Психологические условия успешного освоения материнской роли

1924

Аннотация

Представлены результаты исследования психологических условий, способствующих успешному освоению роли матери с рождением первого ребенка. В исследовании приняли участие 73 матери первых детей от 6 месяцев до 2 лет. Важное значение в процессе освоения роли матери имеют три группы условий: уровень ригидности женщины, оправданность ожиданий относительно материнства и отношение к компонентам этой роли (выполнение родительских функций, отношение к себе в роли матери и эмоциональное отношение к ребенку). Матери с высоким уровнем ригидности оценивают сложность адаптации к рождению ребенка как наиболее высокую. Сложнее привыкать к изменениям, связанным с рождением ребенка, женщинам, чьи ожидания относительно материнства не оправдались, что субъективно ими переживается как отказ от многих сфер жизни. Трудности, связанные с заботой о младенце, легче переносятся женщинами, которые с принятием относятся к компонентам материнской роли: к себе в роли родителя, родительским функциям и к самому ребенку.

Общая информация

Ключевые слова: психология материнства, внутренняя позиция матери, переход к родительству, послеродовая депрессия

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2017250105

Для цитаты: Якупова В.А. Психологические условия успешного освоения материнской роли // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 1. С. 59–71. DOI: 10.17759/cpp.2017250105

Полный текст

Представлены результаты исследования психологических условий, способствующих успешному освоению роли матери с рождением первого ребенка. В исследовании приняли участие 73 матери первых детей от 6 месяцев до 2 лет. Важное значение в процессе освоения роли матери имеют три группы условий: уровень ригидности женщины, оправданность ожиданий относительно материнства и отношение к компонентам этой роли (выполнение родительских функций, отношение к себе в роли матери и эмоциональное отношение к ребенку). Матери с высоким уровнем ригидности оценивают сложность адаптации к рождению ребенка как наиболее высокую. Сложнее привыкать к изменениям, связанным с рождением ребенка, женщинам, чьи ожидания относительно материнства не оправдались, что субъективно ими переживается как отказ от многих сфер жизни. Трудности, связанные с заботой о младенце, легче переносятся женщинами, которые с принятием относятся к компонентам материнской роли: к себе в роли родителя, родительским функциям и к самому ребенку.

С рождением первого ребенка в жизни женщины происходят серьезные изменения. Появляются ограничения личного свободного времени, свободы перемещений. Женщина, как правило, на время оставляет профессиональную деятельность. Забота о младенце требует значительных физических и психологических ресурсов. Рождение ребенка является серьезным этапом в жизни семьи в целом [4]. Происходит перераспределение обязанностей внутри семьи, отношения между супругами реализуются в двух планах — между мужем и женой, между отцом и матерью. В зарубежной психологии переход к родительству (transition to parenthood) выделяется в качестве отдельного этапа в жизни семьи [11]. Культурное содержание социальной позиции родителя может быть разным, однако неизбежно перед женщиной и мужчиной стоит задача ее освоения. Период перехода к родительству характеризуется повышенным стрессом, риском депрессивных эпизодов [16] и ростом неудовлетворенности супружескими отношениями [12]. В европейской культуре основная нагрузка по уходу за младенцем ложится на женщину. Матери чаще испытывают эмоциональное истощение в первые месяцы после рождения ребенка [13]. Есть данные о том, что подавленное состояние матери оказывает негативное влияние на психологическое благополучие младенца и формирование привязанности [15; 16]. Таким образом, от того, насколько хорошо мать адаптируется к новой роли родителя, зависит не только ее собственное психологическое состояние, но и благополучие ребенка. При этом зарубежные исследователи в основном сосредоточивают внимание на описании групп риска для послеродовой депрессии. К примеру, вероятность возникновения послеродовой депрессии выше у женщин, которые демонстрировали признаки депрессии во время беременности [14]. Такой подход, к сожалению, дает мало информации о том, по какой причине женщины оказываются в группе риска. Более информативными являются исследования, в которых изучаются условия освоения новой роли родителя, такие как поддержка супруга [17] или проблемы со сном у ребенка [13].

