Безопасность как психолого-педагогический ресурс образовательной среды

100

Общая информация

Рубрика издания: Статьи и доклады

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Баева И.А. Безопасность как психолого-педагогический ресурс образовательной среды // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Фрагмент статьи

Сегодня общепризнанным является положение, что безопасность выступает необходимым условием стабильности и развития любой си­стемы. Данное положение применяется при оценке перспектив развития общества, государства, экономики, функционировании сложных техни­ческих объектов и систем. Использование таких категорий как устойчи­вость, стабильность, живучесть, сопротивляемость всегда имеет отно­шение к проблеме обеспечения безопасности технической или социаль­ной системы, оценке ее эффективности и жизнеспособности. Безопас­ность – состояние защищенности (человека и среды), а так же способ­ность отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Политики утверждают, экономика может развиваться только в услови­ях безопасности. Человек может развиваться – только в среде с опреде­ленными параметрами, один из самых существенных – безопасность.

Одной из базовых потребностей человека является потребность в безопасности, без, хотя бы частичного удовлетворения которой не воз­можно нормальное функционирование человека. Данная потребность приобретает ключевое значение, когда мы занимаемся вопросами пси­хического развития ребенка. Здесь уже необходимо говорить о ее роли в определении перспектив позитивного становления человека, наличии или отсутствии травматической деформации структуры личности, а на определенных этапах онтогенеза (раннее детство) – об угрозе жизни или некомпенсируемых последствиях психическому здоровью.

<...>

Литература

  1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Изд­во «Союз», 2002. 271 с.
  2. Баева И. А. и др. Психология безопасности как теоретическая осно­ва гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И. А. Баевой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. 289 с.
  3. Баева И. А., Волкова И. А., Лактионова Е. Б. Психологическая безопас­ность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И. А. Бае­вой. М.: Эконом-Информ, 2009. 248 с.
  4. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И. А. Баевой. СПб.: Речь, 2006. 288 с.

Информация об авторах

Баева Ирина Александровна, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, профессор кафедры психологии развития и образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), заведующая научно-исследовательской лабораторией «Психологическая безопасность и культура в образовании». Директор образовательной программы магистерской подготовки «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии», Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2457-8221, e-mail: irinabaeva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1862
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 100
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1