Применение современной теории тестов (IRT) для анализа методики «Шкала оценки цифровой образовательной среды (ЦОС)»

139

Аннотация

С позиции современной теории тестов (Item Response Theory – IRT) рассмотрена методика «Шкала оценки ЦОС», отражающая шесть различных аспектов цифровой образовательной среды (ЦОС) университета: удовлетворенность и практическая польза; удовлетворенность коммуникативным взаимодействием; стресснапряженность; необходимость поддержки; нечестные стратегии; доступность. Ответы на 38 вопросов методике даются по 5-балльной шкале Ликерта. В исследовании приняли участие 406 студентов МГППУ, закончившие электронные курсы в онлайн-формате (90,1 % женского пола). Возраст участников в среднем составил 28,7±9,6 лет (медиана 24 года, минимум 19 лет, максимум 72 года). Применение модели градуированных ответов (GRM) отдельно к каждой из шести субшкал методики показало, что все вопросы методики имеют дискриминативность пункта не ниже умеренной, а большинство вопросов – высокую. Пороговые значения для каждого вопроса методики, соответствующие относительному индикатору трудности, монотонно возрастают. Графики информационной функции для каждой шкалы методики говорят о том, что практически все измерения компонентов Шкалы оценки ЦОС являются довольно точными в диапазоне средних значений, и только для шкалы 6 «Доступность ЦОС» точность оценки высока для самых низких значений и резко падает для средних и высоких значений.

Общая информация

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, цифровая образовательная среда университета, IRT, современная теория тестов, трудность пункта, дискриминативность пункта, информационная функция теста

Рубрика издания: Моделирование и анализ данных для цифрового образования

Тип материала: научная статья

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» в рамках научно-исследовательского проекта «Цифровые технологии в высшем образовании: разработка технологии индивидуализации обучения средствами электронных учебных курсов».

Для цитаты: Радчикова Н.П., Сорокова М.Г., Одинцова М.А., Гусарова Е.С. Применение современной теории тестов (IRT) для анализа методики «Шкала оценки цифровой образовательной среды (ЦОС)» // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 557–570.

Литература

  1. Аванесов В.С. Истоки и основные понятия математической тео­рии педагогических измерений (Item Response Theory) // Педа­гогические измерения. 2007. № 3. С. 3–36.
  2. Крокер Л., Алгина Дж. Введение в классическую и современную теорию тестов. М.: Логос, 2010. 668 с.
  3. Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. М.: Прометей, 2000. 168 с.
  4. Сорокова М.Г., Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Шкала оценки цифровой образовательной среды (ЦОС) университета // Пси­хологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 2. С. 52–65. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260205
  5. Baker F.B. The Basis of Item Response Theory, 2nd ed. ERIC Clear­inghouse on Assessment and Evaluation, College Park, 2001. 186 p.
  6. Burnham K.P., Anderson D.R. Model selection and multimodel inference: A practical information-theoretic approach (2nd ed.). New York: Springer-Verlag, 2002. 488 p.
  7. Kang T., Chen T.T. Performance of the generalized S-X2 item fit index for polytomous IRT models // Journal of Educational Measurement. 2008. № 45(4). P. 391–406.
  8. Muraki E. A generalized partial credit model: Application of an EM algorithm. ETS Research Report Series, 1992. P. 159–176.
  9. Orlando M., Thissen D. Likelihood-based item-fit indices for dichotomous item response theory models // Applied Psychological Measurement. 2000. № 24(1). P. 50–64.
  10. Samejima F. Graded Response Model. In W.J. van der Linden, & R.K. Hambleton (Eds.). Handbook of Modern Item Response The­ory. New York, NY: Springer, 1997. P. 85–100.
  11. Sorokova, Marina; Odintsova, Maria; Radchikova, Nataly (2021): Scale for Assessing University Digital Educational Environment (AUDEE Scale): validation database. Psychological Research Data & Tools Repository. Dataset. https://doi.org/10.25449/ruspsyda­ta.14742816

Информация об авторах

Радчикова Наталия Павловна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических иссле¬дований PsyDATA, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), главный специалист подразделения «Лаборатория биофизики возбудимых сред», ФГБУН Институт теоретической и экспериментальной биофизики Российской академии наук (ФГБУН ИТЭБ РАН), г. Пущино;, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5139-8288, e-mail: nataly.radchikova@gmail.com

Сорокова Марина Геннадьевна, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой «Цифровое образование», руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1000-6487, e-mail: sorokovamg@mgppu.ru

Одинцова Мария Антоновна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3106-4616, e-mail: mari505@mail.ru

Гусарова Елена Сергеевна, магистр психологии, Модератор Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФБГОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6968-5253, e-mail: bondarevaes@fdomgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 156
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 139
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 12