Совершенствование дополнительного образования с учетом профилизации общеобразовательных школ

412

Аннотация

В статье рассматривается возрастающая актуальность проблемы профильного обучения, предполагающая дальнейшее изучение вопросов выделения организационно-педагогических условий для его эффективной реализации в образовательном процессе, разработки гибких технологических моделей и педагогических стратегий преемственного перехода от профильного обучения к профессиональному образованию учащихся.

Общая информация

Ключевые слова: школа, инновационная деятельность, дополнительное образование, информатика

Рубрика издания: Мировая литература. Текстология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2017040303

Для цитаты: Епифанцев С.В. Совершенствование дополнительного образования с учетом профилизации общеобразовательных школ [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2017. Том 4. № 3. С. 20–34. DOI: 10.17759/langt.2017040303

Полный текст

1. Основные задачи дополнительного образования
в России

Будущее России в значительной степени определяется уровнем образования, воспитания, физического и духовного развития, здоровья и целеустремленности ее молодого поколения.

Основным предназначением дополнительного образования детей и молодежи является развитие их мотивации к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства; при этом развитие научно-технического творчества детей и молодежи является одной из основных задач этой системы образования в нашей стране [1, 12].

Необходимо отметить существующую как в мире, так и в нашей стране неоднозначность возрастных границ для понятий «дети» и «молодежь». Так, по нормам Всемирной организации здравоохранения, каждый человек в возрасте до 18 лет считается ребенком, т.е. относится к понятию «дети». Нижняя возрастная граница для понятия «молодежь» в России и в целом ряде других стран определена на уровне 14 лет. В большинстве европейских стран, в том числе в России, а также в США и Японии верхняя граница понятия «молодежь» – 30 лет, хотя в большинстве стран мира она ниже [Ильинский, 2001]. Типовым положением об учреждениях дополнительного образования [Типовое положение об] возрастные границы для детей, обучающихся в этих образовательных учреждениях, преимущественно определены пределами от 6 до 18 лет.

Типы государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей и молодежи, определенные Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2006 г. № 752 «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей», представлены на рис. 1. В нашей стране также работают негосударственные учреждения дополнительного образования детей, для которых Типовое положение [Типовое положение об] выполняет функции примерного.

В настоящее время в российскую систему дополнительного образования детей и молодежи входят более 16 тыс. учреждений, в которых обучаются более 10 млн. человек, из них более 8 тыс. учреждений и 8 млн. человек обучаются в государственной и муниципальной системах образования [Буйлова, 2005]. Одновременно обсуждаются и постепенно реализуются предложения по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных школах.

Органы управления системой

(Минобрнауки, Минкультуры, государственный комитет по делам молодежи, Росспорт, общественные организации и др.)

Центры
дополнительного образования

Дворцы детского (юношеского) спорта

Дворцы
детского творчества

Станции
юных натуралистов

Центры
дополнительного образования

Дворцы детского (юношеского) спорта

Дворцы
детского творчества

Станции
юных натуралистов

Дети и молодежь

(школьники, студенты, работающая молодежь)

 


Рис. 1. Структура системы дополнительного образования детей и молодежи

 

2. Новые направления развития обучения детей
и молодежи

По мнению автора, активно развивающийся в последние годы процесс профилизации общеобразовательных школ создает новые возможности по данному направлению развития дополнительного образования и научно-технического творчества детей и молодежи, имея в виду следующие основные обстоятельства, факты и доводы.

1. В России существует объективная необходимость подготовки и развития кадрового потенциала в области новых технологий производства различной промышленной и сельскохозяйственной продукции, основных направлений научно-технического прогресса, способного обеспечить обороноспособность страны и жизнедеятельность ее граждан в условиях жесткой конкуренции в мире.

