О подготовке специалистов по обучению лиц с глубокими нарушениями зрения использованию компьютерных технологий

48

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт

Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Рощина М.А. О подготовке специалистов по обучению лиц с глубокими нарушениями зрения использованию компьютерных технологий // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Практически на всех этапах образовательного про­цесса лиц с глубокими нарушениями зрения важная роль принадлежит компьютерным технологиям, адап­тированным для незрячих и слабовидящих, — ком­пьютерным тифлотехнологиям. Базируясь на ком­плексе аппаратных и/или программных тифлос-редств, обеспечивающих доступное для восприятия незрячих и слабовидящих представление компьютер­ной информации [1], эти технологии позволяют лю­дям с глубокими нарушениями зрения самостоятель­но работать на обычных персональных компьютерах с программами общего назначения (MS Word, Internet Explorer и др.), получая обычные пользовательские возможности. Их грамотное использование сущест­венно облегчает доступ к информации и работу с ней, при этом, как это ни парадоксально для непосвящен­ных звучит, снижая зрительные нагрузки.

Полный текст

Практически на всех этапах образовательного про­цесса лиц с глубокими нарушениями зрения важная роль принадлежит компьютерным технологиям, адап­тированным для незрячих и слабовидящих, — ком­пьютерным тифлотехнологиям. Базируясь на ком­плексе аппаратных и/или программных тифлос-редств, обеспечивающих доступное для восприятия незрячих и слабовидящих представление компьютер­ной информации [1], эти технологии позволяют лю­дям с глубокими нарушениями зрения самостоятель­но работать на обычных персональных компьютерах с программами общего назначения (MS Word, Internet Explorer и др.), получая обычные пользовательские возможности. Их грамотное использование сущест­венно облегчает доступ к информации и работу с ней, при этом, как это ни парадоксально для непосвящен­ных звучит, снижая зрительные нагрузки.

Компьютерные тифлотехнологии, с одной сторо­ны, могут и должны стать эффективным средством обеспечения учебного процесса незрячих и слабовидя­щих а, с другой — само их освоение становится одной из задач как общего, так и профессионального образо­вания. В условиях инклюзивного обучения лиц с глу­бокими нарушениями зрения значимость компьютер­ных технологий как инструмента компенсации зри­тельной недостаточности в образовательном процессе еще более возрастает.

Однако специфика работы на компьютере в усло­виях зрительной недостаточности делает этот инстру­мент несколько более сложным в освоении и исполь­зовании и определяет у незрячих и слабовидящих пользователей потребность в специальном педагоги­ческом и техническом сопровождении в процессе его освоения.

Технология графического интерфейса Windows, используемого людьми с нормальным зрением, осно­вана на том, что изображение на экране служит инфор­мационной моделью рабочей ситуации, обеспечивает пользователю целостное представление о ней и воз­можность управления с помощью единообразных ма­нипуляций мышью. Интерфейс же, обеспечиваемый компьютерными тифлосредствами, имеет существен­ные отличия [2, с. 45—66]. Компьютерные средства не­визуального вывода — программа синтеза речи и брай-левский дисплей (устройство, представляющее собой строку, на которую выводится текст шрифтом Брай-ля) — предопределяют последовательный и линейный характер получения информации. Незрячий пользова­тель должен строить свое представление о рабочей си­туации на основе ряда последовательных сообщений, при этом информационная модель рабочей ситуации не имеет материального носителя и существует только в представлении пользователя. Существенные отли­чия в рабочий процесс также вносит невозможность полноценного применения мыши. Управление ком­пьютером осуществляется с помощью довольно боль­шого количества клавиатурных команд.

Слабовидящие пользователи занимают промежу­точное положение между незрячими и пользователя­ми с нормальным зрением. Они могут работать, взаи­модействуя с компьютером через графический пользо­вательский интерфейс, но из-за зрительных ограниче­ний снижается скорость, полнота и точность восприя­тия компьютерной информации, для эффективной ра­боты им необходимы вспомогательные технологии: увеличители экрана, голосовое воспроизведение, кла­виатурные аналоги команд мыши, специальные наст­ройки Рабочего стола и т. п. Эти средства позволяют существенно снизить зрительные нагрузки при работе на компьютере, однако пользование ими требует опре­деленных знаний и навыков, без овладения которыми их использование может показаться ненужным и даже осложняющим работу, в то время как важнейшим ас­пектом использования компьютерных тифлосредств для слабовидящих является их здоровьесберегающая направленность. Слабовидящие (особенно дети) часто склонны переоценивать свои зрительные возможнос­ти. Попытки работать без использования специальных средств приводят к переутомлению и даже серьезному ухудшению и без того ослабленного зрения. Поэтому очень важно своевременно подобрать адекватные тиф-лосредства и научить эффективно их использовать.

