Введение
Современная система общего образования сталкивается с вызовом обеспечения комплексной безопасности и подготовки молодежи к действиям в чрезвычайных ситуациях и исполнению гражданского долга, а также к прохождению военной службы. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) акцентируют внимание на необходимости формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения обязанностей по защите Отечества, оказания первой помощи, грамотного поведения в условиях техногенных и природных катастроф.
Учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР) является основным инструментом для этой подготовки. Он объединяет теоретические знания в области безопасности жизнедеятельности и практические навыки, связанные с гражданской обороной, военной подготовкой, действиями при чрезвычайных ситуациях. Вместе с тем, в условиях цифровой трансформации образования особую актуальность приобретает вопрос об использовании цифровых технологий в обучении ОБЗР.
Как отечественные, так и зарубежные исследователи отмечают, что цифровизация образовательной среды открывает широкие возможности для формирования практических компетенций: интерактивные тренажеры и симуляторы позволяют моделировать различные сценарии ЧС, отрабатывать эвакуацию, действия при пожаре или химической угрозе без риска для жизни (Feng et al., 2018); дополненная и виртуальная реальность делают возможным создание учебных ситуаций с высоким уровнем иммерсивности, формируя психологическую готовность к стрессу (Lampropoulos et al., 2020; Спицын, Бавула, 2021); онлайн-кейсы, квесты и цифровые тесты обеспечивают быструю обратную связь, позволяют диагностировать уровень подготовки школьников и индивидуализировать обучение (Глухов и др., 2024).
Несмотря на очевидные преимущества, исследования также показывают, что педагоги сталкиваются с рядом проблем: недостаток методических материалов по цифровым инструментам, дефицит оборудования, а также ограниченные цифровые компетенции самих учителей (Широколюбова и др., 2022; Gallardo-Echenique et al., 2015). В итоге потенциал цифровых технологий реализуется не в полной мере, а подготовка школьников носит фрагментарный характер.
Цель настоящей статьи – провести анализ практик применения цифровых технологий в обучении ОБЗР для формирования готовности школьников к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях, выявить существующие затруднения и определить основные направления методической и организационной поддержки педагогов.
Методы
Эмпирическая база исследования включала девятнадцать педагогов, преподающих учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР) в общеобразовательных организациях г. Томска. В выборке представлены 11 мужчин (57,9%) и 8 женщин (42,1%). Возрастной состав распределился следующим образом: один участник (5,3%) младше 25 лет, шесть (31,6%) находятся в возрасте от 26 до 35 лет, два (10,5%) – в группе 36-45 лет, шесть (31,6%) – от 46 до 55 лет, а четыре (21,1%) – старше 56 лет. Выборка представлена как молодыми специалистами, так и педагогами с длительным опытом, что позволяет комплексно оценить практики использования цифровых технологий в обучении ОБЗР: 21,1% респондентов работают менее трех лет, 26,3% имеют стаж от трех до десяти лет, 10,5% – от одиннадцати до двадцати лет и 42,1% – более двадцати одного года.
Сбор данных осуществлялся с помощью авторской анкеты, содержащей вопросы, направленные на выявление отношения учителей к цифровым образовательным ресурсам, оценку достаточности и качества учебных и методических материалов, а также определение спектра применяемых ими цифровых инструментов. Вопросы позволяли фиксировать не только наличие опыта использования цифровых платформ и интерактивных симуляторов, но и оценить частоту их применения в образовательном процессе. Анкета также позволила выявить ограничения, с которыми сталкиваются педагоги при интеграции цифровых технологий в уроки ОБЗР.
Обработка данных осуществлялась методами описательной статистики, что позволило установить процентное распределение ответов и выявить преобладающие тенденции. Дополнительно проведено сравнение между возрастными подгруппами для определения возможных различий в уровне цифровой активности педагогов.
Результаты
Прежде всего, анализ полученных данных, показал, что цифровизация обучения предмета «Основы безопасности и защиты Родины» протекает неравномерно и во многом зависит от уровня обеспеченности школ методическими материалами и материально-техническими ресурсами. Более половины педагогов отметили, что количество и качество цифровых учебных материалов остается недостаточным (5,3% – полностью недостаточно и 73,7% – скорее недостаточно). Это означает, что значительная часть образовательных организаций не располагает необходимым комплексом электронных ресурсов, который позволил бы реализовать систематический и поэтапный подход к подготовке школьников к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях (рис. 1).
Отсутствие актуальных методических рекомендаций по работе с цифровыми ресурсами, на которое указали 47,4% участников, также делает процесс подготовки уроков более трудоемким, так как педагоги вынуждены искать или разрабатывать контент самостоятельно, что увеличивает временные затраты, а порой и снижает качество методической проработки тем.
Сравнительный анализ распределения ответов по возрасту и педагогическому стажу позволяет выявить определенные тенденции. Молодые специалисты с небольшим стажем (до 35 лет, со стажем до 3 лет) чаще воспринимают нехватку методических материалов как основную, критическую преграду для качественного проведения уроков. Для них особенно важна доступность готовых цифровых сценариев, которые можно быстро интегрировать в урок. В то же время более опытные педагоги (со стажем более 21 года) чаще указывают на технические барьеры, например, на отсутствие необходимого оборудования и тренажеров (89,5%) или устаревшую материально-техническую базу (73,7%). Предположительно, педагоги с большим опытом готовы использовать более сложные и практико-ориентированные формы обучения, однако сталкиваются с ограничениями в материальном обеспечении, что и затрудняет реализацию таких занятий.
