Введение
В современном мире успешность и конкурентоспособность специалиста зависят от его умения ориентироваться в информационных потоках на родном и иностранных языках [1, с. 53]. Одним из эффективных средств развития этой компетенции являются социальные сети, которые активно используются в практике обучения иностранным языкам. Целью исследования является определение эффективности технологии использования социальных сетей в практике преподавания китайского языка студентам с элементарным и базовым уровнем владения этим языком в аспекте интернет-общения и мотивации к обучению.
Методы
Актуальность использования социальных сетей для самостоятельного изучения иностранного языка наглядно показана в результатах опроса, который провёл ВЦИОМ в сентябре 2021 года. Оказалось, что каждый третий россиянин тратит на соцсети и мессенджеры более трех часов в день (рис. 1).
Особенно активно этими платформами пользуются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет – именно эта возрастная группа является самой многочисленной в доле изучающих китайский язык.
Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проводился 23 сентября 2021 года. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. [7]
Рис. 1. Сколько времени россияне тратят на соцсети
Особенности взаимодействия участников образовательных сетевых сообществ требуют пристального внимания и изучения, так как грамотно выстроенная коммуникация представляет собой мощный ресурс повышения эффективности обучения [4].
Так, мы провели анализ самых популярных соцсетей с целью выявления возможности изучать китайский язык с их помощью. Провели опрос о использовании соцсетей в изучении китайского языка и сделали статистическую обработку результатов этого исследования.
Было проведено анкетирование 50 обучающихся от 15 лет. Опрос проводился с помощью google-форм. Представленная часть анкетирования состояла из вопросов как открытого характера, так и закрытого и была нацелена на выявление субъективного опыта обучающихся касательно использования социальных сетей. Ссылку мы направляли как напрямую своим знакомым, изучающим китайский язык, так и в соответствующие образовательные сообщества.
Результаты
Большинство респондентов высказались положительно относительно использования соцсетей в обучении иностранному языку (89%), и только 11% высказались «против» (рис.2).
Рис. 2. Использование соцсетей в изучении иностранного языка
Для обоснования использования социальных сетей в изучении китайского языка мы задали вопрос «Как часто вы используете соцсети при изучении китайского языка?» Как выяснилось, больше половины респондентов (58%) не использовали социальные сети для изучения китайского языка. Остальные (42%) активно ими пользовались.
А также узнали, что большинство респондентов (64%) ощутили значительный результат после использования социальной сети в изучении китайского языка.
Рассмотрим потенциал использования социальных сетей для самостоятельного изучения китайского языка.
- При ведении собственной странички для изучения языка каждый обучающийся может рассказывать о своих достижениях и сложностях в изучении китайского.
- Возможность обмена информацией с другими пользователями в удобном режиме. Можно найти собеседника по интересам и общаться синхронно и асинхронно - прочитать сообщение и ответить, когда удобно. Такое общение позволит освободиться от страха сделать ошибку в речи на китайском языке. Как результат – практическое применение иностранного языка и развитие письменных навыков студента.
- Удобная доступность разнообразных материалов в группах и на страницах социальных сетей.
- Готовая платформа и набор инструментов, такие как: аудиосообщения, видео, аудиофайлы, аутентичные тексты. Люди наполняют социальные сети информацией на своем языке, что обеспечивает практику в реальных условиях общения на китайском языке и поликультурность.
- Разнообразие контента. В соцсети пишут люди разного возраста, с различными интересами и возможностями.
- Самый прекрасный бонус – общение с носителями или другими увлеченными студентами. Взрослые ученики смогут найти друзей по переписке, перейти в видеочат или даже пригласить в гости иностранцев для языковой практики. Тут речь идет не о «ВКонтакте», где большая часть пользователей – русскоговорящие, так что вероятность найти здесь носителя других языков очень мала. Для изучения китайского языка следует стать пользователем Qzone, Weibo и WeChat [2].
Возможности социальных сетей как средства организации самостоятельной и коллективной работы также велики. Среди них:
- Возможность непрерывного образования и самообразования. Есть возможность консультирования по домашнему заданию или осуществления информационной поддержки тем учащимся, которые пропускали занятия.
- Социальные сети могут стать площадкой для создания индивидуальных и сетевых проектов, для получения знания у практикующих лингвистов, находить необходимые ресурсы и единомышленников, что способствует развитию мотивации и дальнейшему саморазвитию в изучении китайского языка
- Организация взаимодействия между участниками. Путем использования социальных сетей, участники могут легко поддерживать связь друг с другом, будь то общение в общем чате, создание группы или публичной страницы.
- Возможность создания портфолио личных достижений. Эта возможность предоставляет обучающимся яркую, интерактивную и доступную форму для представления результатов и достижений [3].
Обсуждение
Как эффективно использовать соцсеть для изучения китайского?
- Общаться с носителями языка на форумах, в комментариях, находить знакомых по интересам и общаться с ними путём переписки.
- Отслеживать в социальных сетях группы, связанные с китайским языком. Часто такие группы являются онлайн-школами.
- Следовать другим китайскоязычным каналам по интересам [6].
Таким образом, проведенное исследование, фрагмент которого представлен в данной статье, подтверждает эффективность использования социальных сетей в процессе изучения иностранного языка. Их использование способствует применению личностно-деятельностного подхода, учету индивидуальности учеников, повышению мотивации для изучения иностранного языка и снижению стресса, который может возникнуть из-за боязни допустить ошибку. Тем не менее, ученые остаются настороженными и считают, что использование социальных сетей в образовании требует серьезной подготовки со стороны преподавателей, а также хорошо обоснованной и разработанной методики работы с социальными сетями [5, р. 124-126].

