Пилотажное исследование функциональности, достижений и факторов личности у старших дошкольников с типичным и атипичным развитием

638

Аннотация

Целью настоящего исследования было выяснение прикладного значения оценки функциональности у старших дошкольников с типичным развитием, задержкой психического развития и умственной отсталостью. Обследованы дети в возрасте 6-7 лет с типичным развитием (N=18), с задержкой психического развития (N=18), с умственной отсталостью (N=6) при помощи шкалы оценки функциональности, шакалы оценки компетентностей дошкольников и личностного вопросника M5-PS. При помощи тех же методик обследованы 44 ребенка с типичным развитием в возрасте от 5,5 до 7 лет. Установлено, что типично развивающиеся дети более функциональны, чем дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью, а дети с задержкой психического развития более функциональны, чем дети с умственной отсталостью. Аналогичные результаты получены относительно сформированности индивидуально-ориентированных и социально-ориентированных компетентностей, значений личностных факторов «открытость новому опыту», «добросовестность», «экстраверсия». Подобные отличия выявлены между группами типично развивающихся детей с низким, средним и высоким уровнями функциональности.

Общая информация

Ключевые слова: функциональность, факторы личности, компетентность, психология дошкольника, типичное развитие, задержка психического развития, умственная отсталость

Рубрика издания: Методы и методики

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дугина О.В., Егоров А.В., Казаков А.М., Казьмин А.М., Фирсова Л.В. Пилотажное исследование функциональности, достижений и факторов личности у старших дошкольников с типичным и атипичным развитием [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. Том 1. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2012_n4/57320 (дата обращения: 21.12.2024)

Полный текст

В практике инклюзивного дошкольного образования перед педагогами часто стоит задача оценки образовательного потенциала и определения индивидуально­личностных особенностей ребенка. Среди современных мировых тенденций, способствующих решению этой задачи, можно выделить исследования развития так называемых исполнительных функций у детей дошкольного возраста [Garon, 2008]. Под исполнительными функциями подразумевается адаптивное целенаправленное поведение, позволяющее субъекту преодолевать автоматические реакции и мысли [Lezak], [Mesulam]. В состав исполнительных функций включают процессы, реализуемые при непосредственном участии префронтальной коры: программирование, контроль за действиями и эмоциями, рабочая память, управление вниманием, ориентация в ситуации, в том числе - с участием речи, гибкость.

Сущность явлений и процессов, соответствующих термину «исполнительные функции», подразумевается также в содержании понятий «воля», «регуляция», «программирование и контроль» [Лурия, 1973], «управление» [Голдберг], «функциональность» [Казьмин].

Для оценки развития у ребенка исполнительных функций разработаны и внедряются экспериментальные [Diamon ], [Espy], [Frye], [Gerstadt], [Hughes], [Hughes, а], [Kochanska] и опросные [Gioia] методики.

В данной работе авторами используется термин «функциональность», являющийся одним основных понятий теории процессуального анализа [Казьмин]. С позиций этой теории, функциональность - это качество управления психическими процессами, обеспечивающее целенаправленность, адекватность ситуации, вариативность, в том числе опосредованность речью, участие воображения, для адекватного выполнения деятельности, в которую вовлечен субъект.

Целью настоящего исследования было выяснение прикладного значения оценки функциональности у старших дошкольников с типичным развитием, задержкой психического развития и умственной отсталостью в детских садах.

Дизайн эксперимента

В рамках эксперимента проводился опрос воспитателей для оценки функциональности, компетентностей и выраженности факторов личности детей, регулярно посещающих детский сад. Обследовались дети с типичным развитием, задержкой психического развития и умственной отсталостью. Эксперимент состоял из двух частей: а) изучение связи уровня функциональности типично развивающихся детей с уровнем сформированности индивидуально­ориентированных и социально-ориентированных компетентностей и выраженностью факторов личности; б) сравнительное изучение функциональности, индивидуально-ориентированных и социально-ориентированных компетентностей, выраженности факторов личности у детей с типичным развитием, задержкой психического развития и умственной отсталостью.