2. Не менее остро перед страной стоят проблемы воспитания молодого поколения, его отвлечения от пагубного влияния «улицы» (от наркотиков, алкоголя, курения, уголовных преступлений, антиобщественных поступков и др.), которое можно существенно ослабить за счет значительного расширения сети доступных учреждений дополнительного образования, обеспечения детей интересной и полезной для них деятельностью, профилактики асоциальных явлений в молодежной среде, безнадзорности и беспризорности детей, оказания помощи молодому поколению страны в формировании собственной ценностной и действенной позиции, в стимуляции самообразования и саморазвития.

3. В настоящее время в России система дополнительного образования может охватить не более 50 % детей школьного возраста. Вместе с тем, например, в Японии каждый школьник обязан участвовать в свободно выбираемых и бесплатных для них дополнительных занятиях, не входящих в школьную программу, в системах неформального (informal) или альтернативного (alternative) образования [Дополнительное образование детей].

4. Развитие материально-технической, информационной и учебно-методической базы, кадрового педагогического потенциала по выбранным школами направлениям профильного обучения (рис. 2) создает реальные возможности для организации дополнительного образования детей и молодежи в этих направлениях в вечернее время, без существенных дополнительных капитальных и финансовых затрат, учитывая, что в большинстве школ в это время суток загрузка материально-технической базы, в том числе компьютерной, незначительна [Богомолова, 2007].

Федеральный базисный учебный план

Основные профили обучения

Базовые и профильные учебные курсы

(федеральный и региональный компоненты)

Элективные  профильные учебные курсы
(компонент  образовательного  учреждения)

 

По информационно-технологической компоненте

По профилям обучения
(специальные)

предметы

практики

проекты

Подпись: Физико-химический

Подпись: Химико-биологическийПодпись: Биолого-географический

Подпись: Социально-гуманитарный

Подпись: Информационно-технологическийПодпись: Индустриально-технологическийПодпись: Оборонно-спортивныйПодпись: Физико-математическийПодпись: Социально-экономический

Подпись: ФилологическийПодпись: АгротехнологическийПодпись: Художественно-эстетический 

 

 

Рис. 2. Основные направления профильного обучения школьников
 и средства его обеспечения

5. Большие возможности привлечения к дополнительному образованию детей и молодежи в профильных школах высококвалифицированных специалистов представляет организация в этих школах (в рамках этого вида образования) корпоративного обучения, направленного на решение кадровых и жилищных проблем новых промышленных организаций, создающихся в сельских и отдаленных регионах, при строительстве магистральных нефте- и газопроводов, автомобильных и железнодорожных магистралей [Зобов, 2006].

6. В большинстве случаев (независимо от профиля обучения) в профильных школах в настоящее время неуклонно повышается уровень оснащенности и преподавания базовых и элективных учебных дисциплин, связанных с информационными технологиями, которые в настоящее время повсеместно внедряются в различных областях экономики и социальной сферы. Это обстоятельство дает широкие возможности по организации дополнительного образования в области информатики и информационных технологий, развития информационного общества в России. При этом общеизвестно, что данное направление обучения является одним из наиболее популярных и престижных среди детей и молодежи.

7. Многообразие используемых образовательных методик и технологий реализации (как в школе так и в рамках дополнительного образования), в том числе смешанных технологических подходов в организации образовательного процессе, которые включают в себя новые ИКТ-ресурсы, новые формы обучения, расширенные практикумы и межпредметные учебные проекты, в том числе для разновозрастных групп детей и молодежи. На рис. 3 представлены наиболее распространенные смешанные подходы к организации профильного и дополнительного обучения. Подобное обучение с активным использованием ИКТ-ресурсов реализуется в рамках основного и дополнительного обучения детей и молодежи [Цветкова, 2008].

 

 

 

 

 

 


ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Информационно-технологические компоненты
 в системах профильного и дополнительного обучения

ИКТ-РЕСУРСЫ

Аудиовизуальные

(радио, кино, телевидение)

Компьютерные

(АРМ учителя
и рабочие места учеников)

Мультимедиа

(проектор, интерактивная доска, ЦОР)

Сетевые

(локальная сеть, Интернет)

Дополнительные цифровые ресурсы

(электронный мир, фото, ЛОГО и др.)

