Особенности осуществления франчайзинговой деятельности в сфере оказания образовательных услуг

4

Аннотация

В процессе оказания образовательных услуг в рамках договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) на территории Республики Беларусь правообладатели и пользователи сталкиваются с определенными трудностями, обусловленными спецификой франчайзинговых отношений. Предлагаемые пользователям франшизы в образовательной сфере в Беларуси пока недостаточно разнообразны и, как правило, являются узкоспециализированными. Вместе с тем потенциал образовательного франчайзинга, исходя из анализа мирового опыта осуществления франчайзинговой деятельности в сфере оказания образовательных услуг, огромен. В нашей стране образовательные франшизы представлены, в основном, в сфере дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых, а также активно используются при оказании образовательных услуг при изучении иностранных языков всеми категориями граждан. Учебные заведения Республики Беларусь, являясь некоммерческими организациями, в соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 910 Гражданского кодекса Республики Беларусь1 не могут использовать договорные отношения по франчайзингу при реализации образовательных программ профессионально-технического, среднего специального, высшего, научно-ориентированного образования, образовательных программ переподготовки руководящих работников и специалистов.

Общая информация

Ключевые слова: франчайзинговая деятельность, качество образовательных услуг, рынок образовательных услуг, дополнительное образование

Рубрика издания: Цифровая трансформация и онлайн-образование: технологии, инструменты, модели

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Бессарабова В.В. Особенности осуществления франчайзинговой деятельности в сфере оказания образовательных услуг [Электронный ресурс] // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2025): сб. статей VI Международной научно-практической конференции. 13—14 ноября 2025 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2025): Сollection of Articles of the VI International Scientific and Practical Conference. November 13–14, 2025. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2025. С. 67–75. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/dhte2025/contents/Bessarabova (дата обращения: 05.12.2025)

Полный текст

Введение

В настоящее время франчайзинг активно используется субъектами хозяйствования Республики Беларусь, о чем свидетельствуют статистические данные о количестве заключенных договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).1 Сфера оказания образовательных услуг является одной из наиболее привлекательных для реализации договорных отношений по франчайзингу: постоянно развиваются формы реализации образовательных программ, используются новые методы и средства обучения. Немаловажным фактором является охват такими отношениями фактически всех категорий граждан (с дошкольного – до пенсионного возраста). Особо актуальным является франчайзинг и при реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (ст. 16 Кодекса Республики Беларусь «Об образовании»2).

Вместе с тем, поскольку франчайзинговые отношения в Республике Беларусь находятся в стадии активного развития, а также в связи с изменениями гражданского законодательства, регламентирующего отношения сторон по договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), наличием требований действующего законодательства об образовании, образовательный франчайзинг при реализации на практике сталкивается с рядом проблем.

Прежде всего, это субъектный состав договора франчайзинга при реализации образовательных программ. Реализация образовательных программ основного образования, дополнительного образования и специального образования согласно п. 5 ст. 18 Кодекса Республики Беларусь «Об образовании»3 осуществляется учреждениями образования – государственными и частными, являющимися некоммерческими организациями, основной целью деятельности которых не является получение прибыли. При этом в соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 910 Гражданского кодекса Республики Беларусь4 сторонами по договору франчайзинга могут быть только коммерческие организации, а комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс, являющийся уникальным для конкретного правообладателя (франчайзера)), право использования которого передается пользователю по договору франчайзинга, может быть использован только при осуществлении предпринимательской деятельности пользователя (франчайзи).

Образовательные программы дошкольного образования, дополнительного образования детей и молодежи, специального образования и (или) дополнительного образования взрослых в соответствии с п. 2 ст. 26 Кодекса Республики Беларусь «Об образовании»5 могут реализовывать организации, осуществляющие образовательную деятельность. Индивидуальные предприниматели Беларуси реализуют образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы специального образования и (или) образовательные программы дополнительного образования взрослых (п. 3 ст. 26 Кодекса Республики Беларусь «Об образовании»6).

Основная часть

На рынке образовательных услуг Беларуси франчайзинговые предложения по образовательным франшизам распространены повсеместно. В нашей стране они представлены прежде всего, услугами дополнительного образования детей, молодежи и взрослых. Спектр услуг, оказываемых на основе образовательных франшиз является достаточно широким – от школ футбола и программирования, робототехники и 3D-моделирования до обучения взрослых (включая использование дистанционных образовательных технологий).