Цель и гипотеза исследования

Целью данного исследования является изучение условий, которые способствуют успешному освоению материнской роли. Принимая на себя новую социальную позицию, человек начинает определенным образом «относиться» к задаваемым ею функциям и требованиям к поведению. Результатом присвоения социальной позиции становится внутренняя позиция родителя, система личностных отношений к самому себе в этой роли, к ее содержанию [2]. Присвоение родительской позиции — это не автоматический процесс, который запускается одновременно с рождением ребенка. Осознание себя родителем не гарантировано появлением ребенка [3]. Принятие позиции родителя определяется готовностью к реализации социальной позиции, положительным отношением к ее элементам: к себе в роли родителя, к родительским функциям и к самому ребенку. Выполнение родительских функций осуществляется не под давлением социума, а по внутренней необходимости, человек реализует деятельность, окрашенную личными смыслами и ценностями. Основываясь на представлении о процессе формирования внутренней позиции родителя, мы сформулировали гипотезу о том, что успешность освоения роли матери связана с положительным отношением к ее содержанию: к выполнению родительских функций, к себе в роли матери и к ребенку.

Поскольку рождение ребенка является серьезным необратимым изменением, кардинально преобразующим жизнь женщины [5], то процесс адаптации к изменениям также должен быть связан с общей гибко- стью/ригидностью матери.

Характеристика выборки и методики исследования

В исследовании приняли участие 73 матери первенцев от 6 месяцев до 2 лет (табл. 1). Женщины успели адаптироваться к появлению ребенка, приобрести опыт заботы о нем, у них уже сформировалось представление о себе как о матери. Все участницы исследования состоят в браке. Один ребенок из выборки родился раньше срока, все остальные младенцы родились в срок. В выборке присутствует одна двойня, все остальные младенцы являются единственными.

Таблица 1

Параметры выборки матерей и младенцев, принявших участие в исследовании

Количество респонденток

Средний возраст матери

Средний возраст младенцев (в месяцах)

73

30,1

13,5

 
 

 

Доля участия матерей в заботе о ребенке составляет в среднем более 75% (табл. 2). Все участницы исследования имеют от одного до пяти помощников. 98% матерей находились в декретном отпуске на момент проведения исследования.

Таблица 2 

Доля матери в заботе о ребенке (%)

Процент от общего числа участниц

Доля участия в заботе о ребенке

30

90 и более

64

80-60

6

50 и менее

 

 

 

В целях изучения эмоционального отношения женщин к ребенку, к себе в роли матери и выполнению родительских функций в исследовании использовалась методика «Неоконченные предложения» [8]. Методика состоит из 3 блоков:

1.     Отношение к выполнению родительских функций:

     Я провожу время с ребенком...

     Заботиться о ребенке.

     Быть мамой.

     Трудности.

2.    Отношение к себе в роли матери, особенности переживание материнства:

     Я мама.

     Став мамой, я .

     Как маме мне не удается.

     Как маме мне удается.

     Я очень хочу.

     Меня охватывает тревога.

     Если бы было можно.

     Иногда мне кажется, что я.

3.     Эмоциональное отношение к ребенку:

     Когда я смотрю на своего ребенка ...

     Иногда мой ребенок.

     Я хочу, чтобы мой ребенок.

     Когда я держу своего ребенка на руках.

Ответы респонденток на предложения были объединены в категории, в зависимости от отношения к ребенку, к выполнению родительских функций и к себе в роли матери. На основе ответов респонденток нами было выделено 4 типа отношения к материнству, к себе в роли матери и эмоционального отношения к ребенку: адекватный, амбивалентный, эйфорический и отвергающий (табл. 3).

В качестве дополнительного инструмента исследования отношения участниц к материнству мы использовали метод свободного ассоциативного эксперимента [7]: женщинам предлагалось назвать первые четыре слова, которые приходят им в голову в ответ на слово «материнство».

