Обеспечение инклюзивного образования в республике САХА (Якутия)

56

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт

Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Егоров П.Р. Обеспечение инклюзивного образования в республике САХА (Якутия) // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

По приказу министра образования и науки РФ А. А. Фурсенко от 30 декабря 2010 г. за № 2211 Севе­ро-Восточный федеральный университет им. М. А. Аммосова (СВФУ) включен в перечень базовых образовательных учреждений высшего профессио­нального образования РФ, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными воз­можностями здоровья.

Чуть ранее решением ученого совета в университе­те на базе учебно-производственного вычислительно­го центра «Толбон» была создана учебно-научная ла­боратория адаптивных компьютерных технологий (УНЛАКТ) при кафедре педагогики дошкольного воспитания педагогического института.

Полный текст

По приказу министра образования и науки РФ А. А. Фурсенко от 30 декабря 2010 г. за № 2211 Севе­ро-Восточный федеральный университет им. М. А. Аммосова (СВФУ) включен в перечень базовых образовательных учреждений высшего профессио­нального образования РФ, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными воз­можностями здоровья.

Чуть ранее решением ученого совета в университе­те на базе учебно-производственного вычислительно­го центра «Толбон» была создана учебно-научная ла­боратория адаптивных компьютерных технологий (УНЛАКТ) при кафедре педагогики дошкольного воспитания педагогического института.

С начала функционирования УНЛАКТ наиболее активными и заинтересованными пользователями ста­ли студенты, аспиранты и специалисты с проблемами зрения. С одной стороны, именно эта группа пользова­телей испытывает наибольшую потребность в приме­нении адаптивных компьютерных технологий в учеб­ном процессе. С другой стороны, они способны быстро обучаться, осваивать и использовать эти технологии на практике. Поэтому университетом было выделено пять миллионов рублей для поддержки учебного про­цесса этой категории студентов и оснащения УН-ЛАКТ современным тифлооборудованием.

Лаборатория осуществляет учебную, методичес­кую и консультативную поддержку студентов с про­блемами зрения в целях самостоятельного примене­ния адаптивных компьютерных технологий в учебном процессе и оказывает практическую помощь в предо­ставлении им необходимой информации в доступной форме и оформлении печатных работ.

Нами была разработана уникальная учебная про­грамма «Использование адаптивных компьютерных технологий в учебном процессе студентов с проблема­ми зрения» (72 часа). Цель программы состоит в фор­мировании у таких студентов информационной ком­петентности. При ее составлении были использованы результаты всестороннего анализа деятельности мно­гих отечественных и зарубежных учебных центров и лабораторий, в том числе тифлоинформационного центра Нижегородского государственного универси­тета им. Н. И. Лобачевского (руководитель канд. соц. наук М. А. Рощина) и учебного центра для инвалидов по зрению университета Карлсруе в Германии (руко­водитель И. Клаус).

Изучение данной учебной программы дает студен­там основы компьютерных знаний и формирует необ­ходимые навыки работы на пользовательском уровне в среде MS Windows и с офисными приложениями на основе невизуального интерфейса. Умение применять адаптивные компьютерные технологии (программы экранного доступа к информации Jaws и увеличения шрифтов Magic; брайлевская строка Focus-40 Blue; брайлевский принтер Index Braille Embosser Everest и т. д.) обеспечивает качественную подготовку к заня­тиям в учебном процессе. Освоение базового набора компьютерных знаний и навыков позволяет самостоя­тельно применять персональный компьютер на прак­тике и работать в нужных приложениях.

Кроме того, в СВФУ был проведен педагогический эксперимент по методическому сопровождению учеб­ного процесса таких студентов. В результате была раз­работана и внедрена теоретическая модель организа­ционно-педагогического сопровождения учебного процесса с использованием адаптивных компьютер­ных технологий. В нашем компьютерном классе сту­денты работают в интернете, готовят рефераты, курсо­вые и дипломные работы. Мы ведем научное руковод­ство курсовых и дипломных работ студентов по раз­личным темам, в том числе и по социальной интегра­ции и профессиональной реабилитации молодежи с особыми образовательными потребностями (ООП).

Также мы проводим большую социально-психоло­гическую работу со студентами, являющимися члена­ми Якутской республиканской ассоциации инвали­дов-студентов и специалистов, содействуем им в полу­чении общежития и социальных стипендий. Во время подготовки и сдачи зачетов и экзаменов с ними прово­дятся психологические беседы, а в течение всего учеб­ного года — учебно-методическая поддержка.

В партнерстве со многими городскими и республи­канскими общественными организациями лаборато­рия реализует проекты, направленные на разносторон­нюю реабилитацию учащейся молодежи с проблемами зрения с использованием адаптивных компьютерных технологий.

За период с 1 ноября 2010 г. по 28 февраля 2011 в лаборатории прошли обучение и получили методичес­кую помощь при подготовке к учебному процессу 58 студентов.

Заметим, что мы оказываем поддержку не только студентам и аспирантам с проблемами зрения, обуча­ющимся в СВФУ, но и всем тем, кто учится в различ­ных учебных заведениях Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.

Помимо этого, лаборатория пробует внедрять в Ре­спублике Саха (Якутия) модель непрерывной систе­мы инклюзивного образования людей с проблемами зрения на основе адаптивных компьютерных техноло­гий, которая включает в себя все ступени образования (детский сад, школа, суз, вуз). В рамках этих меропри­ятий организовано и проведено три семинара-практи­кума (48 часов) с общим охватом 136 воспитателей и педагогов.

В декабре 2010 г. создана экспериментальная пло­щадка на базе МДОУ детсад-школа «Малыш» в г. Не-рюнгри, где воспитываются и обучаются 230 детей с проблемами зрения. В январе 2011 г. создали вторую экспериментальную площадку на базе МДОУ д/с № 11 «Подснежник» в Якутске, где из 330 посещаю­щих детей 170 — с нарушениями зрения.

Аналогичные экспериментальные площадки мы планируем создавать и в других районах нашей рес­публики, а также, при поддержке Минобрнауки РФ, и в других субъектах РФ.

С целью обмена опытом по внедрению непрерыв­ной системы инклюзивного образования в феврале 2011 г. мы посетили общеобразовательную школу № 5 в Архангельске (директор Т. А. Петровская), где был проведен семинар-практикум на данную тему.

В свете этих мероприятий и для поднятия прести­жа Республики Саха (Якутия) осенью 2011 г. плани­руется проведение первой международной научно-практической конференции «Непрерывная система инклюзивного образования — новый вектор системы образования России».

Кроме того, мы тесно сотрудничаем со средствами массовой информации и с научным сообществом. За четыре месяца нашей деятельности опубликовано 6 научных статей и 7 в СМИ. Также мы приняли учас­тие в двух республиканских и двух международных конференциях. На них были установлены контакты как с российскими, так и зарубежными специалистами в области инклюзивного образования.

С 13 по 15 октября 2010 г. мы приняли участие в международной научно-практической конференции «Развитие науки и практики образования лиц с нару­шением зрения — проблемы и перспективы» в Санкт-Петербурге с научным докладом «Профессиональное образование людей с проблемами зрения в Республи­ке Саха (Якутия)». Наш доклад получил на этой кон­ференции высокую оценку.

С 11 по 13 ноября мы посетили Минск, в котором проходил международный форум «Универсальная среда». На нем мы выступили с докладом «Адаптив­ные компьютерные технологии в профессиональном образовании людей с проблемами зрения в Республи­ке Саха (Якутия)».

С 9 по 11 декабря мы сделали научный доклад «Первые шаги инклюзивного образования в Респуб­лике Саха (Якутия)» на республиканской научно-практической конференции «Актуальные вопросы комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Опыт. Проблемы. Перспек­тивы».

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что се­годня среди университетов Российской Федерации Северо-Восточный федеральный университет являет­ся правофланговым в области социализации и профес­сиональной реабилитации студентов с ООП.

Информация об авторах

Егоров Пантелеймон Романович, кандидат педагогических наук, заведующий учебно;научной лабораторией адаптивных компьютерных технологий Северо-Восточного федерального университета, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2250
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 56
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0