Потенциал использования социальных сетей для самостоятельного изучения китайского языка

41

Аннотация

Социальные сети привлекают миллионы пользователей по всему миру, в том числе и с учебными целями. Особенности взаимодействия участников образовательных сетевых сообществ требуют пристального внимания и изучения, так как грамотно выстроенная коммуникация представляет собой мощный ресурс повышения эффективности обучения. В статье рассматривается образовательный потенциал популярных как российских, так и международных социальных сетей, посвящённых изучению китайского языка. Автор рассматривает возможности использования социальных медиа-платформ для улучшения знаний по китайскому языку без участия учителя или преподавателя. В статье представлены практические советы и рекомендации для пользователей социальных сетей на пути к успешному самостоятельному изучению китайского языка. Статья может быть полезна тем, кто хочет научиться говорить на китайском языке, но не имеет доступа к профессиональным курсам или учителю. В докладе будут представлены результаты исследования отношения обучаемых к использованию социальных сетей и даны рекомендации по эффективному использованию социальных сетей для неформального обучения взрослых. Приведены результаты опроса, подтверждающие обоснованность использования социальных сетей в изучении китайского языка. Описаны потенциальные возможности социальных сетей как средства организации самостоятельной и коллективной работы.

Общая информация

Ключевые слова: социальные сети в интернете, онлайн-обучение, самообразование, социальные сети, социальные взаимодействия и обучение, китайский язык

Рубрика издания: Цифровая трансформация и онлайн-образование: технологии, инструменты, модели

Тип материала: материалы конференции

Благодарности. Автор благодарит за помощь в сборе данных для исследования научного руководителя проекта Н.И. Иголкину.

Для цитаты: Веселова О.А. Потенциал использования социальных сетей для самостоятельного изучения китайского языка // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 48–54.

Полный текст

Введение

В современном мире успешность и конкурентоспособность специалиста зависят от его умения ориентироваться в информационных потоках на родном и иностранных языках [1, с. 53]. Одним из эффективных средств развития этой компетенции являются социальные сети, которые активно используются в практике обучения иностранным языкам. Целью исследования является определение эффективности технологии использования социальных сетей в практике преподавания китайского языка студентам с элементарным и базовым уровнем владения этим языком в аспекте интернет-общения и мотивации к обучению.

Методы

Актуальность использования социальных сетей для самостоятельного изучения иностранного языка наглядно показана в результатах опроса, который провёл ВЦИОМ в сентябре 2021 года. Оказалось, что каждый третий россиянин тратит на соцсети и мессенджеры более трех часов в день (рис. 1).

Особенно активно этими платформами пользуются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет – именно эта возрастная группа является самой многочисленной в доле изучающих китайский язык.

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проводился 23 сентября 2021 года. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. [7]


Рис. 1. Сколько времени россияне тратят на соцсети

Особенности взаимодействия участников образовательных сетевых сообществ требуют пристального внимания и изучения, так как грамотно выстроенная коммуникация представляет собой мощный ресурс повышения эффективности обучения [4].

Так, мы провели анализ самых популярных соцсетей с целью выявления возможности изучать китайский язык с их помощью. Провели опрос о использовании соцсетей в изучении китайского языка и сделали статистическую обработку результатов этого исследования.

Было проведено анкетирование 50 обучающихся от 15 лет. Опрос проводился с помощью google-форм. Представленная часть анкетирования состояла из вопросов как открытого характера, так и закрытого и была нацелена на выявление субъективного опыта обучающихся касательно использования социальных сетей. Ссылку мы направляли как напрямую своим знакомым, изучающим китайский язык, так и в соответствующие образовательные сообщества.

Результаты

Большинство респондентов высказались положительно относительно использования соцсетей в обучении иностранному языку (89%), и только 11% высказались «против» (рис.2).


Рис. 2. Использование соцсетей в изучении иностранного языка

Для обоснования использования социальных сетей в изучении китайского языка мы задали вопрос «Как часто вы используете соцсети при изучении китайского языка?» Как выяснилось, больше половины респондентов (58%) не использовали социальные сети для изучения китайского языка. Остальные (42%) активно ими пользовались.

А также узнали, что большинство респондентов (64%) ощутили значительный результат после использования социальной сети в изучении китайского языка.

Рассмотрим потенциал использования социальных сетей для самостоятельного изучения китайского языка.

