Способность к эмпатии качество интерперсональных отношений у подростков и молодежи

1489

Аннотация

Представлены результаты исследования связи эмпатии и качества интерперсональных отношений подростков и студентов. Интерперсональные отношения рассмотрены через типы привязанности: надежный, амбивалентный и избегающий. Сделан обзор исследований, посвященных изучению влияния привязанности на развитие эмпатии. Выборка: 169 человек, включающая учащихся школы, колледжа и вузов. Методики исследования: Индекс межличностной реактивности М. Дэвиса, тест привязанности С. Хезен и Ф. Шейвера. Результаты: показатели эмпатического дистресса у респондентов с надежным типом привязанности значимо ниже по сравнению с респондентами с амбивалентным и избегающим типами привязанности. Показатели эмпатической заботы и способности к децентрации при надежном типе не отличаются от двух других групп, но выше в группе с амбивалентным типом привязанности по сравнению с избегающим типом. Делается вывод о том, что избегание близости с другими людьми сопровождается менее выраженной эмпатией, чем стремление к близости и одновременный страх отвержения.

Общая информация

Ключевые слова: эмпатия, эмпатическая забота, интерперсональные отношения, децентрация, эмпатический дистресс, подростки, молодежь, привязанность

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2017250405

Для цитаты: Клименкова Е.Н. Способность к эмпатии качество интерперсональных отношений у подростков и молодежи // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 4. С. 59–70. DOI: 10.17759/cpp.2017250405

Полный текст

Представлены результаты исследования связи эмпатии и качества интерперсональных отношений подростков и студентов. Интерперсональные отношения рассмотрены через типы привязанности: надежный, амбивалентный и избегающий. Сделан обзор исследований, посвященных изучению влияния привязанности на развитие эмпатии. Выборка: 169 человек, включающая учащихся школы, колледжа и вузов. Методики исследования: Индекс межличностной реактивности М. Дэвиса, тест привязанности С. Хезен и Ф. Шейвера. Результаты: показатели эмпатического дистресса у респондентов с надежным типом привязанности значимо ниже по сравнению с респондентами с амбивалентным и избегающим типами привязанности. Показатели эмпатической заботы и способности к децентрации при надежном типе не отличаются от двух других групп, но выше в группе с амбивалентным типом привязанности по сравнению с избегающим типом.
Делается вывод о том, что избегание близости с другими людьми сопровождается менее выраженной эмпатией, чем стремление к близости и одновременный страх отвержения.

Социальная дезадаптация широко распространена среди старших подростков и студенческой молодежи, что тесно связано с низким качеством интерперсональных отношений и малым размером социальной сети [6; 7]. Ключевым условием социальной адаптации является надежная привязанность [11]. Ряд зарубежных исследований фиксирует наличие связи между эмпатией и привязанностью [13; 17; 20; 21; 22]. В монографии, посвященной исследованию онтогенетического развития социального познания, описаны результаты исследования, показавшего связь этой способности с типом привязанности: у детей с ненадежным типом привязанности значимо ниже способность к распознаванию эмоционального состояния другого человека [8]. В обзорных и эмпирических исследованиях развития эмпатии подчеркивается наличие множества факторов, влияющих на этот процесс [5; 10].


Разные виды привязанности (материнская, отцовская, к сверстникам) связаны с когнитивной и эмоциональной эмпатией у девушек и у юношей по-разному [22]. Привязанность к отцу и сверстникам вносит больший вклад в развитие когнитивной эмпатии, причем этот вклад выше у девушек, чем у юношей. Привязанность к матери влияет на развитие эмоциональной эмпатии как у юношей, так и у девушек. Привязанность к сверстникам влияет на развитие эмоциональной эмпатии только у девушек. Надежная привязанность связана с высокими показателями эмпатии и более низкими показателями ревности [18].