Франчайзинговая деятельность в сфере оказания образовательных услуг характеризуется рядом особенностей, которые следует учитывать национальным и иностранным франчайзерам и их потенциальным франчайзи при выборе конкретной франшизы для осуществления предпринимательской деятельности по ней с использованием фирменного наименования и нераскрытой информации правообладателя:

  • право выбора франчайзи сохраняется за франчайзером (что не противоречит принципу свободы договора, законодательно закрепленному в ч. 8 ст. 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь7);
  • обязательность: использования франчайзи при оказании образовательных услуг фирменного наименования и нераскрытой информации правообладателя способами, предусмотренными договором комплексной предпринимательской лицензии (ч. 2 ст. 910-4 Гражданского кодекса Республики Беларусь8); соблюдения всех законных требований правообладателя с целью обеспечения соответствия механизмов использования лицензионного комплекса аналогично ему использованию самим франчайзером и иными франчайзи (в рамках одной франчайзинговой сети), включая выполнение конкретных указаний по оформлению внешнего и внутреннего вида помещений, используемых при оказании образовательных услуг (ч. 4 ст. 910-4 Гражданского кодекса Республики Беларусь9); оказания обучающимся всех дополнительных услуг, оказываемых непосредственно самим правообладателем (ч. 5 ст. 910-4 Гражданского кодекса Республики Беларусь10); информирования об использовании средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и (или) услуг, принадлежащих франчайзеру (ч. 8 ст. 910-4 Гражданского кодекса Республики Беларусь11);
  • сохранение конфиденциальности нераскрытой информации правообладателя (ч. 6 ст. 910-4 Гражданского кодекса Республики Беларусь12).

Нарушение пользователем перечисленных обязательств, принятых им на себя по договору комплексной предпринимательской лицензии, за исключением случаев, установленных законодательством Республики Беларусь, может быть признано существенным нарушением условий договора франчайзинга, повлечь применение мер гражданско-правовой ответственности и привести к его расторжению.

Одной из ключевых обязанностей правообладателя по договору образовательного франчайзинга является фактическая передача франчайзи для оказания услуг в сфере образования (с целью получения потребителями таких услуг новых знаний, развития навыков и компетенций) технической, коммерческой, производственной, финансовой или иной нераскрытой информации, составляющей действительную или потенциальную коммерческую ценность (прежде всего для франчайзера) в силу ее неизвестности третьим лицам, когда правообладатель принимает все необходимые меры, направленные на сохранении ее конфиденциальности (коммерческая тайна, включая секреты производства – при соблюдении требований п. 1 ст. 140 Гражданского кодекса Республики Беларусь13; при этом составление специального соглашения о конфиденциальности передаваемой информации не требуется, поскольку в приложении к договору образовательного франчайзинга обязательно содержится ее исчерпывающий перечень). Именно продажу ноу-хау при франчайзинге изначально рассматривают как «скрытый источник получения прибыли» (Фрэнчайзинг – Ваш успех на рынке …, 1989).

На практике применительно к образовательному франчайзингу такая информация включает учебно-программную документацию, и прежде всего, разработанные и адаптированные франчайзером к конкретной территории осуществления франчайзинговой деятельности рабочие программы, которые могут быть задепонированы14 правообладателем с целью защиты и охраны интеллектуальных прав на них (как имущественных, так и личных неимущественных прав). Отметим, что в Республике Беларусь «регистрация и депонирование осуществляются добровольно и не являются условием возникновения исключительного права, но информация о добровольно зарегистрированном объекте может использоваться в суде наряду с иными доказательствами в отношении спорных произведений15».

Согласно п. 2 ст. 910-3 Гражданского кодекса Республики Беларусь16 (по общему правилу, если договором франчайзинга не предусмотрено иное) франчайзер должен на систематической основе, в течение всего срока действия договора образовательного франчайзинга оказывать своим пользователям постоянную техническую и консультативную помощь, включая содействие в обучении работников.

С целью распространения знаний в сфере интеллектуальной собственности Национальный центр интеллектуальной собственности реализует образовательные программы дополнительного образования взрослых в сфере интеллектуальной собственности17, включая специальный обучающий курс «Правовые аспекты франчайзинга»18.

