Консультативная психология и психотерапия
2020. Том 28. № 4. С. 35–58
doi:10.17759/cpp.2020280403
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Опросник для диагностики потенциала самоизменений личности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: самопроцессы, самоизменения, потенциал самоизменений, диагностика потенциала самоизменений, личность
Рубрика издания: Апробация и валидизация методик
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2020280403
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 18-013-00703 «Потенциал самоизменений как фактор существования человека в изменяющемся мире».
Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования Юлию Витальевну Козлову.
Для цитаты: Манукян В.Р., Муртазина И.Р., Гришина Н.В. Опросник для диагностики потенциала самоизменений личности // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 4. С. 35–58. DOI: 10.17759/cpp.2020280403
Полный текст
В современной психологической науке все больше утверждается субъектный взгляд на природу развития, набирает силу тезис о том, что личностные изменения не столько являются результатом определенных событий или изменений социальных ролей, сколько происходят благодаря активной роли самой личности [Caspi, 2005]. В рамках отечественной психологии подобного рода исследования берут свое начало в представлениях С.Л. Рубинштейна и К.А. Абульхановой-Славской о человеке как о субъекте жизни, развиваясь далее в работах по саморегуляции и саморазвитию.
Появление целого ряда понятий, описывающих самопроцессы личности (саморазвитие, саморегуляция, самодетерминация и др.), где человек предстает и как объект, и как субъект собственного развития и изменений, свидетельствует о попытках ученых понять и объяснить сущность направленного самоизменения.
Феноменология самоизменений затрагивает широкий круг вопросов — мотивацию, способность и готовность к самоизменениям и др., однако само это понятие остается неопределенным. Чаще всего понятия изменений и самоизменений связываются с категориями развития и саморазвития: анализ существующих в психологии подходов к проблеме самоизменений показал, что самоизменение рассматривается как составляющая процесса саморазвития (М.А. Фризен) и личностного роста (К. Робитчек), либо полностью отождествляется с саморазвитием (А. Бандура, М.А. Щукина).
Однако в современной психологии понятия «развитие» и «изменение» все чаще разводятся в силу различных смысловых акцентов [Манукян, 2019]. Н.В. Гришина отмечает, что понятие «изменение» отражает ненаправленность перемен и потому в большей мере отвечает особенностям современной «текучей реальности». Понятие самоизменения относится к активной позиции самого человека в процессе изменения своей жизненной ситуации, сознательному принятию решений об этих изменениях [Гришина, 2018, с. 133].
В целом, сопоставление понятий, отражающих основные самопро- цессы, показывает, что все они реализуются с опорой на личностные основания субъекта действия, подразумевают его инициативность и активность, но не тождественны друг другу. Саморегуляция может рассматриваться как контролирующий и поддерживающий аспект само- изменения, самодетерминация в большей степени отражает мотивационный аспект деятельности [Голованова, 2015; Субъект и личность, 2007; Щукина, 2014]. Самоизменение имеет сложную природу: предполагает и осуществление действий по самоизменению, и поддержание и развитие нового статуса при помощи саморегуляции, и нахождение новых областей изменений при помощи самопознания и рефлексии [Манукян, 2019].
К настоящему времени накоплена обширная эмпирическая база, подтверждающая активную роль личности в собственном развитии и изменении [17; 20—22; 28]. Отмечается, что люди определяют свое развитие посредством постановки целей, направленных на поддержание или изменение своих актуальных характеристик [Hudson, 2014]. Предикторами постановки целей самоизменений являются низкие показатели удовлетворенности жизнью и самоуважения, чувство одиночества, внутренний локус контроля и оптимизм. Чем менее развитой представляется взрослым людям какая-то черта, тем в большей степени они стремятся ее развивать [Quintus, 2017]. Признание значимой роли самопроцессов в детерминации собственного развития ставит вопрос об изучении индивидуальных различий в эффективности самоизменений.
Попытки изучения факторов, опосредующих индивидуальные различия в процессах самоизменений, приводят к появлению новых концептов. Один из них — имплицитная теория изменяемости личности (Incremental Theory of Personality) К. Двек (С. Dweck), которая доказывает, что вера в самоизменяемость личности коррелирует с большей успешностью в преодолении трудных ситуаций в различных сферах жизни [Dweck, 1999], а также что приверженность взрослых людей теории изменяемости связана с более выраженными реальными личностными изменениями, регистрируемыми в лонгитюде [Robins, 2005]. В этом же ключе разрабатывается конструкт «инициатива личностного роста» (Personal Growth Initiative, PGI), описывающий процесс направленного самоизменения личности [Robitschek, 1998; Robitschek, 2012]. Автор данного понятия К. Робитчек (С. Robitschek) отмечает, что личностный рост может происходить в результате как преднамеренных, так и непреднамеренных процессов, однако PGI имеет отношение только к преднамеренным, самоинициируемым процессам личностного роста, к более полному и целостному существованию [Robitschek, 1998]. Исследования показали, что PGI является предиктором более выраженных личностных изменений в процессе психотерапии [Robitschek, 2012].