Испытуемые

В число испытуемых вошло 44 ребенка с типичным развитием, 18 детей с задержкой психического развития и 7 детей с умственной отсталостью, посещающих детские сады города Москвы (таблица 1). Среди причин задержки психического развития у детей были установлены следующие: органическое поражение ЦНС (N=12), смешанный генез (N=6).

Среди 7 детей с умственной отсталостью 2 были с синдром Дауна, 5 - с неуточненной умственной отсталостью. Для второй части эксперимента из числа обследованных типично развивающихся детей были отобраны те, возраст которых соответствовал возрастному диапазону детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

Таблица 1. Состав групп испытуемых

группа

пол

количество

 

возраст

 

 

 

 

Среднее

Мин.

Макс.

СО

Дети с типичным

Д

16

77,7

70

83

4

развитием-1

м

28

75

68

81

3,8

Дети с типичным

Д

10

80,4

77

83

1,6

развитием-2

м

8

79,5

78

81

1,0

Дети с задержкой психического

Д

7

85,4

79

90

4,3

развития

м

11

84,4

76

89

4,1

Дети с умственной

Д

4

84.8

78

92

5.6

отсталостью

м

3

Процедура

Оценка функциональности, достижений и факторов личности проводилась во второй половине учебного года постоянными воспитателями. Использовались компьютерные версии приведенных ниже методик.

Методы

Поведенческий профиль ребенка (Казьмин А.М., 2012) - неопубликованная опросная методика, состоящая из 14 субшкал. В данной статье приведены результаты измерений по субшкале «Функциональность». В эту субшкалу (таблица 2) вошли вопросы, направленные на оценку выраженности таких свойств, как устойчивость целенаправленной деятельности, инициативность, эффективность оперативной (рабочей) памяти при обеспечении диалогового общения и слушания читаемых книг, самостоятельность и успешность в типичных видах деятельности: в процессе самообслуживания, в игре, в познавательной активности.

При предварительной апробации методики на 90 дошкольниках с типичным развитием вопросы субшкалы «функциональность» показали высокую внутреннюю согласованность: Альфа Кронбаха=0,86.

Таблица 2. Содержание субшкалы «функциональность» методики «Поведенческий профиль ребенка»

Шкала оценки образовательных компетентностей дошкольников рассчитана на заполнение воспитателями, содержит 35 компетенций, разделенных на 6 групп [Егоров, 2012], [Егоров, 2012а]. В настоящем исследовании использовались данные, полученные по субшкалам «индивидуально-ориентированные компетенции» и «социально­ориентированные компетенции».

M5-PS - пятифакторный опросник личности для дошкольников [Scheck].

Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи программы «Statistica 8,0».

Результаты

Изучение связей между уровнем функциональности, сформированностью индивидуально-ориентированных и социально-ориентированных компетенций, выраженностью факторов личности у типично развивающихся детей

Дети с типичным развитием (N=44) были разделены на 3 группы: дети с низкой функциональностью (значение функциональности менее SD: ниже среднего) - группа 1; дети со средней функциональностью (значение функциональности вокруг среднего: от -SD до + SD) - группа 2; дети с высокой функциональностью (значение функциональности более SD: выше среднего) - группа 3 (рис.1, таблица 3).

Таблица 3. Группы типично развивающихся детей: с низкой, средней и высокой функциональностью

* СО - стандартное отклонение

Применение статистической методики Mann-Whitney U-test выявило достоверные различия по уровню сформированности индивидуально- и социально­ориентированных компетентностей, а также по выраженности некоторых факторов личности (открытость новому опыту, добросовестность, экстраверсия) между группами детей 1, 2 и 3. Значения показателей компетентности детей и перечисленных выше факторов личности возрастали с увеличением уровня функциональности (рис. 2 и 3, таблица 4).


