Психологическая готовность общества к взаимодействию с людьми, имеющими нарушения зрения

44

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт

Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Клопота Е.А. Психологическая готовность общества к взаимодействию с людьми, имеющими нарушения зрения // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Проблема интеграции незрячих и слабовидящих людей, развития социально-активной и адаптирован­ной личности вызывает интерес и внимание ученых разных стран. Процесс интеграции лиц с нарушения­ми зрения имеет поэтапный характер, зависит от вре­мени потери зрения и типа заболевания.

Анализируя отечественный опыт, можно утверж­дать, что интеграция незрячих происходит преимуще­ственно в инвасоциумы, а реабилитация инвалиднос­ти — именно для нужд инвасоциумов. Тем временем, инвасоциумы являются подструктурами общего социу­ма, так как общество структурирует своих членов для упорядочения в разные микро- и макросоциумы, и это является общей и объективной тенденцией. Но зрячие люди практически беспрепятственно мигрируют между подструктурами общества, удовлетворяя нужды в но­визне эмоций и пополняя собственный опыт. Подобная психофизическая миграция является одним из факто­ров личностного развития. Незрячие люди чаще всего интегрируются в инвасоциумы, так как имеют меньше возможностей выбора социальной среды, а также вслед­ствие недостаточного осознания своего Я-образа, апа­тии, агрессии, неуверенности в себе, низкого уровня со­циальной мобильности; и в большинстве случаев — не­адекватного отношения общества. Принудительность объединения лиц с нарушениями зрения обусловлена, с одной стороны, похожими проблемами и обстоятельст­вами, а с другой — общей тенденцией к интеграции в пределах инвасоциума (...).

Полный текст

Проблема интеграции незрячих и слабовидящих людей, развития социально-активной и адаптирован­ной личности вызывает интерес и внимание ученых разных стран. Процесс интеграции лиц с нарушения­ми зрения имеет поэтапный характер, зависит от вре­мени потери зрения и типа заболевания.

Анализируя отечественный опыт, можно утверж­дать, что интеграция незрячих происходит преимуще­ственно в инвасоциумы, а реабилитация инвалиднос­ти — именно для нужд инвасоциумов. Тем временем, инвасоциумы являются подструктурами общего социу­ма, так как общество структурирует своих членов для упорядочения в разные микро- и макросоциумы, и это является общей и объективной тенденцией. Но зрячие люди практически беспрепятственно мигрируют между подструктурами общества, удовлетворяя нужды в но­визне эмоций и пополняя собственный опыт. Подобная психофизическая миграция является одним из факто­ров личностного развития. Незрячие люди чаще всего интегрируются в инвасоциумы, так как имеют меньше возможностей выбора социальной среды, а также вслед­ствие недостаточного осознания своего Я-образа, апа­тии, агрессии, неуверенности в себе, низкого уровня со­циальной мобильности; и в большинстве случаев — не­адекватного отношения общества. Принудительность объединения лиц с нарушениями зрения обусловлена, с одной стороны, похожими проблемами и обстоятельст­вами, а с другой — общей тенденцией к интеграции в пределах инвасоциума. Подчеркнем, что социальная интеграция является двусторонним процессом взаим­ного сближения, движения навстречу двух социальных субъектов: лиц с нарушениями зрения, стремящихся к включению в общество, и самого общества, которое должно создать благоприятные организационно-функ­циональные, нравственно-психологические и другие условия для такого включения. Таким образом, эффек­тивность социальной интеграции детерминируется, во-первых, готовностью людей, имеющих нарушения зре­ния, войти в жизнь обычного общества в качестве пол­ноправных участников и, во-вторых, готовностью дан­ного общества принять их в таком качестве.

Нами были проведены исследования по выявлению уровня психологической готовности социума к включе­нию незрячих людей в разные сферы социальной жизни, а также влияния взаимодействия зрячих студентов с не­зрячими людьми с высоким уровнем профессиональных достижений на создание положительного представле­ния о лицах с нарушениями зрения.

На первом этапе исследования в анонимном анке­тировании приняли участие 940 респондентов, из них 329 студентов, 148 учителей и 463 старшеклассников общеобразовательных школ г. Запорожья. Все полу­ченные результаты были переведены в процентное со­отношение.

На вопрос, где незрячие дети должны получать среднее образование, вариант «в специализированных школах» выбрали 84,46 % учителей, 78,40 % учеников и 81,46% студентов, т.е. большинство респондентов. Вариант «в общеобразовательных школах» выбрали только 2,59 % учеников, 4,25 % студентов, а учителя не представляют этот процесс вообще (0 %). Вариант «в общеобразовательных школах, но в отдельных клас­сах» выбрали 8,11 % учителей, 11,45 учеников и 11,55 студентов, то есть лишь небольшой процент рес­пондентов готов к такому совместному обучению с не­зрячими детьми. Вариант же «обучение на дому» вы­брали: 6,78 % учителей, 6,91 учеников и 2,44 студентов. Небольшой процент респондентов считает, что таким детям лучше совсем не учиться. В то же время интег­рированное обучение является важным шагом к уменьшению изолированности незрячих людей.

