Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 106Рубрики 53Авторы 8884Новости 1775Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

15 место — направление «Психология»

1,086 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,034 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Метод ситуационно-векторного анализа когнитивно-личностного развития учащихся в процессе преодоления учебных трудностей 146

Зарецкий В.К.
кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8831-6127
e-mail: zar-victor@yandex.ru

Николаевская И.А.
преподаватель кафедры клинической психологии и психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогическкий университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1057-2064
e-mail: nikolaevskayaia@mgppu.ru

Аннотация

При оказании учащимся помощи в преодолении трудностей средствами рефлексивно-деятельностного подхода нередко имеет место феномен «взрывной динамики», когда происходят существенные качественные изменения, как в когнитивном, так и в личностном плане. Разработанная в рамках рефлексивно-деятельностного подхода многовекторная модель зоны ближайшего развития дает возможность теоретически обосновать и описать механизм когнитивно-личностного развития в процессе преодоления учебных трудностей. При разработке метода анализа динамики когнитивно-личностного развития учащихся решались три основные задачи: как анализировать процесс совместной деятельности ученика и консультанта, чтобы по стенограмме занятия (речевой продукции) реконструировать структурно-динамическую картину качественных когнитивно-личностных изменений; как показать динамику движения в предметном содержании выполняемых заданий, динамику по векторам когнитивного и личностного развития; как установить, что именно психолого-педагогическая помощь консультанта учащемуся в ситуациях преодоления учебных трудностей способствует зафиксированной динамике. Разработанный метод ситуационно-векторного анализа опирается на принципы и методику анализа речевой продукции испытуемых при решении творческих задач, которые рассматриваются как аналог учебных трудностей. Приводится пример анализа ситуаций взаимодействия консультанта и ученика с использованием разработанного метода, который иллюстрирует динамику по вектору «рефлексия», происходящую в ходе одного учебного занятия.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Прежде чем обратиться к проблеме метода анализа когнитивно-личностного развития ученика в процессе преодоления учебных трудностей, следует обосновать сам тезис о том, что такое развитие может происходить в данном процессе. Идея рассмотрения личностного и когнитивного в единстве, в развитии, в конкретных видах деятельности не нова.

Литература
  1. Алексеев Н.Г., Семенов И.Н. Уровни познавательной деятельности при решении творческих задач // Новые исследования в психологии. 1979. № 2. С. 3—8.
  2. Василюк Ф.Е., Зарецкий В.К., Молостова А.Н. Психотехнический метод исследования творческого мышления // Культурно-историческая психология. 2008. Т. 4. № 4. С. 34—47.
  3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. М., Педагогика, 1983. С. 5—328.
  4. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. Проблемы детской (возрастной) психологии. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  5. Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления / Психология мышления. М., 1965. С. 21—86.
  6. Зарецкий В.К., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования творческих задач // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 103—112.
  7. Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б. Смысловая регуляция решения творческих задач // Исследования проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983.
  8. Зарецкий В.К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский… // Культурно-историческая психология. 2007. Т. 3. № 3. С. 96—104.
  9. Зарецкий В.К. Если ситуация кажется неразрешимой…/ В.К. Зарецкий. 2-е изд. М.: Форум, 2011. 64 с.
  10. Зарецкий В.К. Становление и сущность рефлексивно- деятельностного подхода в оказании консультативной психолого-педагогической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С. 8—37.
  11. Зарецкий В.К. Один шаг в обучении — сто шагов в развитии: от идеи к практике // Культурно-историческая психология. 2016. Т.12. № 3. С. 149—188. doi:10.17759/ chp.2016120309
  12. Зарецкий В.К., Николаевская И.А. Многовекторная модель зоны ближайшего развития как способ анализа динамики развития ребенка в учебной деятельности // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 2. С. 95—113. doi:10.17759/cpp.2019270207
  13. Зарецкий В.К., Семенов И.Н. Методика определения стиля мышления руководителя // Практические занятия по социальной психологии для руководителей и специалистов народного хозяйства. Рига: МИПК СНХ Латв. ССР,1980. С. 40—66.
  14. Зарецкий В.К., Семенов И.Н. Логико- психологический анализ продуктивного мышления при дискурсивном решении задач // Новые исследования в психологии. 1979. № 1. С. 3—8
  15. Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. С. 99—110.
  16. Зинченко В.П. Лев Семенович Выготский: жизнь и деятельность // Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко: коллективная монография / Под общ ред. Т.Г. Щедриной. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2011. С. 294—299
  17. Комкова Е.И. Когнитивно-личностное развитие ребенка в процессе его социализации // Современные проблемы психологии личности: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Лидии Ивановны Божович / Под ред. И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан. М.: Московский психолого-социальный ун-т, 2008. С. 2—8.
  18. Кравцов Г.Г., Бережковская Е.Л., Кравцова Е.Е. Психологические основы программы начального образования «Золотой ключик» // Психологическая наука и образование. 1996. Т. 1. № 3.
  19. Манске Кристель Учение как открытие. М.: Смысл, 2014. 272 с.
  20. Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К., Клименкова Е.Н., Воложанина Н.С. Модификация методики «Стратегии утешения» Ф.Е. Василюка и Е.В. Шерягиной // Культурно- историческая психология. 2019. Т. 15. № 1. С. 79—92. doi:10.17759/chp.2019150109
  21. Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К. Может ли культурно-историческая концепция Л.С. Выготского помочь нам лучше понять, что мы делаем как психотерапевты? // Культурно-историческая психология. 2011. Т. 7. № 1. С. 108—118.
  22. Bandura, A. Regulation of cognitive processes through perceived self-efficacy // Developmental Psychology. 2018. Vol. 25 (5). 729—735.
  23. Grawe K. Agents of Change in the Processes of Psychotherapy. Part I // IFP Newsletter. Zurich. June. 2006.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика