Одаренные дети и интеллектуально-творческий потенциал общества*
Аннотация
Общая информация
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ 08-06-00791-а.
Ключевые слова: одаренные дети, интеллектуальный потенциал общества, типы одаренности, потребностно-инструментальный подход, доминантный жизненный проект, проблемы саморегуляции, проблемы общения
Рубрика издания: Статьи и доклады
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Юркевич В.С. Одаренные дети и интеллектуально-творческий потенциал общества // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Фрагмент статьи
Постановка проблемы
Проблема повышения интеллектуально- творческого потенциала нации имеет два аспекта. Один безусловный, связанный с общим улучшением качества основного и дополнительного образования. Нет никакого сомнения, что повышение образованности всего общества – важный фактор, благоприятно сказывающийся не только в общекультурном, но в экономическом и политическом отношении. Здесь дискуссии ведутся лишь в отношении возможных стратегий, форм и методов работы.
Другое дело так называемые одаренные дети. Здесь существует значительная несогласованность фактов, мнений и выводов. Одни авторы считают положение с проблемой одаренных детей почти катастрофическим, о чем можно судить по тому, что к настоящему времени величина тех, кто впоследствие реализует себя в профессиональной творческой деятельности резко уменьшается. При этом, значительная часть таких людей страдает от трудностей самоактуализации [8; 10]. Другие же говорят о высоких достижениях одаренных детей, и, с их точки зрения, проблемы одаренных детей не следует излишне драматизировать [15; 16]. Наиболее ярким и оптимистическим примером такого рода являются результаты Калифорнийского лонгитюда [26–27].
<...>
Литература
- Айзек Азимов. Избранное. М.: Мир, 1991.
- Гари Ромен Обещание на рассвете. М., 2001.
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999.
- Линн Р. Интеллект и экономическое развитие // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 2.
- Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М.: Рипол-классик, 2008.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
- Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887–1939. СПб., 2002.
- Ушаков Д. В. (ред.) Психология одаренности: от теории к практике. М.: Пер Сэ, 2000.
- Хокинг С. Черные дыры и молодые вселенные. М., 2001.
- Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. М., 2008.
- Эйнштейн А. Работы по теории относительности. М., 2008.
- Якимова Т. В. Особенности детско-родительского взаимодействия и структуры семьи интеллектуально одаренных детей // Психологическая наука и образование. 2007. № 3.
- Berlyne D. E. Conflict, Arousal, and Curiosity. N.Y. etc.: McGraw-Hill Book Co., 1960.
- Csikzentmihalyi M. The evolving self. New York: HarperCollins, 1993.
- Freeman J. Gifted Children Grown Up. London, 2001,
- Freeman J. Educating the Very Able: Current International Research, L., 1998.
- Hollingworth L. S. The child of very superior intelligence as a special problem in social adjustment. Mental Hygiene. 1931.
- Hollingworth L. S. Children above 180 IQ Stanford-Binet: Origin and development. Yonkers-on-Hudson, NY: World Book, 1942.
- Radford J. Child development and exceptional early achivers. N.Y., 1990.
- Seligman M. E. P. Authentic Happiness. New York: Free press, 2002.
- Seligman M. E. P. & Csikszentmihalyi M. Positive psychology: An introduction. American Psychologist, 2000. Vol. 55.
- Silverman L. K. & Ellsworth B. The theory of positive disintegration and its implications for giftedness // In N. Duda (Ed.) Theory of positive disintegration: Proceedings of the third international conference Miami, FL: University of Miami School of Medicine, 1980.
- Spearman Ch. The abilities of man. N.Y., 1927.
- Storfer M. D. Intelligence and giftedness: the contribution of heredity and early environment. San Francisko, 1990.
- Terman L. M. Genetic studies of genius: Vol. 1. Mental and physical traits of a thousand gifted children. Stanford, CA: Stanford University Press, 1925.
- Terman L. M. & Oden M. H. Genetic studies of genius: Vol. 4. The gifted child grows up. Stanford, CA: Stanford University Press, 1947.
- Terman L M. & Oden M. H. Genetic studies of genius: Vol. 5. The gifted group at mid-life. Stanford, CA: Stanford University Press. 1959.
- Torrance E. P. Teaching creative and gifted learners II Handbook of research on teaching. Ed. by M. С Wittrock. 3 rd ed. N.Y.: Macmillan, 1986.
- Yurkevich V. S., Davidovich B. M. Russian strategies for talent development –stimulating comfort and discomfort // Handbook of gifted education (Third edition) Rutledge Companion to Gifted Education. London, 2008.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1907
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 221
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3