Выводы

Таким образом, соблюдение законодательных требований, предъявляемым к субъектному составу договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) в Республике Беларусь, не рассматривается в качестве сдерживающего фактора, препятствующего развитию франчайзинговых правоотношений в образовательной сфере.

Вместе с тем, потенциальным франчайзерам и франчайзи следует учитывать рассмотренные особенности оказания образовательных услуг по договорам комплексной предпринимательской лицензии.

Права и обязанности сторон по договору образовательного франчайзинга подлежат детальной регламентации непосредственно в самом соглашении, с учетом требований действующего гражданского законодательства Республики Беларусь, с конкретизацией способов использования объектов интеллектуальной собственности, входящих в лицензионный комплекс.

Заключение

Потенциал развития образовательного франчайзинга в Республике Беларусь пока ограничен сферой оказания услуг дополнительного образования различным категориям граждан. Однако этот фактор не является сдерживающим для развития в нашей стране комплексной предпринимательской лицензии, о чем свидетельствует и статистика договоров франчайзинга в сфере образования (около 10 % от всех договоров франчайзинга, зарегистрированных патентным ведомством на территории Республики Беларусь в 2024 г.)19.

Франчайзинговые правоотношения рассматриваются во всем мире в качестве долгосрочных партнерских отношений франчайзера и его франчайзи. В Беларуси договор комплексной предпринимательской лицензии может быть как срочным, так и бессрочным.

При этом на практике не исключается возможность создания новых объектов интеллектуальной собственности в рамках исполнения договора образовательного франчайзинга, включая ноу-хау (совместно с правообладателем или пользователем самостоятельно), например, новых образовательных программ (на основе представленных), применение новаторских методов обучения (с использованием оборудования пользователя или предоставленного правообладателем), влекущих изменение договора франчайзинга, подлежащего государственной регистрации (как и сам договор франчайзинга) в патентном ведомстве Республики Беларусь.

Несмотря на достаточно детальную регламентацию в гражданском законодательстве Республики Беларусь существенных условий договора образовательного франчайзинга, ряд вопросов, возникающих при взаимоотношении правообладателя и пользователя могут быть уточнены. Среди них вопросы: распределения прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные при исполнении договора франчайзинга в сфере оказания образовательных услуг; возможности взаимодействия франчайзи между собой с целью обмена опытом, знаниями и навыками, включая лиц, непосредственно взаимодействующих с потребителями образовательных услуг; обязательность соблюдения требований, предъявляемых правообладателем (на практике способная повлечь невозможность исполнения франчайзи принятых на себя обязательств) и т.д.


1 Гражданский кодекс Республики Беларусь: С изменениями и дополнениями: Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. (1998). Мн. URL: https://ilex-private.ilex.by/view-document/BELAW/226016/ (Дата обращения: 27.06.2025).

2 Годовые отчеты Национального центра интеллектуальной собственности (б.г.): сайт Национального центра интеллектуальной собственности. URL: https://ncip.by/izdaniya-i-publikatsii/godovoy-otchet/ (Дата обращения: 27.06.2025).

3 Кодекс Республики Беларусь «Об образовании»: С изменениями и дополнениями: Кодекс Республики Беларусь от 13 января 2011 г. № 243-З. (2011). Мн. URL: https://ilex-private.ilex.by/view-document/BELAW/222916/ (Дата обращения: 27.06.2025).

4 Кодекс Республики Беларусь «Об образовании»: С изменениями и дополнениями: Кодекс Республики Беларусь от 13 января 2011 г. № 243-З. (2011). Мн. URL: https://ilex-private.ilex.by/view-document/BELAW/222916/ (Дата обращения: 27.06.2025).

5 Гражданский кодекс Республики Беларусь: С изменениями и дополнениями: Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. (1998). Мн. URL: https://ilex-private.ilex.by/view-document/BELAW/226016/ (Дата обращения: 27.06.2025).

6 Кодекс Республики Беларусь «Об образовании»: С изменениями и дополнениями: Кодекс Республики Беларусь от 13 января 2011 г. № 243-З. (2011). Мн. URL: https://ilex-private.ilex.by/view-document/BELAW/222916/ (Дата обращения: 27.06.2025).