  • При ведении собственной странички для изучения языка каждый обучающийся может рассказывать о своих достижениях и сложностях в изучении китайского.
  • Возможность обмена информацией с другими пользователями в удобном режиме. Можно найти собеседника по интересам и общаться синхронно и асинхронно - прочитать сообщение и ответить, когда удобно. Такое общение позволит освободиться от страха сделать ошибку в речи на китайском языке. Как результат – практическое применение иностранного языка и развитие письменных навыков студента.
  • Удобная доступность разнообразных материалов в группах и на страницах социальных сетей.
  • Готовая платформа и набор инструментов, такие как: аудиосообщения, видео, аудиофайлы, аутентичные тексты. Люди наполняют социальные сети информацией на своем языке, что обеспечивает практику в реальных условиях общения на китайском языке и поликультурность.
  • Разнообразие контента. В соцсети пишут люди разного возраста, с различными интересами и возможностями.
  • Самый прекрасный бонус – общение с носителями или другими увлеченными студентами. Взрослые ученики смогут найти друзей по переписке, перейти в видеочат или даже пригласить в гости иностранцев для языковой практики. Тут речь идет не о «ВКонтакте», где большая часть пользователей – русскоговорящие, так что вероятность найти здесь носителя других языков очень мала. Для изучения китайского языка следует стать пользователем Qzone, Weibo и WeChat [2].

Возможности социальных сетей как средства организации самостоятельной и коллективной работы также велики. Среди них:

  • Возможность непрерывного образования и самообразования. Есть возможность консультирования по домашнему заданию или осуществления информационной поддержки тем учащимся, которые пропускали занятия.
  • Социальные сети могут стать площадкой для создания индивидуальных и сетевых проектов, для получения знания у практикующих лингвистов, находить необходимые ресурсы и единомышленников, что способствует развитию мотивации и дальнейшему саморазвитию в изучении китайского языка
  • Организация взаимодействия между участниками. Путем использования социальных сетей, участники могут легко поддерживать связь друг с другом, будь то общение в общем чате, создание группы или публичной страницы.
  • Возможность создания портфолио личных достижений. Эта возможность предоставляет обучающимся яркую, интерактивную и доступную форму для представления результатов и достижений [3].

Обсуждение

Как эффективно использовать соцсеть для изучения китайского?

  • Общаться с носителями языка на форумах, в комментариях, находить знакомых по интересам и общаться с ними путём переписки.
  • Отслеживать в социальных сетях группы, связанные с китайским языком. Часто такие группы являются онлайн-школами.
  • Следовать другим китайскоязычным каналам по интересам [6].

Таким образом, проведенное исследование, фрагмент которого представлен в данной статье, подтверждает эффективность использования социальных сетей в процессе изучения иностранного языка. Их использование способствует применению личностно-деятельностного подхода, учету индивидуальности учеников, повышению мотивации для изучения иностранного языка и снижению стресса, который может возникнуть из-за боязни допустить ошибку. Тем не менее, ученые остаются настороженными и считают, что использование социальных сетей в образовании требует серьезной подготовки со стороны преподавателей, а также хорошо обоснованной и разработанной методики работы с социальными сетями [5, р. 124-126].

Литература

  1. Аксенова И.Н. Самостоятельная работа в сети Интернет при изучении иностранного языка бакалаврами журналистами на курсе «Иностранный язык для специальных целей» // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: сборник научных трудов. М.: Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова, 2015. Вып. 2. С. 53-55.
  2. Власкина В.Ю. Образовательный потенциал социальных сетей твиттер и инстаграм в обучении иностранным языкам: методика исследования // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5.
  3. Гузь Ю. А., Майоров А.Б. Использование канала YouTube для обучающих онлайн-курсов как способ повышения мотивации к изучению иностранного языка / Ю.А Гузь, А. Б Майоров // Балтийский гуманитарный журнал. Педагогические науки. 2019. №4 (29). С.105-107
  4. Старицына О.А. Клиповое мышление как условие успешности информационных войн // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 335-339.
  5. Chin-His L., Warschauer M., Blake R. Language learning through social networks: perceptions and reality // Language Learning & Technology. 2016. Vol. 20. № 1. Р. 124-143
  6. Титова С. В. Социальные сервисы в преподавании иностранных языков: перспективы использования [Электронный ресурс]. URL: http://lib2.znate.ru/docs/index-348528.html (дата обращения 10.09.2023).
  7. Аналитический обзор. Медиапотребление и активность в интернете. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-i-aktivnost-v-internete (дата обращения: 10.09.2023).

Информация об авторах

Веселова Ольга Александровна, студентка магистратуры, кафедра методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии, Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова, Самара, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0001-3837-4572, e-mail: olga.levickaya@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 53
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 41
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2