О стратегии и направлениях модернизации педагогического образования в России: анализ международного опыта подготовки учителя для новой школы

62

Аннотация

Статья посвящена анализу международного опыта в реформировании педагогического образования, что позволяет лучше понять стратегию и основные направления модернизации образования в России. Обсуждаются контуры образовательной политики на национальном уровне в европейских странах и США, рекомендации на наднациональном уровне, а также рекомендации общественно-профессиональных ассоциаций и объединений. Основной вывод авторов состоит в том, что успешность модернизации педагогического образования обеспечивается не только переходом на новые стандарты подготовки учителей, но в значительной степени обусловлена совершенствованием самой системы регулирования педагогической деятельности как профессии.

Общая информация

Ключевые слова: учитель, учащиеся, педагогическое образование, компетенции, профессиональная деятельность

Рубрика издания: Статьи и доклады

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Марголис А.А., Рубцов В.В. О стратегии и направлениях модернизации педагогического образования в России: анализ международного опыта подготовки учителя для новой школы // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Фрагмент статьи

В Российской Федерации положено начало модернизации педагогического образования. Этот процесс является, с одной стороны, частью реформирования общего образования, осуществляемого в рамках национальной инициативы «Наша новая школа» и перехода к новому ФГОС общего среднего образования, а, с другой, – является этапом реализации Россией основных положений Болонского процесса и перехода к двухуровневому высшему профессиональному образованию. Основой модернизации педагогического образования стала разработка ФГОСов высшего профессионального образования по 4-м направлениям, которые заменяют существовавшие ранее педагогические специальности, и реализация двухуровнего образования по основным образовательным программам, построенным на основе новых стандартов.

Важность реформы педагогического образования в контексте общей модернизации образования в РФ трудно переоценить, поскольку очевидно, что ни новый стандарт общего образования, ни заявленные цели национальной инициативы «Наша новая школа», ни проект построения общества, основанного на инновациях и экономике знаний, не могут быть реализованы без «Нового учителя», который сможет воплотить эти проекты в жизнь эффективно решать задачи развития и обучения учащегося и формирования его компетенций, определенных в новом стандарте.

<...>

Литература

  1. Национальная инициатива «Наша новая школа». МОН РФ, 2010.
  2. ФГОС общего среднего (начального) образования. МОН РФ, 2009.
  3. Darling-Hammond L. Teacher Education and The American Future // Journal of Teacher Education. Vol. 61. 2010. Pp. 35–47.
  4. Zeichner K. Rethinking the Connections Between Campus Courses and Field Experiences in College – and University – Based Teacher Education // Journal of Teacher Education. Vol. 61. 2010. Pp. 89–99.
  5. Teacher Education in Europe: An ETUCE Policy Paper. 2008. 68 p.
  6. Competence requirement teacher. Assoctation for the Professional Quality of Teacher. 2004. 21 p.
  7. Cochran-Smith M. The New Teacher Education: for Better or for Worse? // Education Researcher. Vol. 34. 2005. № 7. Pp. 3–17.
  8. Hoy A. W. Educational Psychology in Teacher Education // Educational Psychologist. 2000. Vol. 35 (4). Pp. 257–270.
  9. Snoek M. Scenarios for Dutch Teacher Education// European journal of Teacher Education. Vol. 26. № 2003. Pp. 123–135.
  10. Improving competences for the 21st century. European Commission Report, 2008. 12 p.
  11. Creating Effective Teaching and Learning Environment: First Results from TALIS (OECD), 2009.
  12. Common European Principles for Teacher Competences and Qualification. European Commission Report, 2009.
  13. Association for Childhood Education International Elementary Education Standards and Explanation, 2007.
  14. Professional Standards for the Accreditation of Teacher Preparation Institutions. NCATE (USA), 2008.

Информация об авторах

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2369
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 62
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2