Для оценки индивидуальных различий в процессах самоизменений мы предлагаем использовать понятие «потенциал самоизменений». Как отмечает Д.А. Леонтьев, «... потенциал рассматривается как источник скрытых возможностей для достижения целей, как направленность, придающая человеческой жизни ценность и смысл» [Личностный потенциал: структура, 2011, с. 47]. В психологии понятие потенциала используется для выражения сферы возможного, ресурсов, которые могут быть актуализированы, а могут так и остаться непроявленными [Личностный потенциал: структура, 2011; Хекхаузен, 1986].
Основываясь на всем вышесказанном, под потенциалом самоизменений мы понимаем совокупность возможностей реализации изменений, относящихся к различным уровням психической организации человека, которые могут им осознанно актуализироваться и инициироваться.
Исходя из существующих представлений о структуре индивидуальности, в качестве уровней потенциала самоизменений были выделены: темпераментально-характерологический, индивидуально-психологический (субъектный) и личностный. Мы предполагаем, что их соотношение может определять и общую способность к самоизменениям, и индивидуально-психологические (типологические, стилевые) особенности потенциала самоизменений и его проявлений.
Методические подходы к изучению самоизменений личности разнообразны и варьируют от специализированных для каждой проблемы опросников и самоотчетов в клинических областях психологии до глубинных интервью и нарративов в феноменологических исследованиях [Климанова, 2018; Granberg, 2011; Kougiali Z.G, 2017].
Существующий инструментарий для диагностики самоизменений выполнен на различных методологических основаниях и позволяет выборочно диагностировать их разные стороны [Манукян, 2019]. Так, стремление к самоизменениям как личностная черта измеряется с помощью Опросника личностного динамизма Д.В. Сапронова и ДА Леонтьева [Сапронов, 2007]. Опросник «Цели личностных изменений» (Change Big Five Inventory) Н. Хадсона (N. Hudson) и Б. Робертса (B. Roberts) измеряет стремление к изменению своей личности по базовым чертам пятифакторного опросника [Hudson, 2014; Hudson, 2015; Quintus, 2017]. К. Робитчек разработала «Шкалу инициативы личностного роста» (Personal Growth Initiative Scale) [Robitschek, 1998; Robitschek, 2012], которая также измеряет стремление к позитивным изменениям и личностному росту, однако помимо мотивационного компонента включает регулятивные и поведенческие стороны! (планирование, использование ресурсов). Краткий вариант шкалы имеет русскоязычную версию, обладающую удовлетворительными психометрическими характеристиками [Семенов, 2016]. Изучение самоизменений как составляющих процесса с саморазвития реализовано М.А. Щукиной. Предложенная ею «Субъективная шкала авторства жизни» позволяет оценить представления респондента о мере его активности, вкладе в свое развитие и созидание своей жизни через управление событиями и личностными изменениями [Щукина, 2014]. Е.Ю. Коржовой разработан «Опросник жизненных ориентаций», диагностирующий преобладающий тип взаимодействия личности и жизненной ситуации. Ряд шкал этого опросника измеряет готовность изменяться при взаимодействии с жизненной ситуацией, предпочитаемую направленность и область изменений [Коржова, 2006]. ТЮ. Базаровым и М.П. Сычевой разработан опросник «Стиль реагирования на изменения». Конструкт объединяет установочный и типологический подходы, акцент на параметрах ситуации изменений позволяет диагностировать установки по отношению к изменениям и вытекающие из них поведенческие особенности в ситуации изменений [1;2].
В целом, можно отметить, что ценностно-мотивационный аспект стремления к изменениям изучается чаще и разнообразнее, а роль ограничений со стороны формально-динамических, темпераментальных характеристик, а также взаимоотношение различных психологических характеристик, определяющих возможности личностной изменчивости в различных жизненных ситуациях, практически не учитываются. Поэтому, на наш взгляд, методическая разработка понятия «потенциал самоизменений» должна учесть комплексность и разноуровневость его составляющих и, по возможности, совместить их в одном инструменте.
Метод
Выборка. Валидизация опросника производилась в трех сериях исследований. В первой серии (N=248; 191 женщина, 57 мужчин; 19—60 лет, Мвозр=30, SD=10,99) была определена структура опросника, проверялась согласованность полученных шкал, а также производилась коррекция отдельных вопросов. Во второй серии (N=569; 511 женщин, 58 мужчин; 20—60 лет, Мвозр=33, SD=5,39) осуществлялась проверка конструктной валидности и согласованности шкал скорректированного опросника. На заключительном этапе проверялась ретестовая надежность (N=36; 24 женщины, 12 мужчин; 19—65 лет, Мвозр=48, SD=14,47).