Таблица 3

Типы отношения к компонентам роли родителя по методике «Неоконченные предложения»

Компоненты роли родителя

Тип отношения

Адекватный

Амбивалентный

Эйфорический

Отвергающий

Выполнение родительских функций

Удовольствие от заботы о ребенке, временный характер трудностей

Удовольствие от заботы о ребенке, при этом трудности тяжело переживаются

Отрицание каких-либо трудностей, восторженное описание радости материнства

Положительных эмоций забота о ребенке не вызывает, ограничения переносятся с трудом

Отношение к себе в роли матери

Описание связанных с материнством положительных изменений в себе, описание выработанных компетенций, принятие собственных недостатков

Описание связанных с материнством положительных изменений в себе, сомнения в собственной родительской компетентности

Говорится о счастье, которое принесло материнство, однако конкретные изменения не выделяются, неудачи не упоминаются

Описание негативных изменений, связанных с материнством

Отношение к ребенку

Положительные эмоции от общения с ребенком, описание черт его характера

Положительные эмоции от общения с ребенком. Желание, чтобы ребенок имел определенные черты характера, раздражение и неудовольствие, если это не осуществляется

Восторженное описание ребенка — как правило, миловидной внешности, при этом конкретные черты не упоминаются

Общение с ребенком не вызывает положительных эмоций, черты характера ребенка не упоминаются

 

 

Для сбора социоэкономических сведений была разработана анкета, в которую включены вопросы о количестве помощников и доле их участия в заботе о ребенке. Трудность адаптации к новой роли оценивалась по пятибалльной шкале (где 1 — легко, 5 — очень трудно). Оправданность ожиданий относительно материнства оценивалась по трехбалльной шкале, где 1 — в целом ожидания совпали с реальностью, 2 — частично совпали, 3 — в реальности все оказалось совершенно по-другому. Также матерей просили указать, сколько времени ушло у них на адаптацию к появлению ребенка, от чего им пришлось отказаться в связи с материнством, совпали ли их ожидания и реальность.

В целях оценки ригидности в исследование была включена шкала «Ригидность» из опросника «Самооценка психического состояния» Ай­зенка [6].

Основные результаты исследования

На то, чтобы адаптироваться к изменениям, связанным с появлением ребенка, у участниц исследования с среднем ушло 8,5 месяцев. Ответы варьировались от 1 месяца до 2 лет. 27% матерей указали, что на момент исследования еще не привыкли к изменениям. Наиболее выраженная связь обнаружена между уровнем ригидности и степенью субъективной трудности адаптации: женщинам с более высоким уровнем ригидности сложнее адаптироваться к появлению ребенка (р=0,438, p<0,01). Ригидность связана именно с субъективной сложностью адаптации, но не со временем привыкания к изменениям. Также женщины, чьи ожидания оправдались, легче адаптируются к новой роли (р=0,279, p<0,05). При этом субъективная трудность привыкания к изменениям, обусловленным рождением ребенка, не связана ни с количеством помощников, ни с долей участия матери в заботе о ребенке. Также не обнаружено связи с возрастом матери и временем ожидания беременности.

Самым сложным в материнстве для большинства участниц оказалась потеря личной свободы и независимости (табл. 4), на втором месте — осознание собственной ответственности за ребенка, на третьем — сложности со сном. О сложностях с контролем собственных эмоций и недостатке терпения говорят только мамы детей старше года. 38% матерей указали, что с рождением ребенка им пришлось отказаться от привычного образа жизни (походов в кино, частых встреч с друзьями и т. д.).

Таблица 4

Субъективные сложности материнства

Самое сложное в материнстве

% от общего числа участниц

Потеря личной свободы

32,8

Ответственность за ребенка

12,3

Недосыпание

10,9

Изменение образа жизни

6,8

Болезни ребенка

6,8

Однообразие образа жизни

5,4

Контролировать эмоции

5,4

Отстаивать свою позицию перед родственниками

4

 

27% женщин пришлось отказаться от личного времени. 13,5% матерей отказались от различных сфер самореализации (карьера, творчество и т. д.). При этом существует связь между семантическими ассоциациями с материнством и количеством вещей, от которых женщина отказалась, став матерью (r=0,323, p<0,01): чем меньше женщина перечисляет вещей, от которых ей пришлось отказаться после рождения ребенка, тем более положительные ассоциации у нее возникают со словом «материнство». Также обнаружена связь указанного параметра с ожиданиями относительно родительства (r=0,290, p<0,05): более реалистичные ожидания относительно материнства связаны с меньшим количеством «потерь».

Ответы участниц на вопрос «Что Вам больше всего нравится в материнстве?» можно разделить на 4 категории.

1.   Общение и взаимодействие с ребенком, в том числе телесный контакт.

2.         Наблюдение за процессом роста и развития ребенка.

3.         Любовь ребенка и эмоциональная обратная связь.

4.         Ощущение собственной нужности.

