности. До сих пор именно
религиозный фактор является одним из ведущих в формировании межгрупповой
неприязни.
Литература
Агадуллина Е.Р., Ловаков А.В. Модель измерения
ингрупповой идентификации: проверка на российской выборке // Психология. Журнал
Высшей школы экономики. 2013. № 10(4). С. 143—157.
Александрова Е.А. Религиозный и традиционный
компоненты в социальных представлениях калмыцкой молодежи // Аналитика
культурологии. 2011. № 20. С. 120—123.
Бондаренко О.В., Леонова М.С. Религиозная
идентичность: экспликация понятия // Гуманитарные и социальные науки. 2010. №
6. С. 285—291.
Гриценко В.В. Этническая идентичность и
социально-психологическая адаптация // Известия Саратовского университета.
Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2006. Т. 6. Вып. 1/2. С. 62—70.
Гуревич П.С. Философия человека. М.: ИФРАН, 1999.
221 с.
Дробижева Л.М. Идентичность и этнические установки
русских в своей и иноэтнической среде // Социологические исследования. 2010. №
12. С. 49—58.
Дробижева Л.М. Российская идентичность в массовом
сознании // Вестник российской нации. 2009. Т 3. № 1. С. 135—144.
Жемчураева С.Ш. Теоретико-методологические аспекты
социологической диагностики идентичности чеченцев в полиэтнической среде: дисс.
… канд. социол. наук. Саратов, 2010. С. 71.
Константинов В.В., Вершинина М.В. Взаимосвязь
этнической идентичности мигрантов-армян и условий их проживания в принимающем
сообществе // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 71—79.
Крылов А.Н. Религиозная идентичность:
индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве.
М.: Икар, 2012. 303 с.
Кузнецов И.М. Вариативность дискурсов патриотизма в
повседневном сознании россиян // Власть. 2016. Т. 24. № 7. C.164—171.
Павлова О.С. Об этнической, религиозной и
государственно-гражданской идентичности чеченцев и ингушей // Социальная
психология и общество. 2013. № 2. С. 119—133.
Павлова О.С. Чеченский этнос сегодня: черты
социально-психологического портрета. М.: Сам Полиграфист, 2012. 558 с.
Рыжова С.В. Православная идентичность в гражданском
обществе: ресурсы и риски становления // Социология и общество:
глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс] // Материалы IV
очередного Всероссийского социологического конгресса (г. Уфа, 2—24 октября 2012
г). М.: РОС, 2012. С. 2549— 2557. URL:
http://www.isras.ru/files/File/congress2012/ part16.pdf. (дата обращения:
18.09.2018).
Социальная идентичность и этнонациональные установки
студенческой молодежи Чечни / Хухлаев О.Е. [и др.] // Социальная психология и
общество. 2015. Т. 6. № 4. С. 23—40. doi:10.17759/sps.2015060403
Титов Р.С. Концепция индивидуальной религиозности
Г. Олпорта: понятие религиозных ориентаций // Культурно-историческая
психология. 2013. № 1. С. 2—9.
Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций.
СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. 304 с.
Хухлаев О.Е. Этнонациональные установки современной
российской молодежи // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 46—57.
Хухлаев О.Е., Шорохова В.А. Социально-
психологическое исследование религиозной идентичности у православной молодежи
// Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 2. С. 35—50. doi:10.17759/
sps.2016070203
Шорохова В.А Религиозная идентичность мусульманских
подростков и молодежи: социально- психологический анализ // Minbar. Islamic
Studies. 2019. Т.. 12. № 2. С. 585—589. doi:10.31162/2618-9569-2019-12-2-
585-598
Шорохова В.А., Хухлаев О.Е., Дагбаева С.Б.
Взаимосвязь ценностей и религиозной идентичности у школьников буддистского
вероисповедания // Культурно- историческая психология. 2016. Т. 12. № 1. С.
66—75. doi:10.17759/chp.2016120107
Шумилова Е.А., Ходжаева Е.А. Особенности
становления российской гражданской идентичности мусульман в Татарстане / Отв.
ред. В.С. Магун // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в
современной России. М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 132—168.
Этнонациональные установки и ценности современной молодежи
/ О.Е. Хухлаев [и др.] // Культурно- историческая психология. 2011. № 4. C.
97—106.
Allport G.W., Ross J.M. Personal religious
orientation and prejudice // Journal of Personality and Social Psychology.
1967. Vol. 5. № 4 P. 432—443. doi:10.1037/h0021212
Clobert M., Saroglou V., Hwang K.-K. Buddhist
Concepts as Implicitly ReducingPrejudice and Increasing Prosociality //
Personality and Social Psychology Bulletin. 2015. Vol. 41(4). P. 513—525. doi:
10.1177/0146167215571094
Donahue M.J. Intrinsic and extrinsic religiousness:
Review and meta-analysis // Journal of Personality & Social
Psychology.1985. Vol. 48. № 2. P. 400—419. doi:10.1037/0022-
3514.48.2.400
East Asian Religious Tolerance—A Myth or a Reality?
Empirical Investigations of Religious Prejudice in East Asian Societies / M.
Clobert [et.al.] // Journal of Cross- Cultural Psychology. 2014. Vol. 45(10).
P. 1515—1533. doi: 10.1177/0022022114546641
Goplen J., Plant A. Religious Worldview: Protecting
One’s Meaning System Through Religious Prejudice // Personality and Social
Psychology Bulletin. 2015. Vol. 41(11). P. 1474—1487. doi:
10.1177/0146167215599761
Greenfield E.A., Marks N.F. Religious social
identity as an explanatory factor for associations between more frequent formal
religious participation and psychological well-being // International Journal
for the Psychology of Religion. 2007. Vol. 17 (3). P. 245—259. doi:
10.1080/10508610701402309
Group-level self-definition and self-investment: A
hierarchical (multicomponent) model of in-group identification / C.W.
Leach [et.al.] // Journal of Personality and Social Psychology. 2008. Vol. 95.
№ 1. P. 144—165. doi: 10.1037/0022-3514.95.1.144
Hansen I. G., Norenzayan A. Between yang and yin
and heaven and hell: Untangling the complex relationship between religion and
intolerance // Where God and science meet: How brain and evolutionary studies
alter our understanding of religion / Ed. P. McNamara. Westport, CT: Praeger,
2006. P. 187—211.
Peek L. Becoming Muslim: The development of a
religious identity // Sociology of Religion. 2005. Vol. 66 (3). P. 215—242.
doi:10.2307/415309
The religious commitment inventory-10: Development,
refinement, and validation of a brief scale for research and counseling / E.L.
Worthington [et al.] // Journal of Counseling Psychology. 2003. Vol. 50(1). P.
84—96. doi: 10.1037/0022- 0167.50.1.84
Van Camp D., Barden J., Sloan L. Social and
Individual Religious Orientations Exist Within Both Intrinsic and Extrinsic
Religiosity // Archive for the Psychology of Religion. 2016. Vol. 38(1). P.
22—46. doi: 10.1163/15736121-12341316