Несмотря на отмеченные трудности, использование цифровых технологий постепенно становится устойчивой практикой. Более половины респондентов (57,9%) заявили о применении цифровых инструментов и электронных платформ, почти половина (47,4%) активно используют интерактивные тренажеры и симуляторы, а подавляющее большинство (89,5%) прибегают к мультимедийным материалам и видеопрезентациям, что делает обучение более наглядным и вовлекающим. Однако лишь 15,8% педагогов систематически создают собственные цифровые учебные материалы, что указывает на низкий уровень авторского контент-производства и зависимость школ от централизованных ресурсов. При этом 26,3% продолжают использовать традиционные методы в виде учебников и методических пособий (рис. 2).
Педагоги также сообщили о применении цифровых средств на практических занятиях – 21,1% используют виртуальные симуляции, 78,9 % – интерактивные видеоматериалы, 10 – компьютерные тестирования. Тем не менее, совсем не задействованы возможности геймификации и цифровых карт, при том, что 10,5% учителей вообще не используют цифровые методы и инструменты – их можно рассматривать как резерв для дальнейшего развития цифровых практик в обучении ОБЗР (рис. 3).
Респонденты также обозначили основные проблемы интеграции цифровых технологий в образовательный процесс. Так, 89,5% учителей сообщили о недостатке материально-технической базы, 73,7% – об отсутствии специализированного оборудования (макетов, стрелковых тренажеров), 15,8 % – о нехватке компьютеров и интерактивных досок. Важной проблемой также оказался существующий дефицит времени и методической поддержки при повышенной учебной нагрузке – 10,5 % педагогов указали, что им не хватает возможности организовывать учебные и воспитательные мероприятия. Эти данные подтверждают необходимость организационных и управленческих решений, направленных на снижение нагрузки и создание условий для системного внедрения цифровых решений в образовательный процесс.
Мы также узнали, посещают ли педагоги курсы повышения квалификации, связанные с обучением ОБЗР – большинство (94,7%) проходили те или иные программы не ранее, чем два года назад. Однако даже при этом 31,6% учителей выразили желание получить дополнительную подготовку в области создания и применения цифровых учебных материалов, а 84,2% – хотели бы научиться работать с тренажерными системами и виртуальными моделями, что также говорит о недостатке знаний у педагогов для использования цифровых технологий в образовательном процессе и о низком качестве современных программ повышения квалификации.
Обсуждение
Полученные результаты согласуются с общероссийскими тенденциями цифровизации образования и внедрения современных технологий в учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР). Как отмечают исследователи (Шелепаева, Успаленко, 2025), развитие цифровой дидактики в области безопасности и начальной военной подготовки сталкивается с двойным вызовом: с одной стороны, существует высокий запрос общества и государства на практическую подготовку школьников к действиям в ЧС и службе в армии; с другой – сохраняются организационно-методические и инфраструктурные барьеры, препятствующие широкому распространению цифровых практик.
Данные анкетирования показали, что педагоги демонстрируют высокую готовность к использованию цифровых инструментов: почти 90% применяют мультимедийные материалы, более половины используют электронные платформы и интерактивные тренажеры. Эти показатели выше, чем те, которые приводятся, например, в исследовании Аналитического центра НАФИ (Аймалетдинов и др., 2019), где систематическое использование цифровых средств на уроках отметили лишь 33% педагогов. Это может свидетельствовать о том, что в настоящее время цифровизация находится на более высоком уровне, хотя сохраняется фрагментарность в использовании инноваций – только 31,6% педагогов используют авторские цифровые материалы, что подтверждает выводы о недостаточной методической подготовке (Глухов и др., 2024).
Выявленные барьеры – дефицит оборудования (89,5%), отсутствие специализированных тренажеров (73,7%), недостаток методической поддержки (10,5%) – согласуются с результатами исследований по цифровой трансформации образования, согласно которым именно инфраструктурные ограничения и нехватка времени у педагога являются основными препятствиями для интеграции инновационных технологий в учебный процесс (Переосмыслим наше будущее…, 2023). Особенно показательно, что молодые педагоги в большей степени ориентированы на использование готовых цифровых решений, а более опытные – на развитие материально-технической базы и практико-ориентированных форм занятий. Этот разрыв поколений указывает на необходимость дифференцированной политики поддержки, например, молодым специалистам требуется доступ к электронным библиотекам сценариев и цифровых кейсов, а педагогам со стажем – условия для внедрения более сложных симуляционных тренингов.
Высокий уровень участия в программах повышения квалификации (94,7%) следует рассматривать как позитивный фактор – мы видим, что педагоги готовы обучаться, осваивать новые технологии и обновлять методический инструментарий. Это открывает широкие возможности создания региональных центров компетенций по цифровизации ОБЗР, разработки пакетов готовых цифровых решений (VR-сценариев, онлайн-симуляторов, интерактивных тестов) и внедрения единых методических стандартов.
Результаты исследования подтверждают, что цифровизация обучения ОБЗР является необходимым условием формирования готовности школьников к действиям в экстремальных ситуациях. Системная поддержка педагогов, расширение доступа к цифровым платформам и разработка специализированных методических материалов должны стать приоритетными направлениями образовательной политики, чтобы перейти от фрагментарного использования цифровых ресурсов к их полноценной интеграции в учебный процесс.