Социальная поддержка родителей детей с ОВЗ

82

Общая информация

Ключевые слова: диалог родителей и специалистов

Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Силантьева Т.А. Социальная поддержка родителей детей с ОВЗ // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Проблема. При обсуждении трудностей детей с ОВЗ необходимо говорить о семье, в которой они раз­виваются, поскольку семья является единицей анали­за трудной ситуации детей. На данный момент в Рос­сии родители детей с ограниченными возможностями здоровья зачастую оказываются в одиночестве при ре­шении вопросов воспитания и адаптации своих детей. Поэтому есть смысл обратиться к зарубежному опыту создания и реализации программ поддержки семей, в которых есть дети-инвалиды.

Полный текст

Проблема. При обсуждении трудностей детей с ОВЗ необходимо говорить о семье, в которой они раз­виваются, поскольку семья является единицей анали­за трудной ситуации детей. На данный момент в Рос­сии родители детей с ограниченными возможностями здоровья зачастую оказываются в одиночестве при ре­шении вопросов воспитания и адаптации своих детей. Поэтому есть смысл обратиться к зарубежному опыту создания и реализации программ поддержки семей, в которых есть дети-инвалиды.

Программы помощи. В Европе и Америке прак­тикуется создание сетей профессиональной под­держки, в которые входят структуры соцзащиты, образования, медицины и административные ре­сурсы. Все программы помощи семьям делятся на три категории: профилактики психологических проблем семьи, помощи в кризисных ситуациях и программ долговременной помощи. Имеет боль­шое значение при создании программ помощи учи­тывать влияние и ресурсы социальной сети семей: социального сообщества в целом, круга общения семьи, семейные и дружеские связи, помощь сосе­дей. При этом необходимо и проведение диагности­ческих процедур по выявлению особенностей взаи­модействия в данном конкретном местном сообще­стве, включая изучение принятых обязательных и возможных форм оказания помощи родственника­ми и посторонними людьми. Конечной целью, ко­торая должна быть достигнута при реализации программ помощи, является возможность решения семьей своих повседневных трудностей и задач развития при доступности социальных ресурсов. Результаты проведенных исследований говорят о том, что уровень жизнестойкости семьи определя­ется наличием взаимопонимания члена семьи, нуждающегося в поддержке, с другими родствен­никами, а также установленного порядка выполне­ния домашних дел [2].

Программы бывают разных типов.

  1. Программы развития ставят целью укрепление сильных сторон родителей и детей в совладании с трудностями общения в семье и социуме. К этой груп­пе программ можно отнести создание групп общения и обмена опытом для родителей, тренинги развития личностного потенциала для детей и образовательные модули по социализации детей для родителей. Эти программы должны быть сосредоточены на усилении позитивных тенденций, развитии и быть открытыми для всех семей.
  2. Программы поддержки семей в трудной ситуа­ции — вторая группа программ — учитывает негатив­ные влияния на семью. Они включают в себя психоло­гическую помощь детям и родителям, обучение в спе­циализированных и инклюзивных образовательных учреждениях. Сюда же относятся образовательные программы для инклюзивных программ по предотвра­щению риска стигматизации и повышению толерант­ности к особым детям и семьям.
  3. Третья группа программ включает формирова­ние эффективных совладающих навыков при возмож­ных будущих трудностях и проблемах.

Координация родителей и профессионалов. Особо следует остановиться на взаимодействии служб поддержки (психологов, социальных работников) с родителями. В исследовании Davidson-Arad [1] бы­ло показано, что представители социальных служб и родители по-разному оценивают качество жизни и потребности детей группы риска. Родители склонны к более позитивной оценке состояния детей. Часто получатели поддержки не готовы мириться с пас­сивной функцией и включать в семейные отноше­ния специалистов. В этом случае требуется более тесное сотрудничество специалистов с родителями и обучение их профессиональным навыкам и знани­ям, т. е. трансформацию родителей в домашних про­фессионалов.

Социальная поддержка. Одним из показателей, из­меняющихся в процессе оказания профессиональной помощи, психологической или иной, является улуч­шение качества жизни и социальной поддержки [3].

Социальная поддержка определяется как способ предоставления непрофессионалами как психологиче­ских, так и материальных ресурсов нуждающемуся в них при желании помочь ему справиться с трудностя­ми. Люди, уверенные, что им будет оказана поддержка, лучше справляются с трудной ситуацией, чем те, кто менее убежден в возможности получения поддержки. Как это ни парадоксально, сильное ощущение под­держки вселяет в людей веру, что они смогут спра­виться с трудностями без привлечения сетевых ресур­сов. Следовательно, воспринятая поддержка — это ве­ра в то, что от членов сети можно получить поддержку, тогда как фактическая поддержка — это процесс ее предоставления. Принятие поддержки характеризует социальную поддержку в качестве когнитивного осо­знания социальных контактов. Иными словами, это принятие или вера в то, что другой человек может про­явить заботу, участие, уважение и другими будут по­няты потребности определенного человека. Это наи­более часто используемое в исследованиях определе­ние поддержки.

Измерение принятой социальной поддержки включает в себя два параметра: поддержка может быть оказана и что это будет необходимая поддержка. Идеально, если соединяется ожидание того, что будет оказана запрашиваемая или возможная необходимая поддержка и окружающая среда воспринимается как помогающая или отзывчивая. Чтобы определить, подходит ли данный поддерживающий контакт, нуж­но оценить количество контактов в социальной сети и частоту контактов с членами социальной сети. Не­которые методики направлены исключительно на из­мерение нужности поддержки или, в качестве альтер­нативного индикатора принятой поддержки, удовле­творенности ею. Хотя субъективная оценка важна, удовлетворенность поддержкой в ограниченной степени представляет нам конструкт оценки оказанной помощи.

Литература

  1. DavidsonArad B., Kaznelson H. Comparison of parents' and social workers' assessments of the quality of life of children at risk / Bilha Davidson-Arad, Hagith Kaznelson // Children and Youth Services Review. 2010. Vol. 32. P. 711—719.
  2. Ghate D., Hazel N. Parenting in Poor Environments: Stress, Support and Coping. 2002.
  3. Sarafino E. P. Self-Management: Using Behavioral and Cognitive Principles to Manage Your Life. 2010.

Информация об авторах

Силантьева Татьяна Александровна, лаборант-исследователь, Института проблем инклюзивного образования, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ), аспирант НИУ Высшая школа экономики, Москва, Россия, e-mail: tanyasilantieva@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2865
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 82
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0