Первые три категории встречаются практически в равных пропорциях (рис. 1).

Оказалось, что женщины, которым нравится ощущать себя нужными ребенку, реже испытывают усталость (х2=45,635, р<0,001). При этом они чаще подвержены тревоге в сравнении с остальными участницами исследования (х2=45,117, p<0,001). Матери, получающие удовольствие от взаимодействия с ребенком и ощущающие продуктивность этого взаимодействия, значимо реже испытывают сомнения в собственной родительской компетентности, чем матери, ориентированные прежде всего на эмоциональную обратную связь от ребенка (ф-критерий=2,039, p=0,05). Данные, полученные по методике неоконченных предложений, подтверждают выявленную связь. Женщины, которые положительно относятся к выполнению родительских функций и к себе в роли матери, реже испытывают сомнения в собственной родительской компетентности (Х2=89,891, p<0,000), реже говорят об усталости и тревоге (х2=83,021, p<0,001). Отношение к себе в роли матери также тесно связано с характером ассоциаций со словом «материнство» (р=0,370, p< 0,01). Ассоциации матерей с принимающим отношением к себе в роли матери значимо чаще носят положительный характер (ф-критерий=3,275, p=0,01).

Рис. 1. Наиболее распространенные категории ответов
о положительных сторонах материнства

В целом по выборке 51,3% ассоциаций со словом «материнство» носит положительный характер. Наиболее распространенные из положительных ассоциаций: любовь, счастье, радость, нежность (рис. 2).

11% ассоциаций носит негативный характер: трудности, тяготы, недосып. 37,7% ассоциаций можно назвать нейтральными: грудное вскармливание, ребенок, взросление. Оказалось, что характер ассоциаций связан с ожиданиями относительно материнства (r=0,243, p<0,05). Так, матери, ожидания которых были наиболее реалистичны, чаще имеют положительные ассоциации со словом «материнство».

Обсуждение результатов и выводы

Проанализировав полученные результаты, можно говорить о том, что успешная адаптация к рождению ребенка связана с тремя группами условий: степенью ригидности матери, адекватностью ожиданий относительно материнства и отношением женщины к компонентам материнской роли (к себе в роли родителя, к родительским функциям и к самому ребенку). Так, матери с высоким уровнем ригидности оценивают сложность адаптации к рождению ребенка как наиболее высокую. В наших предыдущих исследованиях было выявлено, что женщины с низким уровнем ригидности чаще меняют негативное отношение к выполнению родительских функций во время беременности на принимающее после рождения ребенка [9]. Появление ребенка кардинально меняет образ жизни женщины и семьи в целом, поэтому общая гибкость, способность адаптироваться к изменениям является важным фактором в процессе адаптации.

Полученные данные указывают на серьезную роль ожиданий относительно материнства в процессе адаптации к изменениям, происходящим в жизни женщины с рождением ребенка. Представления выполняют функцию ориентировки в процессе освоения новой деятельности [1]. Так, в британском исследовании эффективности курсов подготовки к родительству выяснилось, что наиболее значимыми факторами в успешной адаптации к рождению ребенка оказалось наличие реалистичных представлений о процессе заботы о нем и умение конструктивно разрешать конфликты внутри пары [10]. Сложнее привыкать к изменениям женщинам, чьи ожидания не оправдались, субъективно ими переживается отказ от многих сфер жизни, материнство вызывает у них меньше положительных ассоциаций. Образ материнства имеет амбивалентный характер.

В нашем исследовании выяснилось, что важнейшую роль в процессе адаптации к материнству играет отношение женщины к новой роли. Женщины, которые положительно относятся к себе в качестве матери, к выполнению родительских функций, реже испытывают усталость и тревогу, а также сомнения в собственной родительской компетентности. Трудности, связанные с заботой о младенце, легче переносятся женщинами, которые с принятием относятся к компонентам материнской роли: к себе в роли родителя, к родительским функциям и к самому ребенку. Образ материнства для них положительно эмоционально окрашен. С появлением ребенка перестройке подвергается мотивационно- потребностная сфера человека, и в зависимости от личностного смысла родительства мотив заботы о ребенке занимает в ней определенное место. Женщины с достигнутой материнской идентичностью рассматривают материнство как сферу самореализации [3]. Такие матери получают удовольствие от взаимодействия с ребенком, ощущают продуктивность собственной деятельности. Возможно, женщина, которая не получает удовольствия от заботы о ребенке, начинает сомневаться в себе как в матери, поскольку ощущает собственное несоответствие современной культурной норме родительства.