Относительно перспектив высшего образования для людей с нарушениями зрения были получены сле­дующие результаты. Возможным его считают: «в спе­циализированных вузах» — 42,57 % учителей, 67,82 учеников и 58,66 студентов; «в обычных вузах» — 10,13 % учителей, 6,05 учеников и 13,38 сту­дентов; а «в обычных вузах, но в отдельных груп­пах» — 47,30 % учителей, 24,40 учеников и 26,44 сту­дентов. Таким образом, большинство респондентов считают, что незрячие люди должны учиться в специ­ализированных учреждениях. Однако есть существен­ные отличия во взглядах респондентов на обучение незрячих в специализированных классах общеобразо­вательных школ и специализированных группах обычных вузов. Анализируя полученные результаты, можно проследить положительную тенденцию увели­чения числа опрошенных (особенно среди учителей), высказывающихся за обучение незрячих не в специа­лизированных, а в обычных вузах, но в отдельных группах.

Второй этап исследования был осуществлен на ба­зе Запорожского национального университета среди зрячих студентов в возрасте 18—22 лет. Суть исследо­вания заключалась в том, что были выделены две груп­пы студентов. Группа (А) состояла из 144 человек, из них — 108 девушек и 36 юношей, которые принимали участие в интегрированном молодежном форуме для лиц с ограниченными физическими возможностями, а также интегрированном концерте с участием незрячих исполнителей, и посещали лекции, практические за­нятия незрячего преподавателя. Группа (Б) состояла из 104 студентов, из них — 87 девушек и 17 юношей. Эти студенты не принимали участие в подобных меро­приятиях. Общее число испытуемых составило 248 че­ловек. Все показатели также переведены в процентное соотношение.

На открытый вопрос «незрячий человек — это» мы получили довольно убедительную зависимость отве­тов от опыта общения с такими людьми. Так, боль­шинство ответов респондентов группы (А) характери­зует позитивная направленность ответов: «такие же самые люди, но только без зрения»; «полноценные члены общества»; «полноценная личность»; «люди, имеющие развитые способности и сильный характер». В то же время ответы студентов группы (Б) имеют скорее отрицательную направленность: «инвалид»; «неполноценный человек, недееспособный»; «человек, который потерял половину жизни»; «беспомощен в толпе». То есть можно утверждать о наличии позитив­ного влияния непосредственного общения и взаимо­действия с незрячими людьми на формирование адек­ватного представления о них в обществе.

Следующие вопросы были направлены на выясне­ния, где лучше обучаться незрячим людям. Так, по мнению 51,40 % студентов группы (А), им легче адап­тироваться в специализированных вузах. Так же счи­тают 45, 19% опрошенных группы (Б). Такие результа­ты обусловлены, на наш взгляд, тем, что, во-первых, в высших учебных учреждениях практически отсутст­вует психолого-педагогическое и техническое сопро­вождения студентов с глубокими нарушениями зре­ния. И, соответственно, существует необходимость со­здания соответствующих условий в вузах для людей с нарушениями зрения: обеспечение доступности всех видов учебной информации, создание служб сопро­вождения таких студентов и так далее.

На вопрос «Обучение в каком вузе будет оказывать содействие успешной интеграции в общество данной социальной группы?» только 14,31 % студентов группы (А) выбрали вариант «специализированные вузы», а 59,86 % — вариант «обычные вузы». В группе (Б) соот­ветственно — 28,85 % и 19,23. Подчеркнем, что такие от­личия в процентном соотношении свидетельствуют о понимании современной молодежью, что для успешной интеграции люди с нарушениями зрения должны про­ходить обычные социальные институты. Создание ис­кусственных специализированных вузов приведет к торможению процесса социальной интеграции людей с нарушениями зрения.

Психолого-педагогическое сопровождение студен­тов, имеющих нарушения зрения, должно предусматри­вать возможность обеспечения: индивидуального под­хода; поливариативности задач разных уровней слож­ности; коррекционно-развивающего влияния; гибкости расписания занятий; наличия учебных и методических материалов в доступных для восприятия людьми с на­рушениями зрения формах подачи информации (в уве­личенном шрифтовом формате, на электронных носи­телях, шрифтом Брайля, программного обеспечения — Jaws for Windows, NVDA, Kobra, Magic).

Важной составляющей интеграции студентов с на­рушениями зрения является преподаватель, который должен владеть педагогическими технологиями и ме­тодами их использования в работе с интегрированны­ми группами студентов. Реализация задач педагогиче­ского сопровождения студентов с нарушениями зре­ния требует использования специальных методов и образовательных технологий.

Одним из эффективных методов создания гармо­ничного психологического климата при инклюзивном образовании может стать социально-психологический тренинг, который будет введен на первых курсах в учебные планы вузов. Такие тренинги дадут возмож­ность наладить за короткое время межличностное вза­имодействие студентов друг с другом, помогут узнать и раскрыть некоторые личностные особенности участ­ников группы, студентам с нарушениями зрения поз­волят быстрее пройти фазу адаптации и вхождение в коллектив.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вы­вод, что школы и вузы еще не готовы для внедрения инклюзивного образования, так как не организовано психолого-педагогическое и техническое сопровожде­ние людей с нарушениями зрения. Наше исследование продемонстрировало, что непосредственный опыт вза­имодействия зрячих студентов и успешных незрячих имеет, безусловно, положительное влияние на форми­рование образа людей с нарушениями зрения в обще­стве, расширяя социальные представления о профес­сиональных и личностных возможностях таких людей и перспективах их интеграции в социум.

Информация об авторах

Клопота Е.А., Запорожский национальный университет, Запорожье, Украина

Метрики

Просмотров

Всего: 2254
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 44
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0