Отечественные специалисты по работе с девиантными подростками в своем исследовании показали, что развитая способность к ментализации помогает подросткам преодолевать собственный негативный опыт в отношениях с другими людьми, научиться эффективно вступать в коммуникацию с окружающими, осваивать новые паттерны социального поведения [3]. Развитая способность к эмпатии связана с успешным разрешением конфликтов и просоциальным поведением [13; 20]. Способность к эмпатии растет в результате общения, в процессе которого запускаются механизмы межличностного познания и понимания [1; 2; 9]. Эмпатические способности людей влияют на размер их социальной сети, а наиболее сильное влияние на качество интерперсональных отношений оказывает эмпатическая забота [15].
Турецкими учеными была изучена взаимосвязь эмоциональной регуляции и навыков эмпатии у детей с СДВГ и эмоциональной регуляцией, свойствами привязанности их матерей [19]. Предыдущие исследования показали, что у детей с СДВГ нарушены развитие эмпатии и регуляция эмоций. Привязанность матери к ребенку оказывает влияние на развитие эмоциональной регуляции и эмпатии. Был обследован 61 ребенок в возрасте 8—12 лет с диагнозом СДВГ, а также контрольная группа из 87 детей, которая соответствовала по полу и возрасту экспериментальной группе. Результаты данного исследования показали, что у детей с СДВГ более низкие показатели эмоциональной, когнитивной и общей эмпатии, а также эмоциональной регуляции и более высокие показатели эмоциональной лабильности. У матерей детей с СДВГ более высокие показатели тревожного и избегающего типов привязанности и трудностей в регуляции эмоций. Авторы исследования также проверяли наличие связей между этими показателями (коэффициент корреляции Пирсона). Высокие показатели гиперактивности оказались связаны с низкими показателями когнитивной и аффективной эмпатии, а также показателями аффективной регуляции. Высокие показатели дефицита внимания и гиперактивности оказались связаны с выраженными признаками избегающей и амбивалентной привязанности матерей, суммарными показателями депрессии и эмоциональной лабильности. Авторы приходят к выводу, что привязанность и навыки регуляции эмоций у матери играют важную роль в регуляции эмоций и умении сопереживать детям [19].


Один из разделов зарубежного диссертационного исследования посвящен обзору исследований связи привязанности и эмпатии [21]. Этот раздел включает в себя большое количество эмпирических исследований связи эмпатии и качества привязанностей у младенцев, детей разного возраста, подростков и взрослых.
Автор обзора резюмирует, что пока не получено достаточных доказательств связи привязанности и эмпатии у дошкольников, хотя у подростков и взрослых эта связь прослеживается в большей части исследований. Одновременно с этим автор подчеркивает, что эмпатию невозможно свести только к просоциальному поведению и эмпатической заботе, поэтому в подобных исследованиях необходимо изучать различные компоненты эмпатии [21]. В своем исследовании автор обзора проверяла наличие связи между качеством привязанности дошкольников и эмпатией, используя не только результаты собственного наблюдения за поведением детей, но и методики самоотчета, которые она предложила заполнить детям и их родителям. Результаты исследования показали, что родительская эмпатия влияет на отчеты матери о способности ребенка к эмпатии, но не влияет на наблюдаемое поведение и самоотчеты детей. Показано, что эмпатические ответы матери на переживания ребенка связаны с эмпатической реакцией детей на страх другого человека. При этом не было обнаружено связи между родительской эмпатией и эмпатическими способностями, о которых дети сообщали в самоотчете.

Также не подтвердилась и гипотеза о том, что привязанность выступает в качестве посредника в межпоколенной передаче эмпатических способностей. Вместе с тем, надежная привязанность к ребенку оказалась связана с более высоким уровнем наблюдаемой у детей эмпатии [21].
Целью настоящего исследования было исследовать связь привязанности и различных компонентов эмпатии у старших подростков и студенческой молодежи.
Задачи: исследовать и сравнить выраженность различных компонентов эмпатии у старших подростков и студенческой молодежи с разным типом привязанности.
Гипотезы исследования.

  1. Старшие подростки и студенческая молодежь с разным типом привязанности и характером социальной мотивации различаются своими эмпатическими способностями.
  2. Респонденты с надежной привязанностью обладают более низкими показателями эмпатического дистресса, чем с ненадежной привязанностью. 
  3. Респонденты с избегающим типом привязанности переживают интенсивный эмпатический дистресс, при этом обладают низкой способностью к децентрации и низким уровнем эмпатической заботы.
  4. Респонденты с амбивалентной привязанностью склонны оценивать себя как очень эмоционально вовлеченных в отношения с другими людьми из-за высокой потребности в принятии и высоком страхе отвержения.Кроме того, они испытывают интенсивный эмпатический дистресс.


Метод


В исследовании приняли участие 169 человек: 30 учащихся первого курса политехнического колледжа в возрасте 16—18 лет (7 — девушки и 23 — юноши); 49 учащихся массовой общеобразовательной школы с гуманитарным уклоном 9—10 классов в возрасте 15—16 лет (23 — девушки, 26 — юноши); 33 студента второго курса вуза, обучающиеся по специальности «Клиническая психология» в возрасте 18—21 год (26 — девушки, 7 — юноши); 57 студентов второго курса вуза, обучающихся по специальности «Преподаватель начальных классов» в возрасте 18—22 лет (55 — девушки, 2 — юноши).
Были использованы две методики: опросник «Индекс межличностной реактивности» (Interpersonal Reactivity Index — IRI), разработанный М. Дэвисом [12], адаптированный Т.Д. Карягиной, Н.В. Кухтовой [4] и тест привязанности, разработанный С. Хезен и Ф. Шейвером (Hazan-Shaver forcedchoice attachment paragraphs), в адаптации А.Б. Холмогоровой [14].

