Культура инклюзии как стратегический ориентирв построении общества равных возможностей

589

Аннотация

Традиционно высшие учебные заведения выступают культурными центрами социума, источником и транслятором новых идей и ценностей, влияющих на систему отношений в обществе. В статье рассматривается ряд концептуальных позиций, смещающих акценты от понятия «инклюзивная культура» к понятию «культура инклюзии». Сложившееся в науке понятие инклюзивной культуры рассматривается с позиции идеального результата, в виде безопасного и толерантного сообщества, продуцирующего общие ценности и идеологию равенства. При этом инклюзия — сложный много компонентный и полисубъектный процесс, требующий особых подходов, отношения, средств и форм. Предложена авторская позиция обоснования необходимости культивирования установок, принципов, традиций, этики и эстетики самого процесса инклюзии. Подчеркивается, что опыт разработки и реализации мониторинга образовательных организаций высшего образования обусловил выделение именно культуры инклюзии как стратегической линии деятельности ресурсных учебно-методических центров в направлении построения общества равных возможностей.

Общая информация

Ключевые слова: культура инклюзии, инклюзивная культура, лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, региональные учебно-методические центры (РУМЦ)

Рубрика издания: Тенденции развития высшего инклюзивного образования в России и за рубежом

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н., Ольхина Е.А., Медведева Е.Ю., Карпушкина Н.В. Культура инклюзии как стратегический ориентирв построении общества равных возможностей // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сборник статей / под ред. В.В. Рубцова. — М.: МГППУ, 2018. — (Библиотека журнала «Психологическая наука и образование»).. С. 30–39.

Фрагмент статьи

Вхождение молодых людей в социокультурное пространство вуза — процесс достаточно сложный, многоступенчатый и требующий активного включения психологических, физиологических и духовно-нравственных ресурсов еще не до конца сформировавшегося индивидуума. Адаптация к новым социально-культурным и субъектно-ролевым контекстам является важной частью механизма социализации и интеграции, способствует всестороннему развитию интеллектуального и личностного потенциала обучающихся.

Литература

  1. Айсмонтас Б.Б., Одинцова М.А. Социально- психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 71—80. doi: 10.17759/ pse.2017220108
  2. Александрова С.Н. Роль вуза в процессе реализации содержания воспитания правовой культуры студентов // Успехи современной науки и образования. 2016. № 8. Т. 1. С. 10—12.
  3. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских, А.Я. Сухаревой. М.: Инфра-М., 2003. [Электронный ресурс]. URL: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/lower/17379 (дата обращения 12.02.2016)
  4. Доманов В.Г. Концепт гражданского общества: российские реалии. — Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2009. 216 с.
  5. Горбачева Е.И. Развитие гражданской идентичности у студентов вуза в зависимости от их отношения к нравственным нормативам. [Электронный ресурс]. URL: http://sociosphera.com/ publication/conference/2014/270 (дата обращения: 12.02.2016).
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 480 с.
  7. Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А. Проблема формирования команды преподавателей под задачи проектирования и реализации модульных образовательных программ // Психолого- педагогические исследования. 2015. Т. 7. № 4. С. 115—127. doi:10.17759/psyedu.2015070411.URL: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070411
  8. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. Терминологическое поле понятия «безбарьерная дидактика» в системе инклюзивного высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 3.
  9. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур // Новая литература по культурологии. 1995. № 3. С. 30—42.
  10. Марцинковская Т.Д., Григорович Л.А. Психология и педагогика: учебник. М.: Проспект, 2010. 464 с.
  11. Матвеева Ю.А. Информационно- коммуникативная культура как основная характеристика современного общества // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 6. 2010. С. 243—247.
  12. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Дефектологические знания как основа построения системы инклюзивного высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 10.
  13. Проектирование воспитательной среды в основных образовательных программах: учеб.- метод. пособие / под ред. Р.У. Богдановой. СПб.: Изд-во Автономная некоммерческая организация «Центр информатизации образования», 2012. 107 с.
  14. Старовойт Н.В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт» . 2016. Т. 8. С. 31—35. URL: http://e-koncept.ru/2016/56117.htm (дата обращения: 21.11.2017)
  15. Старцева Н.Н. Сущность и структура профессиональной культуры // Российское общество: история и современность: сб. науч. работ студентов и аспирантов. Вып. 2. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2008. С. 57—61.
  16. Фишман Б.Е., Пицюк И.Л. Социально- культурная среда вуза: сущность, смыслы, возможности // Ученые заметки ТОГУ. 2015. Т. 6. № 1. С. 97 —104.
  17. Цыренов В.Ц. Сущность процесса социально- профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях высшего образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Т. 5. № 4. http://mir-nauki.com/PDF/13PDMN417.pdf (дата обращения: 12.06.2016)
  18. Karpushkina N.V. Modern Strategies of Modelling Informational and Analytical Support of Inclusive Higher Education in Russia // Psikhologicheskaya nauka I obrazovanie. 2017. Vol. 22. Issue: 1. P. 161—168.
  19. Kochetova E.V., Gutsu E.G., Demeneva N.N., et al. Psychological mechanisms of future pedagogues professional individualization formation during their studies in a higher educational institution // Journal of foundamrntal and applied sciences. 2017. Vol. 9. Special Issue: SI. Supplement: 2. P. 1484—1493.

Информация об авторах

Кудрявцев Владимир Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина», Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2405-4946, e-mail: kudvol@yandex.ru

Каштанова Светлана Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина», Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2050-345X, e-mail: kaslana@yandex.ru

Ольхина Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина», Нижний Новгород, Россия, e-mail: Olkhina.e@yandex.ru

Медведева Елена Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина», Нижний Новгород, Россия, e-mail: Medvedeva4278l@yandex.ru

Карпушкина Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии факультета психологии и педагогик, кафедра специальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина», Нижний Новгород, Россия, e-mail: karpushkina.nv@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1263
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 589
В прошлом месяце: 43
В текущем месяце: 3