Сетевой подход к проектированию инклюзивной образовательной среды

174

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы проектирования инклюзивной образовательной среды в целях содействия развитию доступности профессионального высшего образования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Авторами осуществляется анализ теоретико-методологических подходов к построению инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях высшего образования. Актуализируются проблемы инклюзивного высшего образования. В статье определяется эвристический потенциал сетевого подхода для проектирования инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях высшего образования, приводятся примеры прямых и обратных сетевых эффектов, возникающих при использовании сетевого подхода в процессе проектирования инклюзивной образовательной среды. Авторы указывают на то, что ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов опираются на сетевые принципы в своей практической деятельности, расширяя партнерскую сеть и обеспечивая востребованный контент ее акторам.

Общая информация

Ключевые слова: инклюзивная образовательная среда, сетевой поход, сетевой эффект

Рубрика издания: Сетевое взаимодействие в высшем инклюзивном образовании

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дегтярева В.В., Жданова И.В., Дегтярева Д.И. Сетевой подход к проектированию инклюзивной образовательной среды // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сборник статей / под ред. В.В. Рубцова. — М.: МГППУ, 2018. — (Библиотека журнала «Психологическая наука и образование»).. С. 83–90.

Фрагмент статьи

В современной России активно продвигается концепт инклюзии, который сопровождается особой, несколько ограниченной смысловой нагрузкой, раскрывающейся посредством понятий «свобода», «доступность», «справедливость» в отношении разнообразных социокультурных практик, в которые активно вовлекаются люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Смена образовательных парадигм актуализирует проблему поиска валидной образовательной модели, отвечающей вызовам современности.

Литература

  1. Айсмонтас Б.Б., Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г. Учебно-методическое сопровождение обучения студентов с инвалидностью в вузе // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 60—70.
  2. Арутюнов В.Х. О категориях возможности и действительности и их значении для современного естествознания. Киев, 1967. 48 с.
  3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания [Электронный ресурс] // URL: http://socioline.ru/_seminar/library/misc/berger/scr_21.php (дата обращения: 20.03.2018).
  4. Бикбулатова А.А., Карплюк А.В., Тарасенко О.В. Модель работы ресурсного учебно-методического центра Российского государственного социального университета в части профессионального и трудового ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 26—33.
  5. Бурдьe П. Практический смысл. СПб.: Алетейя; М.: Институт экспериментальной социологии, 2001. С. 100—101.
  6. Волосникова Л.М., Ефимова Г.З., Огороднова О.В. Риски образовательной инклюзии: опыт регионального исследования Тюменского государственного университета // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 98—105.
  7. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический Проект, 2005. 528 с.
  8. Зиневич О.В., Рузанкина Е.А., Головко Н.В. Третья миссия университета и модель многопользовательского управления для регионального развития // Сравнительная политика. 2018. № 1. С. 5—17.
  9. Зиневич О.В., Дегтярева В.В., Дегтярева Т.Н. Инклюзивное образование в российской высшей школе: современные вызовы // Власть. 2016. № 5. С. 61—67.
  10. Марголис А.А., Рубцов В.В., Серебрянникова О.А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 10—17.
  11. Мартишина Н.И. Дискурсивные практики образования и смена парадигмы // Высшее образование в России. 2017. № 3. С. 37—42.
  12. Метелева Е.Р. Разработка теоретико-методологических положений сетевого подхода // Известия БГУ. 2008. № 3. С. 69—72.
  13. Осьмук Л.А. Институт социальных технологий и реабилитации как уникальная структура формирования инклюзивной культуры в вузе и регионе // Инклюзивная культура в современном обществе: сб. тр. междун. научн.-практ. конф., Новосибирск, 25—36 апр. 2017 г. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017. С. 227—230.
  14. Розин В.М. Общественно-политический дискурс социальной справедливости // Идеи и идеалы. 2013. № 2(16). С. 49—62.
  15. Рубцов В.В., Васина Л.Г., Куравский Л.С., Соколов В.В. Модельный образец специальных образовательных условий для получения высшего образования студентами с инвалидностью: опыт создания и применения // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 34—49.
  16. Саворская Е.В. Проблемы и перспективы применения сетевого подхода к исследованиям мировой политики // Вестник МГИМО Университета. № 3 (18). 2011. С. 275—279.
  17. Симаева И.Н., Хитрюк В.В. Инклюзивное образовательное пространство: swot-анализ [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovatelnoe-prostranstvo-swot-analiz (дата обращения: 10.03.2018).
  18. Фролов Ю.Н. Сетевое взаимодействие образовательных организаций: стратегические вызовы и новые подходы // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. №1. С. 73—81.
  19. Ярская-Смирнова Е.Р. Формирование инклюзивной организационной культуры [Электронный ресурс] // URL: https://www.hse.ru/org/persons/4013457#sci (дата обращения: 19.03.2018).

Информация об авторах

Дегтярева Валерия Викторовна, кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы и социальной антропологии, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет» (ФГБОУ ВО НГТУ), директор ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Новосибирского государственного технического университета, Новосибирск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0232-5808, e-mail: dvv8@mail.ru

Жданова Инна Валерьевна, кандидат философских наук, заместитель заведующего кафедрой, доцент кафедры «Социальной работы и социальной антропологии», заместитель директора института социальных технологий, Новосибирский государственный технический университет, зам. директора Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, Новосибирск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0441-4297, e-mail: i.zhdanova@corp.nstu.ru

Дегтярева Дарья Игоревна, педагог-психолог, специалист кафедры основ клинического психоанализа факультета психоанализа, Московский институт психоанализа, Москва, Россия, e-mail: Erofeeva-dasha@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 831
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 174
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4