Методики. Нами был создан опросник, получивший название «Потенциал самоизменений». Исходя из представления об уровневом строении потенциала самоизменений, изначально было сформулировано 63 вопроса.
Вопросы, отражающие темпераментально-характерологический уровень, касались проявлений ригидности—гибкости в различных сферах жизнедеятельности, пластичности нервной системы, потребности в новизне и поиске ощущений, например: «Любое изменение причиняет мне дискомфорт», «Меня раздражают ситуации, которые требуют изменения моих планов», «Мне нравится разнообразная работа, требующая переключения внимания».
Показателями индивидуально-психологического (субъектного) уровня выступили такие характеристики, как произвольность или реактивность осуществления изменений и направленность на внешние или внутренние изменения, например: «Я люблю ставить цели и планировать их достижение», «Я предпочитаю “плыть по течению”, ориентируясь по ситуации».
Утверждения для диагностики личностного уровня потенциала само- изменений затрагивали ценностную направленность личности, главным образом — ценности саморазвития и личностного роста, ценности стимуляции, а также элементы системы убеждений (концепции изменяемости), например: «Необходимость меняться, расти над собой доставляет мне позитивные чувства», «Я стараюсь использовать разные возможности для приобретения нового опыта и новых умений».
Методики для валидизации. Для проверки конструктной валидности были использованы следующие опросники.
1. Опросник «Стиль реагирования на изменения» Т.Ю. Базарова, М.П. Сычевой — измеряет 4 стиля — консервативный, инновационный, реактивный и реализующий [Базаров, 2012].
2. Ценностный опросник (ЦО) Ш. Шварца (уточненная версия). Уточненная версия содержит следующие 19 ценностей: Самостоятельность — Мысли, Самостоятельность — Поступки, Стимуляция, Гедонизм, Достижение, Власть — Доминирование, Власть — Ресурс, Репутация, Безопасность — Личная, Безопасность — Общественная, Традиция, Конформизм — Правила, Конформизм — Межличностный, Скромность, Универсализм — Забота о природе, Универсализм — Забота о других, Универсализм — Толерантность, Благожелательность — Забота, Благожелательность — Чувство долга. Представленные 19 ценностей комбинируются в исходные 10 ценностей, которые, в свою очередь, составляют 4 группы ценностей высшего порядка: самопреодоление, самоутверждение, открытость изменениям и сохранение [Шварц, 2012; Schwartz, 2012].
3. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой — позволяет измерить общий уровень саморегуляции и его компоненты: планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов, гибкость и самостоятельность [Моросанова, 2004].
4. Опросник самоэффективности Дж. Маддукса (J. Muddux) и М. Ше- ера (M. Sherer) в адаптации Л. Бояринцевой — двушкальная методика, дающая показатели самоэффективности в предметной и межличностной сферах [Митина, 2002].
Результаты
Отбор пунктов опросника «Потенциал самоизменений». Проводился отбор вопросов на основании данных описательных статистик и однозначности формулировок. В результате были удалены вопросы, демонстрирующие ненормальное распределение, а также допускающие различные толкования (по мнению трех экспертов с психологическим образованием).
Факторный анализ. Следующий вариант опросника включил в себя 38 вопросов, которые обрабатывались с помощью эксплораторного факторного анализа c вращением варимакс. В результате факторного анализа была выявлена высокосвязанная 7-факторная структура с общей дисперсией 59,1%. В табл. 1 отражены факторные нагрузки 24 вопросов, значимых для дальнейшего понимания структуры опросника.
