Модель образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями
Общая информация
Ключевые слова: опыт внедрения инклюзивного обучения в школе
Рубрика издания: Иклюзивная практика в школе
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Иванова Н.Н. Модель образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
В реализации права на образование каждого ребенка с особыми образовательными потребностями (ООП) мы предлагаем модель образовательного учреждения «Школа для каждого». Школа ориентирована на создание инновационного реабилитационного учреждения «школы-центра для детей с ООП» с целью реализации права детей с синдромом Дауна, детским церебральным параличом, фенилкетонурией, ранним детским аутизмом и другими сложными дефектами на образование, медико-социальную реабилитацию, интеграцию в обществе. Реализация модели «Школа для всех» должна осуществляться на межведомственной основе при поддержке государственных органов образования, здравоохранения, социальной защиты.
Полный текст
В реализации права на образование каждого ребенка с особыми образовательными потребностями (ООП) мы предлагаем модель образовательного учреждения «Школа для каждого». Школа ориентирована на создание инновационного реабилитационного учреждения «школы-центра для детей с ООП» с целью реализации права детей с синдромом Дауна, детским церебральным параличом, фенилкетонурией, ранним детским аутизмом и другими сложными дефектами на образование, медико-социальную реабилитацию, интеграцию в обществе. Реализация модели «Школа для всех» должна осуществляться на межведомственной основе при поддержке государственных органов образования, здравоохранения, социальной защиты.
Основными направлениями работы школы являются: ранняя диагностика и коррекция; диагностико-реабили-тационная, психолого-педагогическая, воспитательная, здоровьесберегающая технология образовательно-реабилитационного процесса; медико-социально-психологическая служба; консультативно-реабилитационный социо-центр «От родителя к родителю». Наполняемость группы-класса — 10 чел., класса детей со сложными дефектами — до 5 чел. Возраст детей — от 4 до 15 лет.
Основные принципы деятельности школы: вовлечение в реабилитационно-педагогический процесс родителей, специалистов разных профилей, индивидуально-личностный подход к развитию личности ребенка, щадящий охранительный режим работы с учетом психофизических особенностей ребенка. Особое внимание уделяется эмоциональному, чувственному развитию ребенка, динамике «пошагового» развития его возможностей и способностей через культуру чувств, движений, творчества с применением арт-, изо-, музыко-, сказко-, иппотерапии.
Главный принцип «обучение через саму жизнь» способствует положительной социализации и реабилитации ребенка в общество с равными правами и равными возможностями. В процессе работы с аномальным ребенком Л. С. Выготский считал, что важно диагностировать развитие, опираясь на компенсаторные возможности ребенка в обучении и воспитании. Пути усовершенствования изучения ребенка он видел в психолого-педагогическом изучении ребенка в живом процессе развития, не игнорируя жалобы родителей, самого ребенка, воспитателей [1]. Поэтому в инновационной деятельности инклюзивного образования мы определяем следующие уровни.
Первый уровень — это семья, которая выполняет ключевую роль в образовании и поддержке детей с ООП. Именно в семье ребенок осваивает первичные формы коммуникации, навыки самообслуживания, получает первый опыт взаимодействия с социумом, что предполагает важность и значимость консультативной поддержки семьи.
Второй уровень — это школа. В ней осуществляется комплексный процесс образования, воспитания и развития; психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации; социально-психологическая помощь семье.
Третий уровень — это программы социальной интеграции «Особый ребенок», «Взаимодействие со СМИ», «Доступная среда для каждого ребенка».
Как считает профессор Маргрет Винзер, инклюзивное школьное обучение — это образовательная модель для всех учащихся, гибкая, разносторонняя и ин-видуализированная в интегрированных условиях [2]. Этому способствует оптимальная педагогическая технология для данной категории детей — гибкая динамическая система обучения и воспитания. В данной системе главным является ребенок как равноправный субъект совместной деятельности. В реабилитационном процессе применяется «пошаговое индивидуальное обучение» и обязательное включение родителей в образовательно-реабилитационную среду обучения и воспитания как условие реального взаимодействия.
В реализации модели «Школа для всех» гибкая динамическая система обучения и воспитания учащихся — это качественно новое выстраивание взаимодействия учителей, учащихся, родителей и общественности. Такая система предполагает интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла. В нее включены следующие блоки: психолого-педагогического изучения личности, познавательный, гуманитарно-эстетический, декоративно-прикладного творчества. Сама система определена как гуманистическая, развивающая, открытая для ученика, родителя и педагога, предполагающая новые решения с учетом региональных особенностей развития системы специального образования.
Таким образом, создание школы новой модели является для ребенка с ООП реализацией права на качественное образование.
Литература
- Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. — М.: Просвещение, 1995.
- Винзер М. От интеграции к инклюзии: история специального образования в ХХ веке // Дефектология. 2010. № 6.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2665
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 81
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0