Опросник М. Дэвиса содержит четыре шкалы: сопереживание (умение и стремление присоединяться к чувствам и мыслям персонажей книг и фильмов), децентрация (способность к смене позиции), эмпатическая забота (стремление защитить другого человека и помочь ему, продиктованное этической и социальной мотивацией), эмпатический дистресс (собственное чувство дискомфорта, напряжения, вызванное наблюдением за несчастьями других людей).
Тест привязанности представляет собой описания трех типов отношений с другими людьми, каждое из которых соотносится с одним из трех типов детской привязанности, выделенной М. Эйнсворт: надежная, избегающая и амбивалентная. Респонденту предлагается выбрать одно из трех описаний, наиболее точно характеризующее его отношения с другими людьми.


Результаты исследования

Ниже приведены показатели эмпатии в объединенной выборке старших подростков и студентов вузов в зависимости от характера их интерперсональных отношений (типа привязанности в актуальных отношениях со сверстниками).
Тест привязанности Хезен—Шейвера, который был использован для определения типа привязанности, позволяет выделить группы респондентов с разными стилями выстраивания отношений со сверстниками и людьми в целом.
Люди с надежным типом привязанности легко сближаются с другими, не испытывают психологической зависимости от тех, с кем общаются. Под надежной привязанностью понимают отношения, в которых партнеры уважают личные границы друг друга, получают удовольствие от общения и не испытывают страха быть отвергнутыми.
Люди с избегающим типом привязанности не хотят и не могут устанавливать близкие, доверительные отношения в связи с тем, что испытывают высокий уровень страха отвержения и сильную тревогу, сближаясь с кем-то. Для них характеры такие убеждения: «Никому нельзя полностью доверять», «Любой может тебя предать, оставить».
Люди с амбивалентным типом привязанности испытывают сильную потребность в сверхблизких отношениях, стремятся к слиянию с объектом своей симпатии, предъявляют завышенные, нереальные ожидания партнеру по общению. Для них характерно такое убеждение: «Настоящий друг — это тот, кто готов ради меня на все».
В табл. 1 представлены результаты сравнения выраженности различных компонентов эмпатии в группах с разным типом привязанности.
Для оценки значимости различий использовался критерий Манна— Уитни. При сравнении групп с надежным и избегающим типом привя- занности получены значимые различия по шкале «Эмпатический дис- тресс» (U=1176,500, p=0,033). При сравнении групп с амбивалентным и избегающим типом привязанности значимые различия выявлены по шкале «Эмпатический дистресс» (U=1536,5, p=0,037); по эмпатической заботе можно отметить тенденцию к значимости (U=1604,000, p=0,076).
При сравнении групп с избегающим и амбивалентным типом привязан- ности значимые различия получены по шкалам: «Эмпатическая забота» (U=490,500, p=0,013) и «Децентрация» (U=515,500, p=0,026).
Т а б л и ц а 1

Показатели эмпатии в группах с разным типом привязанности в объединенной выборке (N=169)