Таблица 1
Результаты эксплораторного факторного анализа
Вопрос |
Ф1 15,17% |
Ф2 11,55% |
Ф3 8,07% |
Ф4 6,84% |
Ф5 6,58% |
Ф6 5,78% |
Ф7 5,11% |
1. Любое изменение причиняет мне дискомфорт |
|
|
|
|
|
-0,647 |
|
2. Я люблю риск и приключения (обр.) |
|
|
|
0,444 |
|
|
|
3. Для меня важно делать много разных дел в жизни |
0,731 |
|
|
|
|
|
|
4. Я не способен менять себя в определенном направлении (обр.) |
|
|
|
|
|
0,366 |
0,296 |
5. Я стараюсь использовать разные возможности для приобретения нового опыта и развития своих умений |
0,728 |
|
|
|
|
|
|
6. Мне нравится овладевать новыми видами деятельности |
0,745 |
|
|
|
|
|
|
7. Я люблю ставить цели и планировать их достижение |
|
0,527 |
|
|
|
|
|
8. Я стремлюсь развивать свои потенциальные способности |
|
0,499 |
|
|
|
|
|
9. Думаю, что люди не властны существенно изменять свой характер (обр.) |
|
|
0,768 |
|
|
|
|
10. Я меняю свои убеждения с большим трудом |
|
|
|
|
0,710 |
|
|
11. Люди довольно сильно психологически изменяются в течение жизни |
|
|
|
|
|
0,590 |
|
12. При необходимости выбора я обычно предпочитаю хорошо знакомое и понятное новому и непривычному |
|
|
|
0,714 |
|
|
|
13. Я открыт всему новому |
0,502 |
|
|
|
|
|
|
14. Необходимость меняться, «расти над собой» доставляет мне позитивные эмоции |
|
0,433 |
|
|
|
|
|
15. Я сильно переживаю, когда приходится отказываться от своей точки зрения и принимать другую, даже если понимаю необходимость этого |
|
|
|
|
0,805 |
|
|
16. Я с радостью берусь за работу, если знаю, что она потребует от меня новых навыков |
0,559 |
|
|
|
|
|
|
Вопрос |
Ф1 15,17% |
Ф2 11,55% |
Ф3 8,07% |
Ф4 6,84% |
Ф5 6,58% |
Ф6 5,78% |
Ф7 5,11% |
17. Я способен развивать в себе определенные качества |
|
0,624 |
|
|
|
|
|
18. Мне важно, чтобы у меня было постоянное место на работе, за столом, на занятиях и т. п. |
|
|
|
0,637 |
|
|
|
19. Мне обычно удается избавляться от привычек, которые мне не нравятся |
|
|
|
|
|
|
0,776 |
20. Я считаю, что при желании человек может довольно сильно изменить свой характер |
|
|
0,750 |
|
|
|
|
21. В случае выбора я предпочту новое привычному |
0,401 |
|
|
|
|
|
-0,444 |
22. При необходимости люди могут менять свое поведение, но в своих главных чертах они не меняются (обр.) |
|
|
0,750 |
|
|
|
|
23. Моя жизнь мало зависит от стечения обстоятельств, так как я стараюсь сам(а) вносить в нее изменения |
|
0,771 |
|
|
|
|
|
24. Я чувствую себя «автором» своей жизни |
|
0,617 |
|
|
|
|
|
Примечание: обр. — обратные пункты.
Были выделены первые 4 фактора как значимые для понимания потенциала самоизменений. Фактор 1 объединил вопросы позитивного эмоционального отношения к новому опыту, жизненному разнообразию, потребность включаться в возникающие новые возможности и использовать их. В фактор 2 вошли утверждения относительно способности планомерно реализовывать желаемые изменения, быть субъектом своего развития и жизни в целом. Оставшиеся факторы оказались менее нагруженными и дифференцированными. Так, факторы 3 и 7 отразили различные стороны концепции самоизменений: в факторе 3 объединились представления об изменяемости людей в целом, а в факторе 7 — о своей изменяемости. Факторы 4 и 5 объединили различные стороны ригидности: в повседневном поведении и в сфере убеждений. Фактор 6 также включил в себя возможности собственных изменений в течение жизни.
Таким образом, по результатам эксплораторного факторного анализа была скорректирована теоретическая модель потенциала самоизмене- ний и выделены 4 наиболее значимых для его понимания фактора:
1) Фактор 1 — «Потребность в самоизменениях»— стремление к новизне, разнообразию, позитивное отношение к изменениям и направленность на личностный рост («хочу меняться»);
2) Фактор 2 — «Способность к осознанным самоизменениям» — способность человека к сознательной работе над собой, способность планомерно воплощать задуманное в жизнь («надо меняться»);
3) Фактор 3 — «Вера в возможность самоизменений» — имплицитные представления человека о возможности людей сознательно менять свой характер и поведение в течение жизни;
4) Фактор 4 — «Возможность самоизменений» — характеристики психической ригидности, степень гибкости в ситуациях, требующих изменений, стремление к неизменности («могу меняться»).
Эти представления легли в основу конструирования методики как состоящей из 4 шкал и итогового показателя потенциала самоизменений.
Вопросы отбирались в шкалы на основании данных эксплораторного факторного анализа (табл. 1). Шкалы 1 и 2 полностью соответствуют первым двум факторам, из которых были взяты вопросы с максимальной факторной нагрузкой. Шкалы 3 и 4 соответствуют описанным выше факторам 3 и 4 и являются сочетанными: т. е. в шкалу 3 вошли максимально нагруженные вопросы 3 и 7 факторов, а в шкалу 4 — вопросы из факторов 4 и 5. Вопросы 4 и 19, входящие в фактор 6, были переформулированы в виде утверждений, отражающих общие убеждения респондентов относительно веры в изменяемость человека в целом, и включены в шкалу 3. Итоговый вариант опросника включил в себя 24 вопроса, равномерно распределенных по 4 шкалам.
Для подтверждения предложенной структуры опросника был проведен конфирматорный факторный анализ. Мы предпочли пошкальное представление результатов, чтобы отразить целесообразность выделения предлагаемых подструктур в общей модели потенциала самоизменений, ориентируясь на рекомендации некоторых исследователей тестировать элементы мультифакторных моделей отдельно, поскольку при глобальном тестировании модели некоторые важные элементы могут быть утеряны, что приводит к снижению ее чувствительности и воспроизводимости [Tomarken, 2003]. На рис. 1—5 представлены модели каждой шкалы и опросника в целом. Все модели обладают удовлетворительными параметрами пригодности (табл. 2).