7 Кодекс Республики Беларусь «Об образовании»: С изменениями и дополнениями: Кодекс Республики Беларусь от 13 января 2011 г. № 243-З. (2011). Мн. URL: https://ilex-private.ilex.by/view-document/BELAW/222916/ (Дата обращения: 27.06.2025).

8 Гражданский кодекс Республики Беларусь: С изменениями и дополнениями: Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. (1998). Мн. URL: https://ilex-private.ilex.by/view-document/BELAW/226016/ (Дата обращения: 27.06.2025).

9 Гражданский кодекс Республики Беларусь: С изменениями и дополнениями: Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. (1998). Мн. URL: https://ilex-private.ilex.by/view-document/BELAW/226016/ (Дата обращения: 27.06.2025).

10 Гражданский кодекс Республики Беларусь: С изменениями и дополнениями: Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. (1998). Мн. URL: https://ilex-private.ilex.by/view-document/BELAW/226016/ (Дата обращения: 27.06.2025).

11 Гражданский кодекс Республики Беларусь: С изменениями и дополнениями: Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. (1998). Мн. URL: https://ilex-private.ilex.by/view-document/BELAW/226016/ (Дата обращения: 27.06.2025).

12 Гражданский кодекс Республики Беларусь: С изменениями и дополнениями: Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. (1998). Мн. URL: https://ilex-private.ilex.by/view-document/BELAW/226016/ (Дата обращения: 27.06.2025).

13 Гражданский кодекс Республики Беларусь: С изменениями и дополнениями: Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. (1998). Мн. URL: https://ilex-private.ilex.by/view-document/BELAW/226016/ (Дата обращения: 27.06.2025).

14 Гражданский кодекс Республики Беларусь: С изменениями и дополнениями: Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. (1998). Мн. URL: https://ilex-private.ilex.by/view-document/BELAW/226016/ (Дата обращения: 27.06.2025).

15 В чем заключается регистрация и депонирование объектов авторского права и смежных прав? (б.г.): сайт Национального центра интеллектуальной собственности. URL: https://ncip.by/avtorskie-i-smezhnye-prava/registratsiya-i-deponirovanie-oap/ (Дата обращения: 05.07.2025).

16 В чем заключается регистрация и депонирование объектов авторского права и смежных прав? (б.г.): сайт Национального центра интеллектуальной собственности. URL: https://ncip.by/avtorskie-i-smezhnye-prava/registratsiya-i-deponirovanie-oap/ (Дата обращения: 05.07.2025).

17 Гражданский кодекс Республики Беларусь: С изменениями и дополнениями: Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. (1998). Мн. URL: https://ilex-private.ilex.by/view-document/BELAW/226016/ (Дата обращения: 27.06.2025).

18 Обучение (б.г.): сайт Национального центра интеллектуальной собственности. URL: https://ncip.by/uslugi-i-informaciya/obuchenie/ (Дата обращения: 05.07.2025).

19 Правовые аспекты франчайзинга (б.г.): сайт Национального центра интеллектуальной собственности. URL: https://ncip.by/uslugi-i-informaciya/obuchenie/pravovye-aspekty-franchayzinga/ (Дата обращения: 05.07.2025).

20 В чем преимущества и недостатки развития бизнеса по франшизе? Насколько различные лицензионные договоры востребованы у белорусских субъектов хозяйствования? (2025): сайт Национального центра интеллектуальной собственности. URL: https://ncip.by/otvety-na-chastye-voprosy/v-chem-preimushchestva-i-nedostatki-razvitiya-biznesa-po-franshize/index.php?sphrase_id=140022 (Дата обращения: 05.07.2025).

 

Литература

  1. Фрэнчайзинг – Ваш успех на рынке: План-конспект доклада «Международное лицензирование и фрэнчайзинг» (1989), Минск.: БелНИИНТИ.

Информация об авторах

Виктория Викторовна Бессарабова, преподаватель, соискатель ученой степени кандидата юридических наук, Национальный центр интеллектуальной собственности, Минск, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0009-0009-6938-128X, e-mail: victorychka@tut.by

Метрики

 Просмотров web

За все время: 22
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 8

 Скачиваний PDF

За все время: 4
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

 Всего

За все время: 26
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 9