Средства ИКТ
для обучаемых
с ограниченными возможностями

Расширенный практикум

Учебные
проекты

Классно-урочная

(в т. ч. школьный компонент)

Дополнительное

обучение

(факультативы, в т.ч. элективные курсы)

Дистанционное
обучение

(в т. ч. через Интернет)

Школа полного дня

Экстернат

Профильное обучение

Подпись: Надомное обучение 


Рис. 3 Смешанные технологии обучения школьников

 

8. Необходимо также учитывать, что в небольших городах, сельских поселениях и рабочих поселках использование профильной школы, по существу, является единственным реальным решением для развития дополнительного обучения детей и молодежи, в том числе на основе использования школьного доступа в сеть Интернет и федеральных сетевых образовательных ресурсов, для их многопрофильного дистанционного обучения. Данный перспективный вид обучения в значительной степени уравнивает возможности детей и молодежи этих населенных пунктов с возможностями их сверстников, проживающих в крупных мегаполисах и областных центрах.

9. В крупных городах профильные школы, как правило, размещены в местах компактного проживания большого количества детей и молодежи. Поэтому посещение ими этих школ для дополнительного обучения, в отличие от специальных образовательных учреждений системы дополнительного образования (см. рис. 1), не связано с существенными дополнительными затратами времени, с повышением опасности передвижения детей в вечернее и ночное время (что особенно беспокоит их родителей). Кроме того, дополнительные занятия в профильных школах для большинства обучаемых будут проходить в привычных для них условиях.

10. В профильных школах может быть обеспечена лучшая преемственность общего, профильного и дополнительного образования, поскольку все эти виды обучения и воспитания будут обеспечиваться одним и тем же образовательным учреждением и педагогическим коллективом.

11. При выделении необходимого финансирования (которое может быть доступно из различных источников и быть смешанным) существенное увеличение масштабов дополнительного образования детей и молодежи (в том числе работающей) может быть проведено в кратчайшие сроки, так как этот процесс не связан с большим объемом работ по капитальному строительству и переоснащению учебных лабораторий и аудиторий.

На рис. 4 в качестве примера представлены основные формы профильного обучения школьников. Очевидно, что эти формы могут эффективно использоваться также и для дополнительного образования детей и молодежи.


Информационные системы и центры коллективного пользования

Системы массовой информации

(радиостудия, телестудия, пресс-центр, издательский комплекс)

Библиотека

(с медиатекой
и цифровыми информационными ресурсами)

Информационный центр

(Интернет, Интранет, web-сайт)

Центр диагностики

(профориентация, профконтроль, контроль здоровья и др )

 

 

 

 

 

 


Коллективные формы обучения

Изучение обязательных
и элективных курсов

(по профилям обучения)

Работа
в исследовательских лабораториях

(физической, химической, биологической)

Обучение в студиях искусств

(театральной, музыкальной,
дизайна и др.)

Факультативные

(в том числе
в спортивных секциях)

Работа в клубах
по интересам

(дискуссионном, компьютерном и др.)

 

 

 

 

 

 


Индивидуальные формы обучения

Изучение иностранных языков
в лингвистических кабинетах

Работа в кружках индивидуального творчества

Поиск информации в Интернет-классах

Дистанционное обучение выбранных курсов и тематики

Участие
в федеральных, областных
и школьных олимпиадах

 

Рис. 4. Основные формы профильного обучения


 

На рис. 5 приведена основная тематика учебных пособий модульной системы элективных курсов (система МОСЭК) для профильного обучения школьников по различным профилям в области информационных технологий, позволяющей формировать различные вариативные программы профильного обучения и дополнительного образования детей и молодежи в области информационных технологий различного назначения [Богомолова, 2007].