Рис. 1. Модель шкалы № 1 «Потребность в самоизменениях»
Рис. 2. Модель шкалы № 2 «Способность к осознанным самоизменениям»
Рис. 3. Модель шкалы № 3 «Вера в возможность самоизменений»
Рис. 4. Модель шкалы № 4 «Возможность самоизменений»
Рис. 5. Общая модель опросника «Потенциал самоизменений»
Структура потенциала самоизменений и опросника в целом подтверждается моделью «путей», отражающей систему направленных причинно-следственных связей между явными переменными, которую более целесообразно использовать, рассматривая соотношение разноуровневых факторов (рис. 6, табл. 2).
Рис. 6. Модель «путей»: «*» — p<0,05; «**» — p<0,01; «***» — p<0,001
Таблица 2
Показатели пригодности моделей, полученных конфирматорным факторным анализом
Модель |
X2 |
df |
P |
CFI |
GFI |
RMSEA |
Pclose |
Шкала 1 |
4,070 |
7 |
0,772 |
1,000 |
0,996 |
0,000 |
0,956 |
Шкала 2 |
7,214 |
8 |
0,514 |
1,000 |
0,992 |
0,000 |
0,875 |
Шкала 3 |
6,872 |
8 |
0,551 |
1,000 |
0,993 |
0,000 |
0,891 |
Шкала 4 |
10,738 |
6 |
0,097 |
0,974 |
0,988 |
0,051 |
0,423 |
Общая модель |
0,206 |
1 |
0,650 |
1,000 |
1,000 |
0,000 |
0,754 |
Модель путей |
8,897 |
4 |
0,064 |
0,983 |
0,988 |
0,064 |
0,28 |
Примечание: df — степень свободы; p — уровень значимости для х2; CFI — сравнительный индекс согласия; GFI — индекс согласия; RMSEA — среднеквадратическая ошибка оценки; Pclose — индекс близости модели данным.
Интересно, что модель потенциала самоизменений включила также фактор возраста, влияющий на формально-динамические показатели возможностей самоизменений и на веру в возможность самоизменений. Снижение этих показателей с возрастом оказывает опосредованное влияние на снижение способности реализовывать самоизменений. Потребность в самоизме- нениях в меньшей степени оказывается подверженной фактору возраста в силу высокой опосредованности промежуточными факторами и, вероятно, может быть ресурсной в любом возрасте. Модель в целом может быть проиллюстрирована результатами корреляционного анализа шкал опросника и возраста: значимые корреляции получены по шкале 3 (г= -0,217; р=0,001), шкале 4 (r=0,236; p=0,000), итоговому показателю(т=-0,182; р=0,004).
Опросник оказался чувствительным к полу (однофакторный дисперсионный анализ ANOVA): у женщин более выражена потребность в самоизменениях (Мжен=19,5; Мм =17,9; F=7,04;p=0,009), способность к ним (Мжен=22,9; Ммуж=20,8; F=9,28; р=0,003) и за счет этого потенциал самоизменений также выше (Мжен=44,5;Ммуж=39,3; F=6,87; р=0,009). Средние значения по шкалам в группах мужчин и женщин представлены в табл. 3.
Согласованность шкал опросника. Коэффициенты альфа Кронбаха для всех шкал опросника говорят об их удовлетворительной согласованности и надежности опросника в целом: шкала 1 — а=0,798; шкала 2 — а=0,777; шкала 3 — а=0,669; шкала 4 — а=0,637; итоговый показатель — а=0,720. Все пункты опросника имеют высокозначимые корреляции с итоговым показателем (шкала 1 — r=0,853; шкала 2 — r=0,773; шкала 3 — r=0,611; шкала 4 — r= -0,758; р<0,001).
Конструктная валидность. Для определения конструктной валидности опросника использовался коэффициент корреляции г Пирсона. Шкалы опросника «Потенциал самоизменений» формируют предсказуемые высокозначимые связи со шкалами опросника «Стиль реагирования на изменения»: отрицательно коррелируют с общим показателем потенциала самоизменений консервативный (r= -0,554; р<0,0001) и реактивный стили (r= -0,593; p<0,0001). Оба стиля связаны с предпочтением стабильности, сопротивлением изменениям, преодолеваемым либо рационально (консервативный стиль), либо эмоционально (реактивный стиль). Инновационный и реализующий стили реагирования на изменения, связанные с предпочтением новизны, положительно коррелируют с общим показателем потенциала самоизменений (соответственно, r=0,585 и r=0,632;p<0,0001).
