Психологические методики для оценки уровня развития детей и подростков обсудили на круглом столе журнала «Психолого-педагогические исследования»

133
Иллюстрация к новости

24 сентября 2024 года в рамках проекта «Наука в публикациях» состоялся круглый стол научного журнала «Психолого-педагогические исследования» на тему «Психологические методики для оценки уровня познавательного и личностного развития детей и подростков». Круглый стол проходил онлайн на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (МГППУ). Для участия в Круглом столе было подано более 90 заявок слушателей из Москвы, Петербурга, Минска, Могилева и других городов.

Ведущими Круглого стола стали тематические редакторы будущего специального выпуска журнала «Психолого-педагогические исследования», посвященного проблемам разработки и адаптации, надежности и валидности новых современных психодиагностических методик для оценки уровня познавательного и личностного развития детей и подростков — Сорокова Марина Геннадьевна, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой «Цифровое образование», руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA и Одинцова Мария Антоновна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения, МГППУ. Модератором встречи выступила Шведовская Анна Александровна, кандидат психологических наук, заместитель главного редактора журнала «Психолого-педагогические исследования», начальник управления информационными и издательскими проектами МГППУ.

Открывая Круглый стол, Марина Геннадьевна Сорокова отметила, что уникальность работы, которая проводится в МГППУ, заключается в комплексном подходе к решению проблем поиска релевантных и валидных диагностических методик. Эта работа проводится в парадигме доказательного подхода и в соответствии с международными российскими требованиями и стандартами качества психологических исследований.  

В первом выступлении, Мария Антоновна Одинцова вместе со своим соавтором Радчиковой Наталией Павловной, кандидатом психологических наук, ведущим научным сотрудником центра PsyDATA рассказали о своей разработке краткой версии методики изучения копинг-стратегий для подростков 12-18 лет «СОРЕ-30A». Методика позволяет выделить 15 копинг-стратегий и четыре копинг-стиля, которые были подробно проанализированы докладчиками. Для иллюстрации некоторых копинг-стратегий спикерами были предложены выразительные видеоролики. Одинцова М.А. ответила на вопросы слушателей: «В чем отличия подростковой и взрослой COPE? Как COPE может помочь (и может ли) с проблемой предотвращения подростковых депрессий и суицидов?». Видеозапись Круглого стола можно посмотреть в свободном доступе на канале PsyJournals.ru.

PDF Презентация доклада

Бурлакова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой «Дошкольная педагогика и психология» МГППУ выступая с соавтором Радчиковым Андреем Сергеевичем, лаборантом-исследователем центра PsyDATA, рассказала об истории разработки, характеристиках и апробации методики «Эталоны», предназначенной для оценки развития восприятия современных старших дошкольников. Методика была разработана в 1980-х, но сейчас оцифрована и рестандартизирована. Авторы методики отвечали на такие вопросы слушателей как, например, участвовали ли в апробации методики дети с нарушениями зрения или других нозологических групп.

PDF Презентация доклада

Данилова Елена Евгеньевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория научных основ детской практической психологии, ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» рассказала о разработке авторской методики «Ответственность у подростков». Работа над данной методикой позволила не только создать новый психодиагностический инструмент, но и показала своеобразие психологических особенностей сегодняшних. Дискуссия вокруг доклада касалась тех факторов, которые могут лечь в основу формирования ответственности у подростков и которые необходимо учитывать при валидизации опросника.

PDF Презентация доклада

Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук, профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой», Кошелева Юлия Павловна, кандидат психологических наук, научный сотрудник PsyDATA и Козырева Нина Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка продемонстрировали результаты стандартизации методики «Климат в классе» в Республике Беларусь. Методика направлена на изучение восприятия учениками атмосферы в классе и оценки ключевых параметров, необходимых для успешной учебы и личностного развития.

PDF Презентация доклада

При подведении итогов круглого стола было отмечено, что в третьем выпуске журнала «Психолого-педагогические исследования» в 2024 году будут опубликованы материалы этих и других диагностических методик. Редакция журнала надеется на продолжение дискуссии с читателями и вопросы.

Посмотреть видеозапись круглого стола «Психологические методики для оценки уровня познавательного и личностного развития детей и подростков» можно на каналах: 

Календарь предстоящих вебинаров и встреч проекта «Наука в публикациях» на 2025 год здесь.