Основная тематика учебных тем по ИКТ

по предметам

по практикам

по проектам

Персональный
компьютер

Основы компьютерных сетей

Информационные системы и модели

Уроки Интернет

Логические задачи

Компьютерная графика

Электронные учебные ресурсы

Сетевые учебные ресурсы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Программирование

Работы в электронных таблицах

Обработка текстовой информации

Web-конструирование

Школьный сайт
в Интернет

Анимация в Macromedia Flash MX

Видеопрезентация

Компьютерная графика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Создание почтового ящика

Работа с квестами

Работа с поисковыми системами

Работа в Интернет

Создание информа-
ционного бюллетеня

Разработка маркетингового плана

Грамотный
покупатель

Портфолио для успешной работы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

 

 

Рис. 5. Основная тематика учебных пособий по информатике и ИКТ
в области дополнительного образования

 

Реализация представленных предложений должна обеспечить существенное расширение масштабов дополнительного образования детей и молодежи в нашей стране и повысить эффективность использования средств обучения и квалифицированных педагогических кадров общеобразовательных профильных школ за счет их работы (на согласованных условиях) в вечернее время в будни и в выходные дни, обеспечивая функции учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Естественно, что для этого необходимо принятие ряда решений со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации и муниципальных органов управления образованием и выполнение соответствующей научно- и учебно-методической работы.

 

3. Совершенствование дополнительного образования

В общеобразовательной системе России за последние годы наибольшие изменения произошли в старшей школе. Среди них – дифференциация школьных программ, введение углубленных курсов и курсов довузовской подготовки, изменение итоговой системы аттестации. Результативность этих изменений признается как педагогами, так и учащимися. Вместе с тем, 90 % старшеклассников по-прежнему считают, что обучение в школе не позволяет им развить и реализовать свои способности, обучение в школе продолжает носить личностно-отчужденный характер. Около 85 % учащихся уверены, что школа не дает им реальных ориентиров для самоопределения в будущей повседневной и профессиональной жизни. Более 90 % учащихся не согласны с тем, что в школе они получают возможность для последующей профессиональной ориентации.

По данным опроса учащихся в возрасте от 14 до 17 лет, проведенного НИЦ Института молодежи г. Москвы, среди факторов, вызывающих наибольшую неудовлетворенность старшеклассников, выделяются:

·         отсутствие необходимой материальной базы и современного оборудования для полноценного осуществления учебной деятельности (37,2 %);

·         неудовлетворительная организация учебного процесса (20,0 %);

·         низкое качество преподавания (20,0 %);

·         лишь 10,3 % учащихся считают, что они учатся в полную меру своих сил и возможностей.

Преобладание внешнего диктата в целях, содержании и технологии обучения приводит к ослаблению внутренней мотивации школьников, к их нежеланию учиться. Возникает отчуждение ученика от образования из-за несоответствия традиционных целей и форм обучения меняющимся жизненным потребностям учащихся. [Богомолова, 2007а]

Дополнительное образование детей – составная (вариативная) часть общего образования, сущностно-мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.[Буйлова, 2005]

Современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование» всю сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений или сфера сознания, нет ничего, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:

·         художественно-эстетическое;

·         научно-техническое;

·         спортивно-техническое;

·         эколого-биологическое;

·         физкультурно-оздоровительное;

·         туристско-краеведческое;

·         военно-патриотическое;

·         социально-педагогическое;

·         культурологическое;

·         экономико-правовое.

Этот список является открытым и может быть дополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. Общая же организация дополнительного образования зависит от педагогов и администрации школ [Профильное обучение в, 2003].