У респондентов с разным типом привязанности значимо отличается уровень выраженности показателей разных компонентов эмпатической способности. Тип привязанности, который определяется тестом Хезен-Шейвера, касается направленности поведения с разными людьми, и его данные отражают преобладание разных мотивов в рамках концепции аффилиации [16]. Группу с надежной привязанностью мы можем трактовать как объединяющую тех, у кого преобладает мотив стремления к принятию и устойчивая вера в возможность принятия со стороны других людей; группа с избегающей привязанностью объединяет людей с преобладанием страха отвержения; наконец, группу с амбивалентной привязанностью можно рассматривать как состоящую из людей с конфликтом мотивов аффилиации, т. е. тех, у кого примерно одинаково выражены как стремление к принятию, так и страх отвержения.
Ярче всего, как и следовало ожидать, эмпатический дистресс выражен в группе с избегающим типом привязанности, причем уровень дистресса значимо выше по сравнению с группой с надежным типом привязанности. Это означает, что те, кто избегает близости в отношениях, испытывают более сильные тревогу и дискомфорт в ситуациях напряженного межличностного общения. У респондентов с конфликтом мотивов аффилиации, одновременно и стремящихся к близости, и испытывающих сильный страх отвержения, уровень эмоционального дистресса значимо ниже, чем у респондентов, избегающих близости в отношениях с другими людьми. Самый низкий уровень эмпатического дистресса отмечается в группе с надежной привязанностью, что отражает их уверенность в своей способности строить отношения с людьми в разных ситуациях.
Уровень эмпатической заботы выше всего в группе с амбивалентным типом привязанности: такие люди считают себя более мягкосердечными и стремящимися помогать другим людям. Мы предполагаем, что это связано с тем, что респонденты с амбивалентным типом привязанности испытывают высокий уровень страха негативной социальной оценки. Страх оценки заставляет их проявлять эмпатическую заботу, которая может быть позитивно оценена другими. При этом стремление к принятию у людей с амбивалентным типом привязанности также ярко выражено, поэтому они оценивают себя как более чутких, внимательных и стремящихся помочь.
Также была получена значимая разница по показателю децентрации между группами с амбивалентной и избегающей привязанностью: в группе людей с амбивалентным типом привязанности этот показатель выше. Видимо, из-за высокого уровня страха негативной оценки люди с амбивалентным типом привязанности чаще смотрят на себя и события глазами других людей, размышляют о том, какое впечатление производят на других сами, и как другие люди отнесутся к высказываемому ими мнению о ситуации.


Обсуждение результатов

 Полученные в нашем исследовании различия выраженности компо- нентов эмпатии соотносятся с аналогичными результатами зарубежных исследований. Было показано, что надежная привязанность способ- ствует эмоциональной саморегуляции [21]. Этот результат достаточно близок к выявленной нами разнице в выраженности эмпатического дистресса в группах с надежным и избегающим, а также в группах с на- дежным и амбивалентным типами привязанности: в группе с надежной привязанностью этот показатель ниже, что свидетельствует о высокой способности к саморегуляции.
Полученные в нашем исследовании результаты, свидетельствующие о наибольшей выраженности способности к децентрации и эмпатической заботе у респондентов с амбивалентным типом привязанности, противоречат результатам других исследований. Так, результаты нескольких зарубежных исследований показывают обратную закономерность. Подростки с на- дежным типом привязанности оценивают себя как более эмпатичных [21].
Такое несоответствие результатов можно объяснить двумя различны- ми причинами: во-первых, в этих исследованиях выборка разделялась не по трем типам привязанности, как в нашем исследовании, а по принципу надежности привязанности. Не была учтена разница в эмпатических проявлениях у респондентов с избегающим и амбивалентным типами привязанности, наличие которых зафиксировано в настоящем исследовании.
Второе объяснение — это ненадежность опросниковых методов, обусловленная тем, что этот метод исследования эмпатии предполагает самооценку, которая у респондентов с амбивалентным типом привязанности может быть искажена конфликтом мотивов аффилиации: чрезмерно сильным стремлением к принятию и высоким страхом отвержения [16].
Поэтому важным направлением дальнейших исследований является использование экспериментальных и проективных методик исследования выраженности эмпатии у старших подростков и студенческой молодежи.


Выводы

  1. Эмпатия является необходимым условием удовлетворительных интерперсональных отношений у подростков и молодежи, о чем свидетельствуют отечественные и зарубежные исследования.
  2. Показатели эмпатического дистресса у студентов с надежным типом привязанности значимо ниже по сравнению с амбивалентным и избегающим типами. Учащиеся и студенты с надежным типом привязанности более устойчивы в ситуациях напряженного эмоционального взаимодействия, чем избегающие эмоциональной близости и люди с одновременно выраженным страхом отвержения и стремлением к принятию.
  3. Показатели эмпатической заботы и способности к децентрации при надежном типе не отличаются от двух других групп, но выше в группе с амбивалентным типом привязанности по сравнению с избегающим типом. Учащиеся и студенты с амбивалентным типом привязанности, стремящиеся к эмоциональному слиянию, проявляют эмпатическую заботу ярче, что можно объяснить свойственным им страхом отвержения. 
  4. Полученные в исследовании результаты о качественных различиях эмпатии у людей с разными типами ненадежной привязанности важно учитывать в психокоррекционной и консультативной работе. Так, молодым людям с избегающим типом привязанности необходимо учиться преодолевать эмоциональное «заражение», развивая способность к децентрации. В то время как для людей с амбивалентной привязанностью способность к эмпатии, по-видимому, не является дефицитарной, однако их отличает повышенный дистресс при эмоциональном контакте с людьми, связанный со страхом отвержения. Последний также является важной мишенью психологической работы.

