Одаренные дети и интеллектуально-творческий потенциал общества*

222

Аннотация

Статья посвящена работе с одаренными детьми в контексте общей задачи повышения потенциала нации. Для объяснения причин резких разногласий в науке в отношении проблем одаренных детей и перспектив их достойной самоактуализации автор привлекает идею о двух выборках одаренных детей: с одной стороны, особо одаренных детей, у которых отмечается значительный объем проблем и большие трудности самоактуализации, и, с другой, одаренных детей, относящихся к «высокой норме» и характеризующихся значительно большим уровнем адаптации и в целом более высоким уровнем достижений сравнительно с более обычными детьми. Автор считает, что для решения проблем особо одаренных детей необходим специальный психолого-педагогический метод, в качестве которого предлагается «потребностно-инструментальный подход», основанный на ведущей для развития одаренного человека мотивации – потребности в самоактуализации. По мнению автора, эта потребность, чтобы стать реальной движущей силой, должна стать доминантой, и на ее основе должен быть создан особый «доминантный жизненный проект» – своего рода образ потребного будущего. В представленной логике, так называемые навыки адаптации рассматриваются как своего рода инструменты, подчиненные доминантному проекту и обеспечивающие реализацию его целей и жизненных задач.

Общая информация

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ 08-06-00791-а.

Ключевые слова: одаренные дети, интеллектуальный потенциал общества, типы одаренности, потребностно-инструментальный подход, доминантный жизненный проект, проблемы саморегуляции, проблемы общения

Рубрика издания: Статьи и доклады

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Юркевич В.С. Одаренные дети и интеллектуально-творческий потенциал общества // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Фрагмент статьи

Постановка проблемы

Проблема повышения интеллектуально- творческого потенциала нации имеет два аспекта. Один безусловный, связанный с общим улучшением качества основного и дополнительного образования. Нет никакого сомнения, что повышение образованности всего общества – важный фактор, благоприятно сказывающийся не только в общекультурном, но в экономическом и политическом отношении. Здесь дискуссии ведутся лишь в отношении возможных стратегий, форм и методов работы.

Другое дело так называемые одаренные дети. Здесь существует значительная несогласованность фактов, мнений и выводов. Одни авторы считают положение с проблемой одаренных детей почти катастрофическим, о чем можно судить по тому, что к настоящему времени величина тех, кто впоследствие реализует себя в профессиональной творческой деятельности резко уменьшается. При этом, значительная часть таких людей страдает от трудностей самоактуализации [8; 10]. Другие же говорят о высоких достижениях одаренных детей, и, с их точки зрения, проблемы одаренных детей не следует излишне драматизировать [15; 16]. Наиболее ярким и оптимистическим примером такого рода являются результаты Калифорнийского лонгитюда [26–27].

<...>

Литература

  1. Айзек Азимов. Избранное. М.: Мир, 1991.
  2. Гари Ромен Обещание на рассвете. М., 2001.
  3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999.
  4. Линн Р. Интеллект и экономическое развитие // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 2.
  5. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М.: Рипол-классик, 2008.
  6. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
  7. Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887–1939. СПб., 2002.
  8. Ушаков Д. В. (ред.) Психология одаренности: от теории к практике. М.: Пер Сэ, 2000.
  9. Хокинг С. Черные дыры и молодые вселенные. М., 2001.
  10. Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. М., 2008.
  11. Эйнштейн А. Работы по теории относительности. М., 2008.
  12. Якимова Т. В. Особенности детско-родительского взаимодействия и структуры семьи интеллектуально одаренных детей // Психологиче­ская наука и образование. 2007. № 3.
  13. Berlyne D. E. Conflict, Arousal, and Curiosity. N.Y. etc.: McGraw-Hill Book Co., 1960.
  14. Csikzentmihalyi M. The evolving self. New York: HarperCollins, 1993.
  15. Freeman J. Gifted Children Grown Up. London, 2001,
  16. Freeman J. Educating the Very Able: Current International Research, L., 1998.
  17. Hollingworth L. S. The child of very superior intelligence as a special problem in social adjustment. Mental Hygiene. 1931.
  18. Hollingworth L. S. Children above 180 IQ Stanford-Binet: Origin and development. Yonkers-on-Hudson, NY: World Book, 1942.
  19. Radford J. Child development and exceptional early achivers. N.Y., 1990.
  20. Seligman M. E. P. Authentic Happiness. New York: Free press, 2002.
  21. Seligman M. E. P. & Csikszentmihalyi M. Positive psychology: An introduction. American Psychologist, 2000. Vol. 55.
  22. Silverman L. K. & Ellsworth B. The theory of positive disintegration and its implications for giftedness // In N. Duda (Ed.) Theory of positive disintegration: Proceedings of the third international conference Miami, FL: University of Miami School of Medicine, 1980.
  23. Spearman Ch. The abilities of man. N.Y., 1927.
  24. Storfer M. D. Intelligence and giftedness: the contribution of heredity and early environment. San Francisko, 1990.
  25. Terman L. M. Genetic studies of genius: Vol. 1. Mental and physical traits of a thousand gifted children. Stanford, CA: Stanford University Press, 1925.
  26. Terman L. M. & Oden M. H. Genetic studies of genius: Vol. 4. The gifted child grows up. Stanford, CA: Stanford University Press, 1947.
  27. Terman L M. & Oden M. H. Genetic studies of genius: Vol. 5. The gifted group at mid-life. Stanford, CA: Stanford University Press. 1959.
  28. Torrance E. P. Teaching creative and gifted learners II Handbook of research on teaching. Ed. by M. С Wittrock. 3 rd ed. N.Y.: Macmillan, 1986.
  29. Yurkevich V. S., Davidovich B. M. Russian strategies for talent development –stimulating comfort and discomfort // Handbook of gifted education (Third edition) Rutledge Companion to Gifted Education. London, 2008.

Информация об авторах

Юркевич Виктория Соломоновна, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3575-7586, e-mail: vinni-vi@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1913
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 222
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1