Сегодня общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций. Школа отдает себе отчет, что в начале XXI века стала очевидна необходимость серьезной модернизации школьного образования. Россия все больше становится страной, открытой миру, страной, где строится рыночная экономика и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем раньше, мерой свободы и личной ответственности. В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756 об одобрении «Концепции модернизации российского образования до 2010 г.», на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. Концепцией профильного обучения на старшей степени общего образования и Федеральным базисным учебным планом определены основные профили обучения школьников. На рис. 6 показаны эти профили и их взаимодействие с направлениями дополнительного образования.


 

Общеобразовательная школа (профильный уровень)

Дополнительное образование (направления)

Физико-математический

Художественно-эстетический

Оборонно-спортивный

Биолого-географический

Художественно-эстетическое

Научно-техническое

Спортивно-техническое

Эколого-биологическое

Социально-гуманитарный

Филологический

Физкультурно-оздоровительное

Туристско-краеведческое

Экономико-правовое

Социально-педагогическое

Культурологическое

Социально-экономический

Информационно-технический

Индустриально-технологический

 

 

Рис. 6. Основные типы средств профильного обучения школьников
и их взаимодействие с направлениями дополнительного образования

 

Профильное обучение создает старшеклассникам условия для получения знаний в соответствии с их интересами и намерениями в отношении своей дальнейшей профессиональной деятельности. Важную роль в обеспечении этого вида обучения играет дополнительное образование в школах. Дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы.

На рис. 6 дополнительное образование играет роль вспомогательной структурированной помощи школьнику в более углубленном изучении интересующего его профильного направления. Многие школы работают по системе «полного дня», т.е. после учебных занятий ребята могут посещать дополнительные занятия.


Своеобразие дополнительного образования в школе проявляется:

·         в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;

·         в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;

·         в возможности менять виды деятельности, ученический коллектив, педагога;

·         в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;

·         в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);

в возможности получить допрофессиональную подготовку.

Литература

  1. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России: учебно-методическое пособие. М., 2007. – 512 с.
  2. Богомолова О. Б. О подготовке абитуриентов вузов в области информационных технологий // Новые образовательные технологии в вузе (НОТВ-2008): Труды V Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2008. С. 66–70.
  3. Богомолова О. Б. Об элективных курсах общего назначении по информатике и ИКТ для профильного обучения школьников // Телематика – 2007: Труды XIV Всероссийской научно-методической конференции. Ч. 2. СПб., 2007. С. 550–553.
  4. Богомолова О. Б. Создание учебно-методических средств обеспечения учебного процесса по информационным технологиям в старших классах профильных школ // Информатизация образования – 2007: Труды Международной научно-практической конференции. Калуга, 2007. С. 149–154.
  5. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Дополнительное образование в современной школе. М.: Сентябрь, 2005.
  6. Дополнительное образование детей // Википедия [электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.orgwiki
  7. Зобов Б. И., Богомолова О. Б. О развитии дополнительного образования и научно-технического творчества детей и молодежи на базе профильных школ // Педагогическая информатика. 2008. № 1. С. 11–17.
  8. Зобов Б. И. О некоторых аспектах информатизации сельской школы // Педагогическая информатика. 2006. № 4. С. 35–38.
  9. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. М.: Голос, 2001. –608 с.
  10. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании. 2002. № 27. С. 12–34.
  11. Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования // Сб. науч. трудов / Под редакцией Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2003. – 387 с.
  12. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233.
  13. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004. – 266 с.
  14. Цветкова М. С. ЦОР к УМК как средство расширения его образовательных возможностей // Информационные технологии в образовании: Труды XVI международной конференции. М.: 2006. С. 88–90.
  15. Цветкова М. С., Богомолова О. Б. Информационно-технологическая подготовка школьников в системе профильного и дополнительного обучения // Педагогическая информатика. 2008. № 2. С. 11–14

Информация об авторах

Епифанцев Сергей Владимирович, Учитель информатики, ГБОУ Школа №1770 СП «Московский кадетский музыкальный корпус»,, Москва, Россия, e-mail: epifantsew@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1808
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 412
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4