Савостьянов А.Н. доктор философских наук, ведущий научных сотрудник, Научно-исследовательского института физиологии и фундаментальной медицины, Новосибирск, Россия e-mail: Alexander.Savostyanov@gmail.com
Степанова В.В. кандидат психологических наук, научный руководитель инновационной площадки и стажерской площадки «Росток», Областной центр информационных технологий Министерства образования и науки Новосибирской области, Смоленск, Россия e-mail: stepanowa.valent@yandex.ru
Толстых Н.Н. доктор психологических наук, заведующая кафедрой «Социальная психология развития» факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3999-4503 e-mail: nnvt@list.ru
Публикация представляет итоги и перспективы исследования проблемы развития воли и произвольности в детском возрасте. Авторы реализуют междисциплинарный подход, объединяющий позиции психологического, педагогического, физиологического и нейрофизиологического исследования проблемы. Воля и произвольность рассматриваются авторами как явления, не только имеющие разную феноменологию, но и различающиеся по своему. генезу. Приоритет отдается линии развития воли, связываемой с развитием внутренней моторики, телесности, индивидуальности. Именно на этом пути успешно формируется и произвольность поведения. И, напротив, «преждевременная произвольность» затрудняет, по мнению авторов, развитие свободной воли. В центре междисциплинарного исследования — педагогическая технология «Школа развития индивидуальности» («Росток»), реализуемая в настоящее время на базе экспериментальной площадки в г. Новосибирске. Психологические воззрения авторов лежат в русле заложенной Л.С. Выготским культурно-исторической традиции, подходов к проблеме развития воли и произвольности таких ее представителей, как Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев. Статья, с одной стороны, подводит некоторые итоги многолетней работы, а с другой — намечает перспективы, которые связываются, в частности, с продолжением нейрофизиологических исследований на базе экспериментальной площадки. Уже первые полученные результаты позволяют не только объективно зафиксировать различные механизмы развития детей, обучающихся по разным педагогическим технологиям, но и выявить новые нейрофизиологические феномены, а также увидеть психологическую подоплеку открытых в самое последнее время нейрофизиологических феноменов, пока загадочных для науки, например, дефолт-системы мозга. настоящее время на базе экспериментальной площадки в г. Новосибирске. Психологические воззрения авторов лежат в русле заложенной Л.С. Выготским культурно-исторической традиции, подходов к проблеме развития воли и произвольности таких ее представителей, как Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев. Статья, с одной стороны, подводит некоторые итоги многолетней работы, а с другой — намечает перспективы, которые связываются, в частности, с продолжением нейрофизиологических исследований на базе экспериментальной площадки. Уже первые полученные результаты позволяют не только объективно зафиксировать различные механизмы развития детей, обучающихся по разным педагогическим технологиям, но и выявить новые нейрофизиологические феномены, а также увидеть психологическую подоплеку открытых в самое последнее время нейрофизиологических феноменов, пока загадочных для науки, например, дефолт-системы мозга.
Проблема воли и произвольности в научной среде до сих пор
является дискуссионной. Дискуссионным является содержание и соотношение понятий
«воля» и «произвольность».
Литература
Анохин П.К. Принципы системной организации функций.
М.: Наука, 1973. 315 с.
Аюшеева Т.А., Сапрыгин А.Е., Савостьянов А.Н.,
Степанова В.В. Поведенческие и ЭЭГ-реакции младших школьников на вербальные
стимулы с различной эмоциональной окраской и условием собственного или
навязанного выбора // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 4. С.
72—90. doi:10.17759/sps.2017080406
Бехтерев В.М. Мозг и его деятельность: в 2 т. Т. 1.
Мозг: структура, функция, патология, психика. М.: Поматур, 1994. 752 с.
Божович Е.Д. Из записных книжек Л.И. Божович:
соображения к проблеме развития воли // Божович Л.И. Проблемы формирования
личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии,
Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. С. 333—341.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском
возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
Божович Л.И. Развитие воли в онтогенезе // Л.И.
Божович. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.:
Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. С. 302—
332.
Божович Л.И. Этапы формирования личности в
онтогенезе // Л.И. Божович. Личность и ее формирование в детском возрасте.
СПб.: Питер, 2008. С. 312—356.
Божович Л.И., Славина Л.И., Ендовицкая Т.В. Опыт
экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии.
1976. № 4. С. 55—68.
Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.
Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2003. 672 с.
Выготский Л.С. История развития высших психических
функций // Л.С. Выготский. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики.
М.: Педагогика, 1983. С. 6—328.
Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории
поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика- Пресс, 1993. 224
с.
Гуревич К.М. Развитие волевых действий у детей
младшего школьного возраста: дисс. … канд. психол. наук. М., 1940.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2
т. Т. II. Развитие произвольных движений. М.: Педагогика, 1986. 296 с.
Леонтьев А.Н. Воля // Вестник Московского
университета. Сер. 14. Психология. 1993. № 2. С. 3—14.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.:
Смысл, 2001. 511 с.
Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Восстановление
движения. М.: Советская наука, 1945. 232 с.
Мануйленко З.В. Развитие произвольного поведения у
детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. Вып. 14: Вопросы детской
психологии. 1948. С. 89—123.
Назарова Н.П. Овладение смысловой стороной знака
как условие развития письменной речи младшего школьника: автореф. дисс. … канд.
психол. наук. М., 2003. 21 с.
Неймарк М.С., Толстых Н.Н. Направленность личности:
взгляд из 2012 года // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 16.
Психология. Педагогика. Вып. 1. Январь 2013. С. 5—13.
Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий
головного мозга. М.: Изд-во АН СССР, 1949. 474 с.
Реализация системно-деятельностного подхода в
образовательной практике: сб. материалов / В.В. Степанова [и др.]; под общ.
ред. В.В. Степановой. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2018. 168 с.
Савостьянов А.Н. Психофизиологическая проблема в
русской науке. Новосибирск: Изд-во Ин-та дискрет. математики МО РФ, 2000. 126
с.
Савостьянов А.Н. Идеальные объекты в структуре
мировоззренческой традиции. Новосибирск, Изд-во СО РАМН, 2003. 146 с.
Савостьянов А.Н., Степанова В.В., Левин Е.А.,
Таможников С.С., Головко Т.А., Шилова В.С. ЭЭГ реакции у детей и взрослых в
условиях выполнения речедвигательных заданий // Общетеоретические и
типологические проблемы языкознания: сб. науч. статей. Вып. 3. / Отв. ред. У.М.
Трофимова. Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2014. С. 240—246.
Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие. Новый
взгляд. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 464 с.
Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека.
Мотивационно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975. 173 с.
Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в
культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2015.
Т. 11. № 3. С. 9—15. doi:10.17759/chp.2015110302
Степанова В.В. Школа развития индивидуальности
(программа «Росток»). Смоленск: Универсум, 2003. 168 с.
Степанова В.В., Толстых А.В. Психолого-
педагогические основы дошкольного и начального школьного образования (взгляд из
1996 года). Самара: Центр эстетического воспитания РАО, 1997. С. 48.
Степанова В.В., Толстых Н.Н. Междисциплинарные
связи социальной, возрастной и педагогической психологии: ресурсы развития //
Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 1. С. 23—44. doi:10.17759/
sps.2016070103
Степанова В.В., Толстых Н.Н. Первый год в школе
развития индивидуальности // Прикладная психология. 2000. № 4. С. 37—44.
Степанова В.В., Толстых Н.Н. Путь к слову // Мир
психологии. 2014. № 2(78). С. 110—120.
Степанова В.В., Толстых Н.Н., Назарова Н.П., Петреев
Е.Ю., Степанов Р.Д. Первый год в школе развития индивидуальности //
Организация деятельности экспериментальных площадок. Вып. 5 / Отв. ред. Л.Е.
Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2001. С. 160—175.
Судаков К.В. Биологические мотивации. М.: Медицина,
1971. 304 с.
Таможников С.С., Левин Е.А., Степанова В.В.,
Савостьянов А.Н. Межиндивидуальные различия в поведенческих стратегиях
школьников младшего возраста в условиях распознавания звуковых стимулов и
парадигмы «Стоп-сигнал» // Бюллетень Сибирского отделения РАМН. 2014. Т. 34. №
5. С. 27—36
Толстых А.В. Опыт конкретно-исторической психологии
личности. СПб.: Алетейя, 2000. 288 с.
Толстых Н.Н. Возможность свободы // Культурно-
историческая психология. 2007. № 1. С. 19—28.
Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез. М.:
Универсум. 2018. 292 с.
Ухтомский А.А. Доминанта. Л.: Наука, 1966. 273
с.
Филюкова А.С. Индивидуальные траектории как
средство формирования у детей умения осуществлять выбор деятельности // Вектор
науки, 2012. Вып. 4(11). С. 304—306.
Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч. I. Киев: Ника-
Центр, Эльга; М. Элькор-МК, 2002. 560 с.
Basar E. Brain Functions and Oscillations. Vol. II:
Integrative Brain Function. Neurophysiology and Cognitive Processes.
Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 1999. 476 p. doi
10.1007/978-3-642-59893-7
Dixon M.L., Thiruchselvam R., Todd R., Christoff K.
Emotion and the prefrontal cortex: An integrative review // Psychol Bull. 2017.
Vol. 143(10). P. 1033—1081. doi: 10.1037/ bul0000096
Farber L. The Ways of the Will: Essays Towards a
Psychology and Psychopathology of Will. NY: Basic Book, 1966. 226 p.
Knyazev G.G., Savostyanov A.N., Bocharov A.V.,
Slobodskaya H.R., Bairova N.B., Tamozhnikov S.S., Stepanova V.V. Effortful
control and resting state networks: A longitudinal EEG study // Neuroscience.
2017. Vol. 346. P. 365—381. doi: 10.1016/j.neuroscience.2017.01.031
Raichle M.E., MacLeod A.M., Snyder A.Z., Powers W.J.,
Gusnard D.A., Shulman G.L.A default mode of brain function // Proc Natl
Acad Sci USA. 2001. Jan 16. Vol. 98(2). P. 676—82. doi:
10.1073/pnas.98.2.676
Ramautar J.R., Slagter H.A., Kok A., Ridderinkhof
K.R. Probability effects in the stop-signal paradigm: the insula and the
significance of failed inhibition // Brain Res. 2006. Vol. 1105. Issue 1. P.
143—154. doi:10.1016/j.brainres.2006.02.091
Rothbart M.K. Temperament, development, and
personality // Current Directions in Psychological Science. 2007. Vol. 16.
Issue 4. P. 207—212. doi: 10.1111/j.1467- 8721.2007.00505.x
Savostyanov A.N., Tamozhnikov S.S., Levin E.A.,
Stepanova V.V. Voluntary behavioral control development associated with
aging in junior schoolchildren: EEG and event-related potentials study. IACAPAP
Congress, South Africa, Durban. 2015. P. 57—58.
Tolstykh N.N. Concept of Will as an Open Problem in
Culture-Historical Context // CRI SAS International Journal: Vygotskys
heritage: innovation in education. 2017. Vol. 4(1). P. 48—53.
Verbruggen F., Logan G.D. Automatic and controlled
response inhibition: associative learning in the go/no-go and stop-signal
paradigms // Journal of Experimental Psychology: General. 2008. Vol. 137(4). P.
649—672. doi: 10.1037/ a0013170