Рис. 2. Зависимость сформированности индивидуально- и социальноориентированных компетентностей от функциональности у старших дошкольников с типичным развитием. 

Рис 3. Зависимость значений факторов личности от функциональности у старших дошкольников с типичным развитием

Таблица 4. Результаты сравнения сформированности индивидуально- и социально­ориентированных компетентностей и значений факторов личности в группах типично развивающихся детей с низкой, средней и высокой функциональностью (Mann-Whitney U-test)

Сравнительное изучение функциональности, достижений и факторов личности у старших дошкольников с типичным развитием, задержкой психического развития и умственной отсталостью

Сравнение функциональности, достижений и факторов личности у старших дошкольников с типичным развитием (N=18), задержкой психического развития (N=18) и умственной отсталостью (N=6) проводилось при помощи Mann-Whitney U- test.

Значимые отличия между всеми группами (таблица 5) были выявлены по параметрам «функциональность» (рис.4), «индивидуально-ориентированная компетентность», «социально-ориентированная компетентность» (рис.5), «открытость новому опыту», «экстраверсия» (рис.6).

Таблица 5. Результаты сравнения (Mann-Whitney U-test) функциональности, сформированности индивидуально- и социально-ориентированных компетентностей, значений факторов личности в группах типично развивающихся детей (ТР), с задержкой психического развития (ЗПР), с умственной отсталостью (УО)

 

параметры

сравниваемые группы детей

тр-зпр

зпр-уо

тр-уо

функциональность

р=0,03

р=0,01

р=0,001

индивидуально-ориентированная компетентность

р=0,0003

р=0,001

р=0,0002

социально-ориентированная компетентность

р=0,002

р=0,0004

р=0,00002

нейротизм

р=0,14

р=0,42

р=0,7

открытость новому опыту

р=0,001

р=0,0009

р=0,0005

доброжелательность

р=0,13

р=0,64

р=0?28

добросовестность

р=0,054

р=0,005

р=0,002

экстраверсия

р=0,02

р=0,01

р=0,001


 
Рис. 4. Сравнение функциональности у старших дошкольников в группах с типичным развитием (ТР), с задержкой психического развития (ЗПР), с умственной отсталостью (УО)

Рис 5. Сравнение сформированности индивидуально- и социально-ориентированных компетентностей функциональности у старших дошкольников в группах с типичным развитием (ТР), с задержкой психического развития (ЗПР), с умственной отсталостью (УО).


Рис. 6. Сравнение значений факторов личности (открытость новому опыту, добросовестность и экстраверсия) у старших дошкольников в группах: с типичным развитием (ТР), с задержкой психического развития (ЗПР), с умственной отсталостью (УО).

Заключение

В результате проведенного исследования удалось выяснить, что дети старшего дошкольного возраста с типичным развитием сильно разнятся по функциональности. Более функциональные дети оказались более успешными в формировании индивидуально- и социально-ориентированных компетентностей, а также были расценены воспитателями как более открытые к новому опыту, более добросовестные, более общительные и эмоциональные (высокий уровень экстраверсии).

Аналогичная закономерность была обнаружена при сравнении данных, полученных при обследовании детей примерно одинакового возраста с типичным развитием, задержкой психического развития и умственной отсталостью. Наиболее функциональными, успешными в достижениях, имеющими более высокие значения факторов личности «открытость новому опыту», «добросовестность», © 2012 Московский городской психолого-педагогический университет © 2012 Портал психологических изданий PsyJournals.ru

«экстраверсия» были типично развивающиеся дети. Наименьшие показатели по всем перечисленным измерениям имели дети с умственной отсталостью.

Данное исследование выполнено на небольшой выборке, поэтому результаты носят предварительный характер. Тем ни менее, мы считаем, что измерение функциональности имеет дифференциально-диагностическое значение и может оказаться полезным для педагогов детских садов при анализе и прогнозе успешности достижения детьми образовательных результатов.