Таблица 3
Средние значения и стандартные отклонения шкал опросника
Шкала |
M (SD) |
||
Мужчины (n=58) |
Женщины (n=511) |
Все (N=569) |
|
Шкала1 |
17,91 (3,55) |
19,52 (3,35) |
19,28 (3,43) |
Шкала 2 |
20,86 (4,06) |
22,96 (3,83) |
22,64 (3,92) |
Шкала 3 |
18,32 (3,93) |
19,16 (3,76) |
19,03 (3,79) |
Шкала 4 |
17,76 (4,30) |
17,14 (3,67) |
17,23 (3,76) |
Общий балл |
39,35 (12,49) |
44,50 (10,75) |
43,73 (11,15) |
Примечанием — среднее значение, SD — стандартное отклонение.
Многочисленные взаимосвязи получены с «Ценностным опросником» Ш. Шварца (всего 37), что в целом дополняет характеристику опросника «Потенциал самоизменений» и позволяет дифференцировать содержание шкал. Так, наибольшее количество взаимосвязей (8) с ценностными ориентациями образует, как и ожидалось, шкала «Потребность в самоизменениях», поскольку она отражает как раз уровень личностной направленности на новое, на развитие и спонтанный личностный рост. Эта шкала так же, как и общий показатель потенциала самоизменений, коррелирует положительно с ценностями самостоятельности, стимуляции, гедонизма, достижений и универсализма и отрицательно — с ценностями безопасности, конформизма, традиций (p<0,0001). Причем наиболее тесные связи выявлены с ценностями самостоятельности и стимуляции (г в диапазоне 0,304—0,524), отражающими стремление к новому опыту и развитие автономности. Шкалы «Способность к самоизменениям» и «Вера в возможность самоизменений» формируют похожие по характеру, но менее тесные связи (p<0,001). Шкала «Возможность самоизменений», отражающая повышенный уровень психической ригидности, напротив, положительно коррелирует со стремлением к безопасности, конформизмом, предпочтением традиционности (г в диапазоне 0,249—0,340) и отрицательно — с направленностью на самостоятельность, ценностями стимуляции и универсализма (г в диапазоне -0,125 - -0,395; p<0,001).
Изучены взаимосвязи методики потенциала самоизменений с показателями осознанной саморегуляции и самоэффективности, которые также различны для разных шкал опросника. Все связи значимы на уровне p<0,01. Наиболее тесно с осознанной саморегуляцией связывается шкала 2 «Способность к осознанным самоизменениям», что предполагалось теоретически (8 связей для этой шкалы, от 1 до 5 связей для других шкал). Она значимо коррелирует со всеми шкалами опросника осознанной саморегуляции, а также с предметной и межличностной самоэффективностью. Это подтверждает характер шкалы 2, которая имеет отношение к способности целенаправленно распределять субъектную активность и добиваться результатов в различных сферах. Шкала 3 «Вера в возможности самоизменений» связывается только с «Оценкой результатов» опросника стиля саморегуляции (r=0,408; p<0,01) и предметной самоэффективностью (r=0,309; p<0,05); т. е. представления об изменяемости, видимо, зависят от способности замечать изменения и вносить коррективы в свои действия, приводящие к нужному результату. Шкала 4 «Возможность самоизменений» формирует отрицательную связь с гибкостью (r=0,47; p<0,001), что подтверждает ее темпераментальный уровень и психологическое содержание.
Ретестовая надежность. Замеры проводились с интервалом 4—5 недель. Коэффициенты корреляции Пирсона для всех шкал и итогового показателя являются высокозначимыми (р<0,001) и составляют: для шкалы 1 — г=0,848; для шкалы 2 — г=0,895; для шкалы 3 — г=0,662; для шкалы 4 — г=0,733; для итогового показателя — г=0,869. Полученные результаты показывают, что наиболее изменчивыми являются вопросы третьей шкалы, отражающие систему убеждений человека относительно возможностей психологического изменения в течение жизни. Это подтверждается повопросным анализом парных корреляций (критерий г Пирсона для зависимых выборок), где наиболее низкие значения коэффициентов корреляции (г — в диапазоне 0,293—0,718; p — 0,000—0,116) получены для этой шкалы, тогда как для вопросов остальных шкал разброс значений коэффициентов значительно меньше (г — в диапазоне 0,409—0,808; p — 0,000—0,025). Незначимая корреляция получена только по одному вопросу: «Я считаю, что при желании человек может довольно сильно изменить свой характер» (г=0,293; p=0,116), — парные корреляции по остальным 23 парам вопросов являются высокозначимыми. Полученные результаты свидетельствуют о том, что опросник является устойчивым к воздействию посторонних факторов и измеряет действительные различия в способности к самоизменениям. Вместе с тем внутренняя концепция изменяемости человека менее стабильна, чем ценностные, темпераментальные и регулятивные характеристики, отраженные в других шкалах.
