Воспитание у студентов ценностного отношения к достоверной информации из сети интернет

5

Аннотация

Широкие возможности поиска информации в цифровой образовательной среде рождают проблему достоверности найденных сведений. Современные студенты могут не осознавать, что предложенные поисковой системой сведения могут не соответствовать актуальным научным представлениям. Знание правил работы с источниками информации само по себе не побуждает ребят использовать рекомендуемые виртуальные платформы для подготовки к занятиям. Их мотивирует, главным образом, ценностное отношение к достоверной информации, которая помогает стать компетентным специалистом. В результате анкетирования будущих учителей физической культуры, студентов колледжа, было выявлено, что «правдивость сведений» – это  то, ради чего студенты прилагали усилия по поиску материала в источниках, предложенных преподавателем. Ценностное отношение к достоверной виртуальной информации помогает формировать система мер, которая складывается из двух направлений воспитательной работы: 1) приучение ребят к использованию электронных библиотечных систем и контроль их работы с требуемой литературой; 2) беседы, объясняющие важность изучения актуальной научной информации для эффективной и безопасной будущей профессиональной деятельности. Самостоятельный поиск информации студентами возможен после того, как у них уже появилось умение работать с надежными источниками виртуальной информации. Побуждение студентов к поиску достоверных сведений – неотъемлемая задача профессионального воспитания в процессе изучения дисциплины.

Общая информация

Ключевые слова: виртуальная среда, информация, источник информации, ценностное отношение, профессиональное обучение, физическая культура

Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты онлайн-обучения на разных уровнях образования и вопросы цифровой дидактики

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Сурменко М.С. Воспитание у студентов ценностного отношения к достоверной информации из сети интернет [Электронный ресурс] // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2025): сб. статей VI Международной научно-практической конференции. 13—14 ноября 2025 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2025): Сollection of Articles of the VI International Scientific and Practical Conference. November 13–14, 2025. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2025. С. 550–561. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/dhte2025/contents/Surmenko (дата обращения: 05.12.2025)

Полный текст

Введение

В процессе преподавания в современных условиях, когда внедрение интеллектуальных технологий является одним из приоритетных направлений развития образования, педагоги сталкиваются с ситуацией, когда студенты ищут информацию на популярных, но не признанных достоверными, сайтах или используют для этой цели искусственный интеллект. С одной стороны, это обусловлено тем, что молодые люди могут не подозревать о том, что размещенные в интернете факты могут быть ложными. Е. П. Матвеева и Е. С. Кощеева выявили, что лишь небольшой процент студентов, принявших участие в их исследовании, демонстрирует высокий уровень умения определять достоверность интернет-информации (Матвеева, Кощеева, 2021, c. 56). С другой стороны, выполнение каких-либо условий поиска – сопряжено с задействованием произвольного внимания, на что требуются дополнительные усилия. Психика человека функционирует по принципу сохранения энергии, поэтому наиболее вероятным оказывается поведение, когда студент пишет кратко сформулированный запрос в поисковую строку и знакомится с теми сведениями, которые система предложила ему в верхней части списка (Жуков, 2016).

Формирование общей компетенции «Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности» (ОК 2) предполагает обучение техническим аспектам работы с виртуальными ресурсами. Но знания и умения сами по себе не побуждают выполнять какие-либо условия поиска информации. Мотивирует, в первую очередь, ценностное отношение к точной и проверенной информации, что сопряжено со стремлением овладеть профессиональными знаниями на высоком уровне. Но не все молодые люди обладают истинной мотивацией к обучению, некоторые из них стремятся лишь формально выполнить требования, чтобы получить аттестацию по предмету. Обучающиеся могут не задумываться о качестве своей профессиональной подготовки. Кроме того, они могут не понимать, что, во многом, результат обучения зависит от их собственных усилий. Цель данного исследования – описать систему педагогических приемов, которые формируют у студентов колледжа ценностное отношение к достоверной информации, что помогает организовать более качественное освоение ими программы дисциплины.

Под достоверной информацией в данном исследовании мы понимаем такие сведения, которые признаны современной наукой. К надежным электронным источникам мы относим учебники, пособия, книги, имеющие автора или выпущенные под редакцией, опубликованные в издательстве; статьи в научных и научно-популярных журналах.