Литература

  1. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1977. 23 с.
  2. Гончаренко Е.С. Развитие эмпатийного потенциала личности: на материале исследования детей 7—8 лет: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2003. 22 с.
  3. Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. С. 99—110.
  4. Карягина Т.Д., Кухтова Н.В. Тест эмпатии М. Дэвиса: содержательная валидность и адаптация в межкультурном контексте // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 4. С. 33—61. doi:10.17759/ cpp.2016240403
  5. Клименкова Е.Н. Развитие ментализации и эмпатии в онтогенезе: обзор эмпирических исследований // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 4. С. 126—137. doi:10.17759/cpp.2016240406
  6. Краснова В.В. Социальная тревожность как фактор нарушений интерперсональных отношений и трудностей в учебной деятельности у студентов: дисс. … канд. психол. наук. М., 2013. 174 с.
  7. Смирнова Н.С. Интерперсональные отношения подростков из социально неблагополучных семей: дисс… канд. психол. наук. М., 2008. 225 с.
  8. Социальное познание как высшая психическая функция и его развитие в онтогенезе / Под ред. А.Б. Холмогоровой. М.: НЕОЛИТ, 2016. 312 с.
  9. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1987. 24 с.
  10. Холмогорова А.Б., Клименкова Е.Н. Способность к эмпатии в контексте проблемы субъектности // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 2. С. 75—93. doi:10.17759/cpp.2017250205
  11. Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра. М.: Изд. «МЕДПРАКТИКАМ», 2011. 480 с.
  12. Davis M. Measuring individual differences in empathy: Evidence for a multidimensional approach // Journal of Personality and Social Psychology. 1983. Vol. 44 (1). P. 113—126. doi:10.1037/0022-3514.44.1.113
  13. de Wied M., Branje S.J.T., Meeus W.H.J. Empathy and conflict resolution in friendship relations among adolescents // Aggressive Behavior. 2007. Vol. 33 (1). P. 48—55. doi:10.1002/ab.20166
  14. Hazan C., Shaver P.R. Romantic love conceptualized as an attachment process // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 52 (3). P. 511—524. doi:10.1037/0022-3514.52.3.511
  15. Kardos P., Leidner B., Pléh C., Soltész P., Unoka Z. Empathic people have more friends: Empathic abilities predict social network size and position in social network predicts empathic efforts // Social Networks. 2017. Vol. 50. P. 1—5. doi:10.1016/j. socnet.2017.01.004
  16. Mehrabian A., Ksionzky S. A theory of affiliation. Lexington, MA: D.C. Heath, 1974. 212 p.
  17. Mikulincer M., Shaver P.R. An attachment perspective on prosocial attitudes and behavior // The Oxford handbook of prosocial behavior / D.A. Schroeder, W.G. Graziano (eds.). New York, NY: Oxford University Press, 2015. P. 209—230. doi:10.1093/oxfordhb/9780195399813.001.0001
  18. Murphy T.P., Laible D.J., Augustine M., Robeson L. Attachment’s Links With Adolescents’ Social Emotions: The Roles of Negative Emotionality and Emotion Regulation // The Journal of Genetic Psychology. 2015. Vol. 176 (5). P. 315—329. doi:10.1080/00221325.2015.1072082
  19. Özyurt G., Pekcanlar A.A., Oztürk Y., Baykara B., Emiroğlu N.İ. Evaluating emotional regulation in children with attention deficit and hyperactivity disorder and their mothers // Anatolian Journal of Psychiatry. 2016. Vol. 17 (5). P. 393—402. doi:10.5455/apd.209277
  20. Shamay-Tsoory S., Harari H., Szepsenwol O., Levkovitz Y. Neuropsychological evidence of impaired cognitive empathy in euthymic bipolar disorder // The Journal of Neuropsychiatry and Clinical Neurosciences. 2009. Vol. 21 (1). P. 59—67. doi:10.1176/jnp.2009.21.1.59
  21. Stern J.A. Empathy in parents and children: Links to preschoolers’ attachment and aggression: Dissertation theses … Master of Arts. Maryland, 2016. 120 p.
  22. Yu G., Wang Y., Liu C. Improving Public Service Quality from a Developmental Perspective: Empathy, Attachment, and Gender Differences // Public Personnel Management. 2012. Vol. 41 (5). P. 9—20. doi:10.1177/009102601204100502

Информация об авторах

Клименкова Елизавета Николаевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры клинической психологии и психотерапии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Государственное бюджетное профессионального образовательного учреждение Образовательный комплекс «Юго-Запад», педагог-психолог,территориально структурное подразделение «Севастопольское», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0008-5188-1828, e-mail: klimenkovaliza@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2881
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 1489
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 12