Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9266Новости 1834Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

19 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,064 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: https://doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Современное подростничество в фокусе культурно-исторической психологии: к проблеме ролевого экспериментирования 108

|

Рубцова О.В.
кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени проф .Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», руководитель Сектора «Центр междисциплинарных исследований современного детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-1234
e-mail: ovrubsova@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются основные представления о подростковом возрасте, сложившиеся в традиции культурно-исторической научной школы. Обсуждается, какие психологические новообразования, социальная ситуация развития и ведущая деятельность выделяются для данного возрастного периода. Выдвигается идея о том, что противоречия, существующие между представителями культурно-исторической теории в определении содержания развития в подростничестве, обусловлены отсутствием единого представления об «идеальной форме» данного периода детства. В статье обсуждается мало известная работа Л.С. Выготского «Конкретная психология человека», в которой основатель культурно-исторической теории указывает на проблему социальных ролей и на важность их изучения в контексте подросткового возраста. Л.С. Выготский рассматривал роль как ключевой механизм, отвечающий за регуляцию высших психических функций в различных социальных взаимодействиях. В связи с рядом причин — в первую очередь, исторических — понятие роли долгое время практически не разрабатывалось отечественными психологами. В статье предпринята попытка привлечь внимание к проблеме ролевого развития в подростничестве — в частности, рассмотреть феномен ролевого экспериментирования как специфическую систему деятельностей, свойственных современным подросткам.

Ссылка для цитирования

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика