Цифровая социализация молодых взрослых: тренды и тенденции в коммуникации

192

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования трендов и тенденций в цифровой социализации молодых взрослых. Исследование проходило с марта по июнь 2022 г, в нем приняли участие 148 юношей и девушек в возрасте 18-24 лет. Исследование показало, что несмотря на большую роль социальных сетей и мессенджеров в общении, молодые люди ориентированы на личное взаимодействие с друзьями. Большинство опрошенных воспринимают онлайн отношения и дружбу тождественными реальным отношениям, в том числе и по причине того, что большинство фрэндов в социальных сетях являются их реальными знакомыми. В социальных сетях молодых людей привлекает, в первую очередь, свобода высказывания, возможность услышать мнение других. В то же время негативные чувства у юношей и девушек вызывают конфликты, «тролли», агрессивность в сообщениях. Кроме того, общение в социальных сетях поддерживает молодых людей эмоционально, помогает справиться с чувством одиночества. При этом молодые люди редко сталкиваются с негативными сообщениями и травлей в Интернет-пространстве, хотя у большинства опрошенных такой опыт имеется в прошлом.

Общая информация

Ключевые слова: цифровая социализация, социальные сети

Тип материала: научная статья

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 073-00110-22-02.

Для цитаты: Поскакалова Т.А., Сорокова М.Г. Цифровая социализация молодых взрослых: тренды и тенденции в коммуникации // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17—18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 331–343.

Литература

  1. Болотова А.К. Психология организации времени: Учебное пособие для студентов вузов. Москва: Аспект Пресс, 2006. 254 с.
  2. Данилов С.А. Риски и потенциал интернет-социализации молодежи // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2012. № 2. C. 42-46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-i-potentsial-internet-sotsializatsii-molodezhi (дата обращения: 22.09.2022).
  3. Демин П.Н. Риски и возможности онлайн-социализации подростков и молодежи // Ценности и смыслы. 2022. № 3 (79). С. 76–85. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-3-76–85.
  4. Елишев С.О. Молодежная проблематика и подходы к определению понятия “молодежь” в социологии // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017. №3. C. 200-223. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnaya-problematika-i-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya-molodezh-v-sotsiologii (дата обращения: 22.09.2022).
  5. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Современная Социология молодежи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы // Россия реформирующаяся. 2017. № 15. C. 12-48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-sotsiologiya-molodezhi-izmenyayuschayasya-realnost-i-novye-teoreticheskie-podhody (дата обращения: 22.09.2022).
  6. Маслов В.П., Гнатюк М.А., Самыгин С.И. Сетевое сообщество: риски и угрозы Интернет-среды для киберсоциализации молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 8. C.39-42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevoe-soobschestvo-riski-i-ugrozy-internet-sredy-dlya-kibersotsializatsii-molodezhi (дата обращения: 22.09.2022).
  7. Тарханова И.Ю. Социализация молодежи средствами интернет-коммуникаций // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-molodezhi-sredstvami-internet-kommunikatsiy (дата обращения: 23.09.2022.
  8. Ярцева Е.А. Социализация молодежи в современном обществе // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 9-5 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-molodezhi-v-sovremennom-obschestve-1 (дата обращения: 22.09.2022).
  9. Little W. Introduction to Sociology. 1st Canadian Edition. Victoria, B.C.: BCcampus. 2014. URL: https://opentextbc.ca/ introductiontosociology/ Cover image: Inverted Reflections b.

Информация об авторах

Поскакалова Татьяна Анатольевна, научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4932-0921, e-mail: poskakalova@gmail.com

Сорокова Марина Геннадьевна, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой «Цифровое образование», руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1000-6487, e-mail: sorokovamg@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 254
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 192
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 7