О подготовке специалистов по обучению лиц с глубокими нарушениями зрения использованию компьютерных технологий
Общая информация
Ключевые слова: профессиональный стандарт
Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Рощина М.А. О подготовке специалистов по обучению лиц с глубокими нарушениями зрения использованию компьютерных технологий // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Практически на всех этапах образовательного процесса лиц с глубокими нарушениями зрения важная роль принадлежит компьютерным технологиям, адаптированным для незрячих и слабовидящих, — компьютерным тифлотехнологиям. Базируясь на комплексе аппаратных и/или программных тифлос-редств, обеспечивающих доступное для восприятия незрячих и слабовидящих представление компьютерной информации [1], эти технологии позволяют людям с глубокими нарушениями зрения самостоятельно работать на обычных персональных компьютерах с программами общего назначения (MS Word, Internet Explorer и др.), получая обычные пользовательские возможности. Их грамотное использование существенно облегчает доступ к информации и работу с ней, при этом, как это ни парадоксально для непосвященных звучит, снижая зрительные нагрузки.
Полный текст
Практически на всех этапах образовательного процесса лиц с глубокими нарушениями зрения важная роль принадлежит компьютерным технологиям, адаптированным для незрячих и слабовидящих, — компьютерным тифлотехнологиям. Базируясь на комплексе аппаратных и/или программных тифлос-редств, обеспечивающих доступное для восприятия незрячих и слабовидящих представление компьютерной информации [1], эти технологии позволяют людям с глубокими нарушениями зрения самостоятельно работать на обычных персональных компьютерах с программами общего назначения (MS Word, Internet Explorer и др.), получая обычные пользовательские возможности. Их грамотное использование существенно облегчает доступ к информации и работу с ней, при этом, как это ни парадоксально для непосвященных звучит, снижая зрительные нагрузки.
Компьютерные тифлотехнологии, с одной стороны, могут и должны стать эффективным средством обеспечения учебного процесса незрячих и слабовидящих а, с другой — само их освоение становится одной из задач как общего, так и профессионального образования. В условиях инклюзивного обучения лиц с глубокими нарушениями зрения значимость компьютерных технологий как инструмента компенсации зрительной недостаточности в образовательном процессе еще более возрастает.
Однако специфика работы на компьютере в условиях зрительной недостаточности делает этот инструмент несколько более сложным в освоении и использовании и определяет у незрячих и слабовидящих пользователей потребность в специальном педагогическом и техническом сопровождении в процессе его освоения.
Технология графического интерфейса Windows, используемого людьми с нормальным зрением, основана на том, что изображение на экране служит информационной моделью рабочей ситуации, обеспечивает пользователю целостное представление о ней и возможность управления с помощью единообразных манипуляций мышью. Интерфейс же, обеспечиваемый компьютерными тифлосредствами, имеет существенные отличия [2, с. 45—66]. Компьютерные средства невизуального вывода — программа синтеза речи и брай-левский дисплей (устройство, представляющее собой строку, на которую выводится текст шрифтом Брай-ля) — предопределяют последовательный и линейный характер получения информации. Незрячий пользователь должен строить свое представление о рабочей ситуации на основе ряда последовательных сообщений, при этом информационная модель рабочей ситуации не имеет материального носителя и существует только в представлении пользователя. Существенные отличия в рабочий процесс также вносит невозможность полноценного применения мыши. Управление компьютером осуществляется с помощью довольно большого количества клавиатурных команд.
Слабовидящие пользователи занимают промежуточное положение между незрячими и пользователями с нормальным зрением. Они могут работать, взаимодействуя с компьютером через графический пользовательский интерфейс, но из-за зрительных ограничений снижается скорость, полнота и точность восприятия компьютерной информации, для эффективной работы им необходимы вспомогательные технологии: увеличители экрана, голосовое воспроизведение, клавиатурные аналоги команд мыши, специальные настройки Рабочего стола и т. п. Эти средства позволяют существенно снизить зрительные нагрузки при работе на компьютере, однако пользование ими требует определенных знаний и навыков, без овладения которыми их использование может показаться ненужным и даже осложняющим работу, в то время как важнейшим аспектом использования компьютерных тифлосредств для слабовидящих является их здоровьесберегающая направленность. Слабовидящие (особенно дети) часто склонны переоценивать свои зрительные возможности. Попытки работать без использования специальных средств приводят к переутомлению и даже серьезному ухудшению и без того ослабленного зрения. Поэтому очень важно своевременно подобрать адекватные тиф-лосредства и научить эффективно их использовать.