Методы

В исследовании применялись следующие методы:

  1. обобщение педагогического опыта;

  2. анкетирование.

Представленный в работе педагогический опыт связан с преподаванием общепрофессиональных дисциплин в группе студентов второго курса, осваивающих специальность 49.02.01 Физическая культура по программе среднего профессионального образования в филиале ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет» в г. Уссурийске. С данной группой проводилась систематическая работа по воспитанию ценностного отношения к достоверной информации, а также осуществлялся контроль использования студентами надежных источников. В силу продолжительного и объемного сотрудничества с ребятами были установлены доверительные отношения, что позволило открыто обсуждать разные вопросы. Например, были отмечены случаи, когда некоторые из них признавались, если использовали для подготовки домашнего задания случайную информацию, найденную в сети Интернет. Благодаря честным ответам можно было вовремя оказывать воспитательное воздействие в этом направлении.

В конце учебного года среди студентов данной группы было проведено анкетирование в письменной форме, которое включало развернутый ответ на вопрос: «Что побуждало вас использовать надежные источники информации (учебники, научные статьи, рекомендованные педагогом сайты, книги) при подготовке к занятиям?». В анкетировании приняло участие тринадцать человек.

Наибольшее значение для формулирования вывода имел качественный анализ записей студентов. В исследовании применялись методы описательной статистики: анализ таблицы, подсчет процентов.

Результаты

Ответы студентов на предложенный вопрос были разделены на семь категорий. Эти категории выражают мотивы ребят, которые побудили их обращаться к требуемой литературе, а не к случайным виртуальным источникам, при выполнении домашнего задания. Они представлены на рис. 1. Наибольшее количество ответов (40%), связано с желанием работать с достоверной информацией. На втором месте – понимание полезности сведений для будущей жизни (19%), на третьем – решение конкретной познавательной задачи (13%). Равный процент ответов (7%) принадлежит таким мотивам как желание получить хорошую отметку, выполнить требование и работать с литературой, которой удобно пользоваться. Один ответ не соответствовал по своему содержанию заданному вопросу, поэтому был обозначен категорией «не понял вопроса».

До обработки результатов ожидалось, что основной причиной использования надежных источников является указание конкретного учебника (или книги), по которому дается домашнее задание (с прилагаемой ссылкой). Но такой вариант назвал лишь один человек из тринадцати. Категория «правдивость сведений», включающая наибольший процент ответов, указывает на наличие ценностного отношения к достоверной информации у 40% ребят, принявших участие в анкетировании. Категории «понимание пользы» достоверных знаний и «решение конкретной задачи», связанной с поиском материала в определенной литературе, также говорят об осознанном выборе 32% студентов получать знания в надежных источниках.

В рамках занятия преподавателю сложно определить, действительно ли студенты готовились по учебнику. Поисковая система не всегда вводит их в заблуждение. Часто сведения из учебника и из текста, предложенного искусственным интеллектом, совпадают. Поэтому акцент в процессе профессионального воспитания нужно делать на привитии ценностного отношения к достоверной информации, развитии профессионального самоуважения, которые побуждают тратить время на работу с рекомендуемой педагогом литературой.

 

Рис. 1

Рис. 1. Результаты анализа ответов студентов на вопрос: «Что побуждало вас использовать надежные источники при подготовке к занятиям?»

 

Итак, большая часть ребят, ответив на открытый вопрос, продемонстрировала высокий уровень осознанности в вопросе поиска информации, следовательно, система мер, которую мы применяли в течение учебного года, показала свою действенность.

Обратимся к нашему педагогическому опыту, чтобы описать приемы воспитания, применение которых привело к описанным выше результатам. Сначала будут описаны технические моменты, связанные с организацией использования надежной литературы в процессе самостоятельной подготовки студентов, а затем мы уделим внимание психологическим аспектам этого вопроса. Комплекс педагогических приемов, направленных на воспитание ценностного отношения к достоверной информации, представлен на рис. 2.