Обозначенные принципиальные отличия в рабо­чем процессе вызывают необходимость обеспечения специального обучения незрячих и слабовидящих пользователей, направленного на усвоение целостной системы знаний и навыков, включающей как общую информационную культуру, так и специальную часть, связанную с использованием тифлосредств. Однако на сегодняшний день такого рода специализирован­ные образовательные услуги для инвалидов по зрению развиты в нашей стране очень слабо. Одной из глав­ных причин этого, на наш взгляд, является острый не­достаток квалифицированных преподавательских ка­дров. Для качественного обучения инвалидов по зре­нию использованию компьютерных тифлотехнологий необходимо не только иметь соответствующие знания по общим вопросам информационных технологий и глубокое представление о компьютерной тифлоспеци-фике, но и уметь работать с этой специфичной аудито­рией. Между тем, регулярная подготовка специалис­тов, сочетающих знания в области тифлопедагогики и компьютерных тифлотехнологий в России, до сих пор не организована.

Нерешённость проблемы кадрового обеспечения тифлокомпьютеризации влечет за собой неразрабо­танность методической базы обучения незрячих и сла­бовидящих пользователей, которое требует специаль­ных (различных для незрячих и слабовидящих) обуча­ющих приемов и методик. Простое распространение методов работы, применяемых для зрячих, здесь не­возможно. Дополнительную потребность в педагогах, способных обучать использованию компьютерных технологий детей с глубокими нарушениями зрения, определяет развитие тенденции к интегрированному обучению таких детей в массовых школах.

В 2010 г. в тифлоинформационном центре Нижего­родского государственного университета им. Н. И. Ло­бачевского разработан и апробирован специальный курс «Преподаватель компьютерных тифлотехноло-гий» (объем — 80 часов). Курс разработан на основе более чем десятилетнего опыта тифлоинформацион-ного центра по поддержке образовательного процесса студентов, инвалидов по зрению, и обучению незрячих и слабовидящих пользователей ПК [3]. Его цель — подготовка преподавателей для обучения незрячих и слабовидящих пользователей ПК, включающая фор­мирование у слушателей представлений о специфике и общих приемах работы на ПК при помощи компью­терных тифлосредств, а также о специфике учебной работы с данной целевой аудиторией. Курс может ис­пользоваться для повышения квалификации специа­листов различных образовательных и реабилитацион­ных учреждений, ведущих обучение инвалидов по зре­нию компьютерным технологиям. Мы считаем, что он также будет полезен для учителей информатики обще­образовательных школ, работающих с незрячими и слабовидящими детьми в рамках инклюзивного обра­зования.

Основное содержание курса составляет рассмотре­ние рабочего процесса пользователей с глубокими на­рушениями зрения в среде Windows. В качестве инст­румента обеспечения невизуального интерфейса в курсе рассматривается программа экранного доступа JAWS (версии 9 и выше) компании Freedom Scientific (США) с российской локализацией ООО «Элита групп».

Основные задачи курса:

  • формирование общих представлений о порожда­емых зрительной недостаточностью особенностях ин­формационного обмена с окружающей средой, вызы­ваемых этими особенностями ограничениях жизнеде­ятельности инвалидов по зрению и возможностях их компенсации;
  • общее знакомство с компьютерными тифлосред-ствами и возможностями компьютерных тифлотехно­логий по преобразованию форм представления ин­формации, освоение практического применения ком­пьютерной техники для обеспечения незрячим и сла­бовидящим доступного представления учебной ин­формации;
  • освоение приемов невизуальной работы с основ­ными элементами графического интерфейса Windows и ориентирования в рабочей среде;
  • знакомство со спецификой рабочего процесса слабовидящих пользователей ПК и возможностями применения различных аппаратных и программных средств для его облегчения;
  • знакомство с особенностями работы незрячих и слабовидящих пользователей с отдельными приложе­ниями;
  • обсуждение методических вопросов обучения незрячих и слабовидящих пользователей ПК.

В результате изучения курса у слушателей форми­руются базовые представления о компьютерных тифлотехнологиях, возможностях применения этих тех­нологий для компенсации зрительной недостаточнос­ти при работе с информацией и специфике обучения незрячих и слабовидящих пользователей ПК. Успеш­ное освоение материала обеспечивает основу для соб­ственных методических разработок в данной области. Более подробно программа представлена в [4].

Литература

  1. Соколов В. В. Эволюция тифлоинформационных средств // Дефектология. 2009. № 5. С. 57—63.
  2. Швецов В. И., Рощина М. А. Компьютерные тиф-лотехнологии в социальной интеграции лиц с глубо­кими нарушениями зрения: Учебн. пособие. — Ни­жний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2007. 154 с.
  3. Швецов В. И., Рощина М. А. Поддержка образова­тельного процесса студентов-инвалидов по зрению // Научно-педагогический журнал Министерства обра­зования и науки Российской Федерации «Высшее об­разование в России». 2009. № 8. С. 109—116.
  4. Швецов В. И., Рощина М .А. О подготовке препо­давателей компьютерных тифлотехнологий // Науч­но-методический журнал «Информатизация образо­вания и науки». 2011. № 2. С. 127—137.

Информация об авторах

Рощина Марина Анатольевна, кандидат социологических наук, руководитель тифлоинформационного центра Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2317
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 48
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0