Обозначенные принципиальные отличия в рабочем процессе вызывают необходимость обеспечения специального обучения незрячих и слабовидящих пользователей, направленного на усвоение целостной системы знаний и навыков, включающей как общую информационную культуру, так и специальную часть, связанную с использованием тифлосредств. Однако на сегодняшний день такого рода специализированные образовательные услуги для инвалидов по зрению развиты в нашей стране очень слабо. Одной из главных причин этого, на наш взгляд, является острый недостаток квалифицированных преподавательских кадров. Для качественного обучения инвалидов по зрению использованию компьютерных тифлотехнологий необходимо не только иметь соответствующие знания по общим вопросам информационных технологий и глубокое представление о компьютерной тифлоспеци-фике, но и уметь работать с этой специфичной аудиторией. Между тем, регулярная подготовка специалистов, сочетающих знания в области тифлопедагогики и компьютерных тифлотехнологий в России, до сих пор не организована.
Нерешённость проблемы кадрового обеспечения тифлокомпьютеризации влечет за собой неразработанность методической базы обучения незрячих и слабовидящих пользователей, которое требует специальных (различных для незрячих и слабовидящих) обучающих приемов и методик. Простое распространение методов работы, применяемых для зрячих, здесь невозможно. Дополнительную потребность в педагогах, способных обучать использованию компьютерных технологий детей с глубокими нарушениями зрения, определяет развитие тенденции к интегрированному обучению таких детей в массовых школах.
В 2010 г. в тифлоинформационном центре Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского разработан и апробирован специальный курс «Преподаватель компьютерных тифлотехноло-гий» (объем — 80 часов). Курс разработан на основе более чем десятилетнего опыта тифлоинформацион-ного центра по поддержке образовательного процесса студентов, инвалидов по зрению, и обучению незрячих и слабовидящих пользователей ПК [3]. Его цель — подготовка преподавателей для обучения незрячих и слабовидящих пользователей ПК, включающая формирование у слушателей представлений о специфике и общих приемах работы на ПК при помощи компьютерных тифлосредств, а также о специфике учебной работы с данной целевой аудиторией. Курс может использоваться для повышения квалификации специалистов различных образовательных и реабилитационных учреждений, ведущих обучение инвалидов по зрению компьютерным технологиям. Мы считаем, что он также будет полезен для учителей информатики общеобразовательных школ, работающих с незрячими и слабовидящими детьми в рамках инклюзивного образования.
Основное содержание курса составляет рассмотрение рабочего процесса пользователей с глубокими нарушениями зрения в среде Windows. В качестве инструмента обеспечения невизуального интерфейса в курсе рассматривается программа экранного доступа JAWS (версии 9 и выше) компании Freedom Scientific (США) с российской локализацией ООО «Элита групп».
Основные задачи курса:
-
формирование общих представлений о порождаемых зрительной недостаточностью особенностях информационного обмена с окружающей средой, вызываемых этими особенностями ограничениях жизнедеятельности инвалидов по зрению и возможностях их компенсации;
-
общее знакомство с компьютерными тифлосред-ствами и возможностями компьютерных тифлотехнологий по преобразованию форм представления информации, освоение практического применения компьютерной техники для обеспечения незрячим и слабовидящим доступного представления учебной информации;
-
освоение приемов невизуальной работы с основными элементами графического интерфейса Windows и ориентирования в рабочей среде;
-
знакомство со спецификой рабочего процесса слабовидящих пользователей ПК и возможностями применения различных аппаратных и программных средств для его облегчения;
-
знакомство с особенностями работы незрячих и слабовидящих пользователей с отдельными приложениями;
-
обсуждение методических вопросов обучения незрячих и слабовидящих пользователей ПК.
В результате изучения курса у слушателей формируются базовые представления о компьютерных тифлотехнологиях, возможностях применения этих технологий для компенсации зрительной недостаточности при работе с информацией и специфике обучения незрячих и слабовидящих пользователей ПК. Успешное освоение материала обеспечивает основу для собственных методических разработок в данной области. Более подробно программа представлена в [4].
Литература
- Соколов В. В. Эволюция тифлоинформационных средств // Дефектология. 2009. № 5. С. 57—63.
- Швецов В. И., Рощина М. А. Компьютерные тиф-лотехнологии в социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения: Учебн. пособие. — Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2007. 154 с.
- Швецов В. И., Рощина М. А. Поддержка образовательного процесса студентов-инвалидов по зрению // Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки Российской Федерации «Высшее образование в России». 2009. № 8. С. 109—116.
- Швецов В. И., Рощина М .А. О подготовке преподавателей компьютерных тифлотехнологий // Научно-методический журнал «Информатизация образования и науки». 2011. № 2. С. 127—137.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2317
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 48
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0