Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха в процессе инклюзивного образования

458

Общая информация

Ключевые слова: организация инклюзивного обучения в общеобразовательной школе

Рубрика издания: Иклюзивная практика в школе

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Ершова В.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха в процессе инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Распространение понятия «инклюзивное образование» связано в значительной степени с процессами демократизации общественного сознания и признанием за каждым человеком права на образование. Инклюзивное образование — это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность обучения для всех в плане при= способления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями.

Полный текст

Распространение понятия «инклюзивное образование» связано в значительной степени с процессами демократизации общественного сознания и признанием за каждым человеком права на образование. Инклюзивное образование — это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность обучения для всех в плане при= способления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями.

В настоящее время особенности инклюзивного обучения неслышащих детей дошкольного и школьно­го возраста изучены различными авторами: И. М. Ги-левич, Л. И. Тиграновой, Э. И. Леонгард, Н. Н. Мало-феевым, Э. В. Мироновой, Н. Д. Шматко, Л. М. Шипи-цыной. Авторы отмечают, что успешность инклюзии в значительной степени определяется временем ее нача­ла: чем раньше у ребенка обнаружено нарушение слу­ха, тем продуктивнее будут усилия специалистов и ро­дителей в преодолении барьеров между ребенком и ок­ружающим его микросоциумом [3].

Инклюзивное обучение обеспечивает детям с нару­шенным слухом равные права и возможности в полу­чении образовательных услуг и, вместе с тем, предус­матривает специальную педагогическую помощь в со­ответствии с их возможностями.

Причинами, побуждающими родителей выбирать для своего неслышащего ребенка общеобразователь­ную школу, могут стать как высокий уровень до­школьной подготовки (близкий к возрастной норме уровень речевого и общего развития, богатый опыт об­щения и разных видов совместной деятельности со слышащими сверстниками), так и отсутствие специ­альной школы по месту жительства. Поэтому важной и острой стала проблема разработки психолого-педа­гогического сопровождения детей с недостатками слу­ха в процессе обучения их в общеобразовательной школе.

Такое сопровождение, по мнению Л. П. Назаровой, имеет несколько аспектов:

  • психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в общеобразовательной школе;
  • психолого-педагогическое сопровождение в об­щеобразовательной школе детей с нормальным слу­хом в процессе взаимодействия этих детей с детьми, имеющими нарушение слуха;
  • психолого-педагогическое сопровождение учи­телей специальной и массовой школы;
  • сопровождение в процессе обучения детей с на­рушением слуха в массовой школе по общеобразова­тельным дисциплинам;
  • сопровождение детей с нарушением слуха по специфическим дисциплинам (развитие слухового восприятия, формирование произношения);
  • организация сопровождения в семье [1, с. 26].

При организации сопровождения необходимо опре­делить индивидуальный образовательный маршрут и создать программу по развитию слухового восприятия и формированию произношения. В состав индивиду­альной программы должны входить: состояние слуха, степень его сохранности; состояние произношения; уровень развития речи; прогнозирование продвижения ребенка в усвоении материала; уровень обучаемости.

При составлении индивидуальной программы сле­дует опираться на индивидуальные возможности ре­бенка, на связь с общеобразовательными предметами и усвоенным материалом в массовой школе. Програм­ма должна носить развивающий характер и должна быть направлена на облегчение овладением материала по общеобразовательным предметам, усвоенного в классе, и материала опережающего характера.

Инклюзивное образование ребенка с нарушением слуха предполагает обучение в коллективе слышащих сверстников на равных условиях, поэтому чрезвычай­но важным становится психолого-педагогическое со­провождение неслышащего ребенка в процессе его об­щения со слышащими сверстниками.

У слышащих учащихся возникает множество вопросов по поводу особенностей восприятия ок­ружающего мира неслышащими детьми, значения звукоусиливающей аппаратуры. В первом классе ребенок с нарушением слуха еще не ощущает дис­комфорта от отсутствия близких дружеских кон­тактов с одноклассниками. В дальнейшем слыша­щие ребята начинают понимать разницу в проис­хождении ошибок в своей речи и речи ребенка с на­рушенным слухом, чьи ошибки вызывают бурную эмоциональную реакцию. И в этой связи огромное значение имеет позиция взрослого человека. Ведь представление о ребенке с нарушением слуха у слышащего школьника складывается под влияни­ем окружающих взрослых.

Целесообразно организовывать коллективные формы игровой и практической деятельности, кото­рые позволят ребенку с нарушениями слуха быть ус­пешным наравне с нормально развивающимися свер­стниками и преодолеть возникающие у него на первых этапах обучения коммуникативные трудности.

Организация сопровождения осуществляется де-фектологом и психологом в условиях массовой школы или в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, как правило, в виде дополнительных за­нятий по 30—35 минут три раза в неделю.

Особое место в образовательном процессе занима­ет работа с родителями. Родители посещают коррек-ционные и консультативные занятия их ребенка с сур­допедагогом. Дефектолог и психолог также разрабаты­вают систему дополнительных заданий, которые про­водятся родителями в виде игр как с помощью звуко­усиливающей аппаратуры, так и без нее.

В завершение хотелось бы сказать о тех условиях, выполнение которых необходимо для обучения ребен­ка с нарушением слуха в массовой школе:

  • заключение ПМПк о готовности к обучению в массовой школе;
  • предварительная подготовка всех участников об­разовательного процесса;
  • своевременное консультирование учителей и ро­дителей по вопросам обучения и воспитания ребенка с нарушением слуха;
  • создание оптимальных условий для выявления и реализации его особых образовательных потребнос­тей;
  • повышение статуса неслышащего ученика в кол­лективе нормально развивающихся сверстников пу­тем организации совместных видов деятельности [2].

Литература

  1. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 288 с.
  2. Соловьева Т. А. Обучение детей с нарушением слу­ха в массовой школе // Дефектология. 2005. №5.
  3. Кузнецова-Моренко И. Б. Слабослышащие и глу­хие дети в общеобразовательной школе [Электронный ресурс]. — URL: http://www.socpolitika.ru.

Информация об авторах

Ершова В.В., ГОУ ВПО Ставропольский государственный педагогический институт, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 18347
В прошлом месяце: 128
В текущем месяце: 79

Скачиваний

Всего: 458
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 5