Методика индивидуального обучения слабовидящих студентов английскому языку

116

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт

Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Минина О.Г., Рочева Н.И., Коневская Е.В. Методика индивидуального обучения слабовидящих студентов английскому языку // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Слабовидящий или слепой человек, как и всякий другой, развивается, накапливает жизненный опыт, готовится и приспосабливается к жизни в соответст­вии со своими возможностями. Многочисленные экс­перименты опровергли утверждение о наличии функ­циональных отличий мозга человека с дефектом орга­нов зрения от мозга нормальновидящего. Но все же развитие слепых и слабовидящих несколько отличает­ся от развития людей с нормальным зрением. Перио­ды их развития не совпадают с периодами развития зрячих, они более длительны по времени. Зная эти особенности и их причины, необходимо создавать бла­гоприятные условия для их правильного развития, чтобы предотвратить возможные вторичные отклоне­ния [1].

Полный текст

Слабовидящий или слепой человек, как и всякий другой, развивается, накапливает жизненный опыт, готовится и приспосабливается к жизни в соответст­вии со своими возможностями. Многочисленные экс­перименты опровергли утверждение о наличии функ­циональных отличий мозга человека с дефектом орга­нов зрения от мозга нормальновидящего. Но все же развитие слепых и слабовидящих несколько отличает­ся от развития людей с нормальным зрением. Перио­ды их развития не совпадают с периодами развития зрячих, они более длительны по времени. Зная эти особенности и их причины, необходимо создавать бла­гоприятные условия для их правильного развития, чтобы предотвратить возможные вторичные отклоне­ния [1].

Для их обучения необходима специальная система мер и специфические дидактические материалы. Дан­ный комплекс мер подразумевает техническое оснаще­ние образовательных учреждений и разработку специ­альных учебных курсов для педагогов и других сту­дентов по взаимодействию с ними [2]. Кроме этого, не­обходимы специальные программы по их адаптации в общеобразовательном учреждении. Однако у нас в стране нет развитой системы их обучения [3].

И, как показал анализ, материалов для обучения слепых английскому языку в вузе тоже практически нет или они недоступны. Поэтому основным доступ­ным способом обучения слабовидящих студентов яв­ляется аудирование. Восприятие на слух служит един­ственной возможностью получить образование и осво­ить абстрактные научные дисциплины.

Потребность в аудировании значительно возраста­ет в связи с переходом к информационному обществу, в котором восприятие и понимание устной речи на слух является одним из основных способов получения информации при просмотре новостей, образователь­ных и развлекательных телепередач на иностранном языке, художественных и документальных фильмов, посещении собраний, конференций, круглых столов, прослушивании радиопередач. Умение аудирования также становится более значимым по мере всевозрас­тающей интеграции России в международное образо­вательное пространство: появляются возможности стажировки в вузах за границей и общения с носителя­ми языка непосредственно в процессе обучения.

Обучение на слух английскому языку — задача еще более сложная, но знание языка расширяет образова­тельные возможности таких людей, позволяя им стать частью глобальной образовательной среды и чувство­вать себя социально адаптированными в обществе. Тем не менее, специалисты — инвалиды по зрению со знанием иностранного языка в России немногочис­ленны, и проблема обучения аудированию в таких ус­ловиях является исключительно актуальной [1].

Поэтому на кафедре лингвистики и межкультур­ных коммуникаций Сыктывкарского государственно­го университета группа преподавателей и студентов начали разрабатывать собственную методику работы с такими студентами, построенную исключительно на предоставлении материала на слух. Данная методика была апробирована в работе со студенткой 1-го курса исторического факультета СыктГУ.

Методика представляет собой следующее. Тексто­вый материал учебника переводится в аудио- и цифро­вой формат. Тексты, упражнения и другие материалы записываются на диктофон многократно в определен­ной последовательности с паузами для повторения и параллельным переводом. Сначала снимаются фоне­тические трудности путем работы над произношением в пять этапов. На первом этапе записываются все сло­ва, которые необходимо отработать в формате слово-пауза-перевод. Задача обучающегося — повторить сло­ва за диктором. На следующем этапе студент также прослушивает запись и во время паузы переводит сло­ва. На третьем этапе добавляется задание — произнес­ти слова по-английски. На четвертом этапе эти же сло­ва читаются медленно. На конечном этапе студент пе­чатает слова на компьютере. В итоге постепенно скла­дываются аудиоуроки по определенной тематике.

Далее осуществляется заучивание текста. Сначала текст читается по предложениям, и каждое предложе­ние переводится. Затем текст разбивается на части по семь предложений. Каждое предложение читается по пять раз с паузами, в которых студент повторяет это же предложение. После этого прочитанная часть текс­та читается еще раз без пауз. Таким образом, отраба­тываются все части текста. По окончании этого текст читается целиком и без пауз. На последнем этапе чита­ется русский перевод текста по предложениям с пауза­ми, во время которых студент дает английский эквива­лент прочитанного предложения.

Практика показала, что по сравнению с обычными слабовидящие студенты запоминают материал на слух намного быстрее. Поэтому важно своевременное ис­правление ошибок, если они имеются.

Несмотря на то что данная методика является но­вой и используется впервые, она уже зарекомендовала себя как достаточно эффективная и дающая положи­тельные результаты в обучении.

Обучение слабовидящих студентов английскому языку возможно и нужно. Ведь люди с ограниченны­ми возможностями, правильно социализированные в обществе, могут оказаться не менее полезными для этого общества, чем многие здоровые его члены. И мы должны приложить все силы, чтобы дети и мо­лодые люди с ограниченными возможностями не чувствовали себя обездоленными в самом начале своей жизни.

Литература

Информация об авторах

Минина О.Г., Сыктывкарский государственный университет, Россия

Рочева Н.И., Сыктывкарский государственный университет, Россия

Коневская Екатерина Викторовна, студентка ГОУ ВПО Сыктывкарский государственный университет, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 5110
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 116
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0