 

Рис. 2

Рис. 2. Методы воспитания у студентов ценностного отношения к достоверной информации, найденной в сети Интернет

 

Первым шагом на пути к корректной подготовке к занятиям является требование получить доступ к электронной библиотечной системе, с которой сотрудничает учебное заведение. После зачисления в колледж, ребята, как правило, имеют возможность регистрации в библиотечных системах. Эти виртуальные платформы позволяют открывать и читать в компьютере или в смартфоне книги и учебники. Необходимо актуализировать задачу регистрации на первом же занятии по дисциплине.

На следующей встрече нужно проверить наличие этого доступа. Можно попросить студентов найти определенный учебник и показать преподавателю результат этого поиска в смартфоне. Если кто-то не смог подключиться к системе, следует подсказать, как решить этот вопрос. При отсутствии результата и в дальнейшем, педагогу стоит предложить подходящий альтернативный вариант. У некоторых студентов есть возможность купить электронную книгу или заказать типографский вариант.

При составлении домашнего задания преподавателю следует самостоятельно находить нужный источник, изучать его содержание, составлять по нему вопросы или пользоваться имеющимися в нем инструментами для проверки знаний. В нашей практике для каждого занятия разрабатывается презентация, на последнем слайде которой прописывается домашнее задание (тема, вопросы и задания, а также рекомендации по их выполнению), дается название учебника, указываются авторы и год издания, страницы, пишется название виртуальной платформы, где можно его найти, прилагается ссылка на этот источник.

На начальном этапе изучения дисциплины не стоит сразу требовать от студентов самостоятельного поиска информации. После того, как они привыкнут работать по конкретным страницам определенных книг, можно предоставить им самостоятельный выбор сведений в рамках предложенной педагогом литературы. Пример слайда с таким вариантом домашнего задания представлен на рис. 3.

Рис. 3

Рис. 3. Пример слайда с инструкцией по выполнению домашнего задания, предполагающего самостоятельный выбор студентами информации для изучения

Если преподаватель решает, что пора научить студентов самостоятельному выбору источников информации, то ему все равно следует указывать категории источников как требование к выполнению домашнего задания, например, «научная статья», «учебное пособие» и т.д. Студентов нужно просить записать в тетради название источника и основные сведения о нем, это поможет оценить качество их самостоятельной работы. В своей педагогической практике мы не тратим много времени и усилий на проверку таких записей, ведь студенты могут указать источник согласно требованию, но информацию взять не из него. Но для общей дисциплины в учебной работе это желательная мера.

При проверке выполненного домашнего задания преподавателю сложно определить, пользовались ли студенты нужной литературой или нашли что-то первое, попавшееся в интернете. Однако если педагог детально изучит текст учебника, у него будут ориентиры, по которым можно судить о соответствии результата выполнения задания изначальным требованиям. В случае обнаружения недобросовестной подготовки проводится воспитательная беседа, в которой в очередной раз подчеркивается ценность достоверной информации для будущего специалиста, обсуждается важность использования надежных источников информации.

Как уже было сказано выше, студенты могут иметь доступ к нужной виртуальной литературе, но для экономии времени, использовать искусственный интеллект для поиска материала. В ходе бесед с обучающимися было выявлено, что не все из них осознают, что поисковая система может находить сведения, не соответствующие научным представлениям о мире. Некоторые ребята юношеского возраста выражали непосредственное удивление, когда им сообщалось, что популярные сайты считаются ненадежным источником информации. Для них эта идея была чем-то новым. Поэтому, в первую очередь, в рамках занятий по предмету следует объяснять молодым людям, что виртуальных мир полон разной информации, иногда не проверенной и не соответствующей действительности.

И. Д. Боков и А. Б. Серых рекомендуют сравнивать факты, найденные в каком-либо одном виртуальном источнике, с информацией из других источников (Боков, Серых, 2024). На наш взгляд, такая мера имеет ограничение в своем применении. В доказательство рассмотрим случай из нашей педагогической практики. На одном из занятий по анатомии человека студентка произнесла термин «эпифиз» с ударением на последний слог. После того, как ей была сделана подсказка по произношению этого слова (ударение на предпоследний слог), она сказала, что специально уточняла этот вопрос в интернете. И, действительно, на нескольких сайтах, которые предложила поисковая система, было указано ударение на последний слог. Чтобы подтвердить наше представление о верном произношении, пришлось посмотреть несколько видеоматериалов по медицине. В литературе тоже удалось найти подтверждение своим знаниям – в толковом словаре иностранных слов. Для преподавателя это убедительные доказательства, а студентка будто бы осталась при своем мнении, потому что она была изначально убеждена, что на случайных сайтах представлена самая актуальная информация. Сравнение информации с разных виртуальных источников не привело к обнаружению ошибки. Акцент в подобных случаях должен быть сделан не на сравнении, а на поиск информации в надежных источниках.