Обнаруженная нами неожиданно высокая чувствительность использованной короткой субшкалы для измерения функциональности указывает на необходимость дальнейших исследований в этом направлении и подталкивает к совершенствованию соответствующего инструментария.

Литература

  1. Голдберг Э. Управляющий мозг. Лобные доли, лидерство и цивилизация. Смысл. 2003
  2. Егоров А. В., Захаренко Н. В., Казаков А. М., Казьмин А. М., Фирсова Л. В. Пилотажное исследование достижений, зрелости психофенотипа и эмоциональной адаптации дошкольников с типичным и атипичным развитием в инклюзивных группах// Клиническая и специальная психология. М., 2012.№2.
  3. Егоров А. В., Захаренко Н. В., Казьмин А. М., Фирсова Л. В. Личность и достижения дошкольников с типичным развитием и умственной отсталостью // Клиническая и специальная психология. М., 2012.№3.
  4. Казьмин А. М. Теория процессуального анализа. Публичная лекция 23.03.2011. https://www.youtube.com/watch?v=1jkBQ47VCKs
  5. Лурия А. Р. // Основы нейрпсихологии. М., 1973.
  6. Diamon  A. (1991). Guidelines for the study of brain– behavior relationships during development. In H. Eisenberg (Ed.), Frontal lobe function and dysfunction (pp. 339–378). New York: New York University Press.
  7. Espy K. (1997). The shape school: Assessing executive function in preschool children. Developmental Neuropsychology, 13.
  8. Frye D., Zelazo P., & Palfai T. (1995). Theory of mind and rule-based reasoning. Cognitive Development, 10.
  9. Garon N., Bryson S.E.,  Smith I.M. (2008). Executive Function in Preschoolers: A Review Using an Integrative Framework. Psychological Bulletin Copyright 2008, Vol. 134, No. 1.
  10. Gerstadt C., Hong Y., & Diamond A. (1994). The relationship between cognition and action: Performance of children 31⁄2–7 years on a Strooplike day–night test. Cognition, 53.
  11. Gioia G.A., Espy K.A., & Isquith P. (2003). Behavior Rating Inventory of Executive Function (BRIEF-P). Odessa: Psychological Assessment Resources.
  12. Hughes C. (1998a). Executive function in preschoolers: Links with theory of mind and verbal ability. British Journal of Developmental Psychology, 16.
  13. Hughes C. (1998b). Finding your marbles: Does preschoolers’ strategic behavior predict later understanding of mind? Developmental Psychology, 34.
  14. Kochanska G., Murray K., Jacques T., Koenig A., & Vandeceest K. (1996). Inhibitory control in young children and its role in emerging internalization. Child Development, 67.
  15. Lezak M. (1995). Neuropsychological assessment(3rd ed.). New York: Oxford University Press.
  16. Mesulam M. M. (2002). The human frontal lobes: Transcending the default mode through contingent encoding. In D. Stuss & R. Knight (Eds.), Principles of frontal lobe function (pp. 8–30). New York: Oxford University Press.
  17. Scheck A. M., L. Malesky A., Cathy J., Grist L., McCord D. M. (2010). Personality in Preschool Children: Preliminary Psychometrics of the M5-PS Questionnaire, American Journal of Psychological Reseach, Volume 6, Number 1, 2010

Информация об авторах

Дугина О.В., Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №1540, учитель-дефектолог, Москва, Россия, e-mail: olgdug@rambler.ru

Егоров Александр Валерьевич, педагог-психолог, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: egorovfamily@gmail.com

Казаков Алексей Михайлович, педагог-психолог, Государственное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего №2281, г. Москва, Москва, Россия, e-mail: skam77@mail.ru

Казьмин Александр Михайлович, кандидат медицинских наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1748-2574, e-mail: mgppukprd@gmail.com

Фирсова Л.В., социальный педагог, Государственное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида №385, г. Москва, Москва, Россия, e-mail: luge85@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1993
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 638
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0