Обсуждение результатов
Результаты валидизации опросника «Потенциал самоизменений» позволяют говорить о том, что его шкалы относятся к разноуровневым личностным структурам и благодаря этому позволяют понять, на что может опираться человек, стремясь к изменению своей личности, и каковы его возможности в целом. Так, шкала 1 «Потребность в самоизменениях» соотносится с содержательными характеристиками личности (потребности, ценности, мотивы) и отвечает на вопрос, насколько личность стреми^^я к изменениям. Шкала 2 «Способность к осознанным самоизменениям» в большей степени соотносится с регулятивными характеристиками личности — способностью ставить цели самоизменений и планомерно реализовывать их в жизни. Шкала 3 «Вера в возможности самоизменений» соотносится со сферой убеждений, имплицитных концепций, влияющих на поведение человека. Шкала 4 «Возможность самоизменений» включает проявления формально-динамических характеристик личности, главным образом психической ригидности, ограничивающей индивидуальные возможности изменяемости. Итоговый показатель потенциала самоизмене- ний позволяет определить общую способность к самоизменениям, а по соотношению выраженности основных шкал определить, за счет каких компонентов она реализуется в большей степени. Кроме того, приведенные варианты структурного моделирования, указывающие на большую эквивалентность путевой модели, позволяют говорить о том, что конструкт скорее отражает индивидуально-психологическую структуру потенциала самоизменений, которая находится в тесной взаимосвязи с возрастом.
Заключение
Сконструированный опросник «Потенциал самоизменений» обладает удовлетворительными психометрическими характеристиками и может быть использован для диагностики возможностей психологической изменчивости личности в различных жизненных ситуациях. Поскольку опросник оказался чувствительным к факторам пола и возраста, дальнейшие исследования будут направлены на разработку нормативов для мужчин и женщин разных возрастных групп и рассмотрение вариантов индивидуально-психологических особенностей потенциала самоизме- нений в связи с условиями его актуализации.
Приложение
Бланк опросника «Потенциал самоизменений»
Инструкция: Оцените, пожалуйста, степень своего согласия с предложенными ниже утверждениями.
Утверждение |
Совершенно согласен |
Скорее согласен |
Нечто среднее |
Скорее не согласен |
Совершенно не согласен |
1. Любое изменение причиняет мне дискомфорт |
|
|
|
|
|
2. Я люблю риск и приключения |
|
|
|
|
|
3. Для меня важно делать много разных дел в жизни |
|
|
|
|
|
4. Люди не способны менять себя в определенном направлении |
|
|
|
|
|
5. Я стараюсь использовать разные возможности для приобретения нового опыта и развития своих умений |
|
|
|
|
|
6. Мне нравится овладевать новыми видами деятельности |
|
|
|
|
|
7. Я люблю ставить цели и планировать их достижение |
|
|
|
|
|
8. Я стремлюсь развивать свои потенциальные способности |
|
|
|
|
|
9. Думаю, что люди не властны существенно изменять свой характер |
|
|
|
|
|
10. Я меняю свои убеждения с большим трудом |
|
|
|
|
|
11. Люди довольно сильно психологически изменяются в течение жизни |
|
|
|
|
|
12. При необходимости выбора я обычно предпочитаю хорошо знакомое и понятное новому и непривычному |
|
|
|
|
|
13. Я открыт всему новому |
|
|
|
|
|
14. Необходимость меняться, «расти над собой» доставляет мне позитивные эмоции |
|
|
|
|
|
15. Я сильно переживаю, когда приходитсяотказывать- ся от своей точки зрения и iгриниматьдругую, даже если понимаю необходимость этого |
|
|
|
|
|
16. Я с радостью берусь за работу, если знаю, что она потребует от меня новых навыков |
|
|
|
|
|
17. Я способен развивать в себе определенные качества |
|
|
|
|
|
18. Мне важно, чтобы у меня было постоянное место на работе, за столом, на занятиях и т. п. |
|
|
|
|
|
19. Людям обычно удается избавляться от привычек, которые им не нравятся |
|
|
|
|
|
20. Я считаю, что при желании человек может довольно сильно изменить свой характер |
|
|
|
|
|
21. В случае выбора я предпочту новое привычному |
|
|
|
|
|
22. При необходимости люди могут менять свое поведение, но в своих главных чертах они не меняются |
|
|
|
|
|
23. Моя жизнь мало зависит от стечения обстоятельств, так как я стараюсь сам(а) вносить в нее изменения |
|
|
|
|
|
24. Я чувствую себя «автором» своей жизни |
|
|
|
|
|
Обработка результатов:
Подсчитываются сумма баллов по всем шкалам и общий показатель потенциала самоизменений.
Шкала 1, пункты прямые: 3, 5, 6, 13, 16, 21.
Шкала 2, пункты прямые: 7, 8, 14, 17, 23, 24.
Шкала 3, пункты прямые: 11, 19, 20; обратные: 4, 9, 22.