Даже научные открытия, которые исследователи описывают в своих статьях и книгах, не всегда принимаются всем научным сообществом. В литературе можно столкнуться с противоречивыми данными. Даже в самой философии науки существует несколько подходов к пониманию истины. Если на этапе обучения в колледже давать студентам установку, что предметные знания нуждаются в перепроверке, у них может появиться глобальное недоверие не только к источникам информации в интернете, но и к преподавателям, ко всей системе образования. На наш взгляд, студентам нужно не прививать сомнение в любой информации, а объяснять, почему так важно искать сведения в учебниках, книгах и научных статьях. Но, в то же время, они должны понимать, что факты из разных наук постоянно уточняются, поэтому следует обращать внимание на год публикации данных.

С группой будущих учителей физической культуры, которые приняли участие в опросе, систематически проводились беседы по поводу необходимости использовать учебную литературу. Например, каждый раз, когда кто-то из них сам признавался, что при подготовке домашнего задания брал сведения на популярных сайтах, поднималась тема значимости верных сведений. Ребятам предлагались следующие аргументы: будущий педагог должен быть ответственным в вопросах своего обучения; если не сформировать привычку работать с литературой, размещенной на надежных виртуальных платформах, то он может совершить профессиональные ошибки, из-за чего пострадают дети. Доводы об опасности ложных сведений можно приводить аудитории, осваивающей любую профессию.

Обсуждение

Таким образом, в вопросе обучения предмету фундаментальное значение имеет воспитание ценностного отношения к достоверной информации. Не все обучающиеся колледжей обладают этой ценностью, а без нее невозможно качественно подготовить их к будущей профессии. Поэтому ценность достоверной информации необходимо целенаправленно формировать. Важным условием в воспитании этой ценности является наличие доверительных отношений между педагогом и студентами.

Для того чтобы повысить вероятность использования студентами достоверных источников цифровой информации, необходима целая система мер, которая применяется в течение реализации программы дисциплины. Прежде чем организовывать самостоятельный поиск информации студентами, их следует приучить к работе с надежными источниками. Молодежь должна ориентироваться в электронных библиотечных системах, понимать, как они работают, уметь открывать в них учебники и книги.

Поскольку у каждого студента свои материальные и технические возможности, необходимо уделять им индивидуальное внимание, предлагать выбор в работе с литературой с учетом их жизненной ситуации. Это поможет повысить вероятность использования надежных источников информации при подготовке к занятиям.

Основные воспитательные приемы для достижения этой цели – это систематические беседы, направленные на формирование у студентов представлений о том, каким образом информация попадает в глобальную сеть, каковы критерии ее достоверности, какие виртуальные источники считаются надежными. Необходимо развивать профессиональное самоуважение у студентов, объясняя им, что работа с ложными сведениями может привести к серьезным ошибкам в профессиональной жизни, нанести ущерб их репутации как специалиста. Таким путем и формируется ценностное отношение к достоверной информации.

Литература

  1. Боков, И.Д., Серых А.Б. (2024). Актуальные проблемы поиска и отбора студентами профессиональной информации в сети интернет. Перспективы науки, 6(177), 287-292. https://elibrary.ru/download/elibrary_68586880_24034707.pdf
  2. Жуков, Д.А. (2016). Что такое лень с точки зрения биологии? Химия и жизнь, 6, https://hij.ru/read/issues/2016/june/6038/
  3. Матвеева, Е.П., Кощеева, Е.С. (2021). Проблемы поиска достоверной информации студентами в сети интернет. Педагогическое образование в России, 4, 51—56. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_06. 

Информация об авторах

Марина Сергеевна Сурменко, Преподаватель, филиал ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет» в г. Уссурийске, Уссурийск, Российская Федерация, e-mail: marsur@mail.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 30
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 5

 Скачиваний PDF

За все время: 5
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2

 Всего

За все время: 35
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 7