Вопросом для дальнейшего исследования остаются факторы, влияющие на формирование адекватных ожиданий относительно материнства. Также необходимо исследование процесса освоения новой роли в семейном контексте: значения поддержки членов семьи и оценки значимости деятельности матери.

Литература

  1. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: избранные психологические труды. Воронеж: МОДЭК; Москва: Институт практической психоло- гии, 1998. 480 с.
  2. Захарова Е.И. Мотивационная основа родительства и характер его осущест- вления // Перинатальная психология и психология родительства. 2010. № 4. С. 33—37.
  3. Захарова Е.И., Торчинова Ю.А. Условия становления материнской идентич- ности // Известия Пензенского государственного педагогического универси- тета имени В.Г. Белинского. Общественные науки. 2012. № 28. С. 1226—1234.
  4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного кон- сультирования: учеб. пособие. М.: Гардарики. 2005. 320 с.
  5. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной: пер. с англ. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1997. 198 с.
  6. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М». 2001. 672 с.
  7. Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосеманти- ки: учеб. пособие для вузов. М.: ПЧЕЛА, 2008. 382 с.
  8. Якупова В.А., Захарова Е.И. Особенности  внутренней позиции  матери у участниц программы ЭКО // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 1. С. 46—55. doi:10.17759/chp.2016120105
  9. Якупова В.А. Особенности становления внутренней позиции матери при использовании вспомогательной репродуктивной технологии ЭКО: дис…. канд. психол. наук. М., 2015. 196 с.
  10. Daley-McCoy C., Rogers M., Slade P. Enhancing relationship functioning during the transition to parenthood: a cluster-randomised controlled trial // Arch Womens Ment Health. 2015. Vol. 18. P. 681—692. doi: 10.1007/s00737-015-0510-7
  11. Doss B.D., Rhoades G.K. The transition to parenthood: impact on couples’ ro- mantic relationships // Current Opinion in Psychology. 2017. Vol. 13. P. 25—28. doi:10.1016/j.copsyc.2016.04.003
  12. Christopher C., Umemura T., Mann T. Marital Quality over the Transition to Par- enthood as a Predictor of Coparenting // Child Fam Stud. 2015. Vol. 24. № 12. P. 3636—3651. doi: 10.1007/s10826-015-0172-0
  13. Loutzenhiser L., Mcauslan P., Sharpe D.P., Jacobvitz D., Hazen N. The trajectory of ma- ternal and paternal fatigue and factors associated with fatigue across the transition to parenthood // Clinical Psychologist. 2015. Vol. 19. P. 15—27. doi: 10.1111/cp.12048
  14. McMahon C.A., Boivin J., Gibson F.L., Hammarberg K., Wynter K., Fisher J.R.W. Older maternal age and major depressive episodes in the first two years after birth: Findings from the Parental Age and Transition to Parenthood Australia (PATPA) study // Journal of Affective Disorders. 2015. Vol. 175. P. 454—462. doi:10.1016/j. jad.2015.01.025
  15. Nishimura Y., Kanakogi Y., Myowa-Yamakoshi M. Infants’ emotional states influ- ence maternal behaviors during holding // Infant Behavior & Development. 2016. Vol. 43. P. 66—74. doi:10.1016/j.infbeh.2016.02.003
  16. Nolvi S., Karlsson L., Bridgett D.J. et al. Maternal postnatal psychiatric symptoms and infant temperament affect early mother-infant bonding // Infant Behavior & Development. 2016. Vol. 43. P. 13—23. doi: 10.1016/j.infbeh.2016.03.003
  17. Schoppe-Sullivan S.J., Settle T., Lee J-K., Kamp Dush C.-M. Supportive Copar- enting Relationships as a Haven of Psychological Safety at the Transition to Par- enthood // Research in Human Development. 2016. Vol. 13. № 1. P. 32—48. doi: 10.1080/15427609.2016.1141281

Информация об авторах

Якупова Вера Анатольевна, кандидат психологических наук, научный сотрудник факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9472-8283, e-mail: vera.a.romanova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3753
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 1924
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1