Шкала 4, пункты прямые: 1, 10, 12, 15, 18; обратные: 2.
Итоговый показатель высчитывается по формуле: ПСИ=Ш1+Ш2+Ш3-Ш4.
Литература
- Базаров Т.Ю., Сычева М.П. Создание и апробация опросника «Стили реагирования на изменения» [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 25. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 09.03.2020).
- Битюцкая Е.В., Базаров Т.Ю. Особенности восприятия жизненных событий людьми с разными предпочитаемыми стилями реагирования на изменения // Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 94—106.
- Голованова Н.Ф., Дерманова И.Б. Саморазвитие личности как предмет педагогики и психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2015. № 3. С. 51—63.
- Гришина Н.В. «Самоизменения» личности: возможное и необходимое // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8. Вып. 2. С.126—138. DOI:10.21638/11701/spbu16.2018.202
- Климанова С.Г., Трусова А.В., Киселев А.С., и др. Адаптация русскоязычной версии опросника для оценки готовности к изменениям (SOCRATES) // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 3. С. 80—104. DOI:10.17759/cpp.2018260305
- Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во РХГА, 2006. 384 с.
- Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 679 с.
- Манукян В.Р., Муртазина И.Р. Самоизменение: психологический статус и возможности измерения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Т.9. №4. С. 331—345. DOI:10.21638/spbu16.2019.401
- Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ, 2002. 400 с.
- Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство. М.: Когито-Центр, 2004. 44 с.
- Сапронов Д.В., Леонтьев Д.А. Личностный динамизм и его диагностика // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 66—84.
- Семенов Д.В., Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., и др. Русскоязычная версия Шкалы инициативы к личностному росту К. Робичек [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http:// human.snauka.ru/2016/04/14668 (дата обращения: 09.03.2020).
- Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сб. науч. трудов / Под ред. В.И. Моросановой. М.: ПИ РАО; Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. 430 с.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: пер. с нем. Т. 2. М.: Педагогика, 1986. 392 с.
- Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., и др. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 43—70.
- Щукина М.А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 2. С. 7—22.
- Caspi A., Roberts B.W., Shiner R.L. Personality development: Stability and change // Annual Review of Psychology. 2005. Vol. 56 (1). P. 453—484. DOI:10.1146/annurev. psych.55.090902.141913
- Dweck C.S. Self-theories: Their role in motivation, personality, and development. Philadelphia, PA: Psychology Press, 1999. 195 p.
- Granberg E.M. “Now my ‘old self’ is thin”: Stigma exits after weight loss // Social Psychology Quarterly. 2011. Vol. 74 (1). P. 29—52. DOI:10.1177/0190272511398020
- Hudson N.W., Roberts B.W. Goals to change personality traits: Concurrent links between personality traits, daily behavior, and goals to change oneself // Journal of Research in Personality. 2014. Vol. 53. P. 68—83. DOI:10.1016/j.jrp.2014.08.008
- Hudson N.W., Fraley R.C. Volitional personality trait change: Can people choose to change their personality traits? // Journal of Personality and Social Psychology. 2015. Vol. 109 (3). P. 490—507. DOI:10.1037/pspp0000021
- Kougiali Z.G, Fasulo A., Needs A., et al. Planting the seeds of change: directionality in the narrative construction of recovery from addiction // Psychology & Health. 2017. Vol. 32 (6). P. 639—664. DOI:10.1080/08870446.2017.1293053
- Robins R.W., Noftle E.E., Trzesniewski K.H., et al. Do people know how their personality has changed? Correlates of perceived and actual personality change in young adulthood // Journal of Personality. 2005. Vol. 73 (2). P. 489—521. DOI:10.1111/j.1467-6494.2005.00317.x
- Robitschek C. Personal growth initiative: The construct and its measure // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. 1998. Vol. 30 (4). P. 183—198. DOI:10.1080/07481756.1998.12068941
- Robitschek C., Ashton M.W., Spering C.C., et al. Development and psychometric evaluation of the Personal Growth Initiative Scale-II // Journal of Counseling Psychology. 2012. Vol. 59 (2). P. 274—287. DOI:10.1037/a0027310
- Schwartz S.H., Cieciuch J., Vecchione M., et al. Refining the theory of basic individual values // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 103 (4). P. 663— 688. DOI: 10.1037/a0029393
- Tomarken A.J., Waller N.G. Potential problems with “well fitting” models // Journal of Abnormal Psychology. 2003. Vol. 112 (4). P. 578—598.
- Quintus M., Egloff B., Wrzus C. Predictors of volitional personality change in younger and older adults: Response surface analyses signify the complementary perspectives of the self and knowledgeable others // Journal of Research in Personality. 2017. Vol. 70. P. 214—228. DOI:10.1016/j.jrp.2017.08.001
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3884
В прошлом месяце: 107
В текущем месяце: 126
Скачиваний
Всего: 3921
В прошлом месяце: 48
В текущем месяце: 46