Особенности эмоционально-личностной сферы у лиц с нарушением голоса

1987

Аннотация

Из-за‭ пагубных средо‭вых во‭здействий и риска‭ серьезных гортанно-трахеальных заболеваний, а также различных голосовых нарушений в настоящее время ча‭сто‭та‭ эмо‭цио‭на‭льных ра‭сстро‭йств и их отрицательных по‭следствий среди зрелого‭ населения возра‭стает, так как ра‭ст‭ет число‭ про‭блем, с ко‭то‭рыми сталкивается пациент в‭ период своей болезни. В статье рассматриваются теоретические аспекты исследования эмоционально-личностной сферы пациентов с нарушением голоса, описываются различные подходы к исследованию эмоциональных состояний у лиц с голосовой патологией. В статье представлены результаты исследования эмоционально-личностной сферы у лиц с патологией голоса.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬ Выяснилось, что показатели ситуативной и личностной тревожности статистически значимо выше в группе респондентов с нарушением голоса. У респондентов с нарушением голоса превалируют такие эмоции, как горе, страх и гнев. У здоровых респондентов преобладают интерес, радость и эмоциональная возбудимость. Обнаружена гендерная специфика эмоциональных проявлений у людей с патологией голосового аппарата. Было выявлено, что основными факторами, сопутствующими патологии голоса, являются такие эмоциональные черты, как отсутствие интереса к жизни, страдание и горе, низкая эмоциональная возбудимость и позднее отреагирование чувств.‬‬‬‬

Общая информация

Ключевые слова: голос, нарушение голоса, дисфония, эмоционально-волевая сфера личности, эмоциональное напряжение

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2016050403

Для цитаты: Барабанов Р.Е., Фанталова Е.Б., Барабанова В.В. Особенности эмоционально-личностной сферы у лиц с нарушением голоса [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 4. С. 39–49. DOI: 10.17759/cpse.2016050403

Полный текст

 

Барабанов Р.Е., фонопед, Научно-клинический центр оториноларингологии Федерального медико­биологического агентства (ФГБУ НКЦО ФМБА России); преподаватель кафедры психологии гуманитарного факультета, Московский финансово-юридический университет МФЮА (АОЧУ ВО МФЮА), Москва, Россия, pacmich@rambler.ru

Фанталова Е.Б., кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, elenafantal@yandex.ru

 

Из-за пагубных средовых воздействий и риска серьезных гортанно-трахеальных заболеваний, а также различных голосовых нарушений в настоящее время частота эмоциональных расстройств и их отрицательных последствий среди зрелого населения возрастает, так как растет число проблем, с которыми сталкивается пациент в период своей болезни. В статье рассматриваются теоретические аспекты исследования эмоционально-личностной сферы пациентов с нарушением голоса, описываются различные подходы к исследованию эмоциональных состояний у лиц с голосовой патологией. В статье представлены результаты исследования эмоционально-личностной сферы у лиц с патологией голоса. Выяснилось, что показатели ситуативной и личностной тревожности статистически значимо выше в группе респондентов с нарушением голоса. У респондентов с нарушением голоса превалируют такие эмоции, как горе, страх и гнев. У здоровых респондентов преобладают интерес, радость и эмоциональная возбудимость. Обнаружена гендерная специфика эмоциональных проявлений у людей с патологией голосового аппарата. Было выявлено, что основными факторами, сопутствующими патологии голоса, являются такие эмоциональные черты, как отсутствие интереса к жизни, страдание и горе, низкая эмоциональная возбудимость и позднее отреагирование чувств.

Введение

Эмоционально-личностная     сфера любого человека имеет сложное

многоуровневое строение и включает в себя различные эмоциональные реакции и личности, а также характерные черты поведения, типичные для того или иного эмоционального переживания [Изард, 2012].

Отношение любого человека как отдельно взятого индивида к объекту реальной действительности отражается на нескольких уровнях [Веккер, 1998]:

        психологическом - в виде личностного переживания;

        физиологическом - в форме изменения ЧСС, дыхания, сдвигов в обменных процессах;

        поведенческом - в виде невербальной экспрессии (мимики, жестов) и различных реакций (смеха, побега, борьбы, оцепенения).

Эмоциональное состояние в психологической науке многими авторами определяется как прямое отражение переживания человеком собственного отношения к себе и к другим людям. Эмоциональное состояние зависит от жизненной ситуации, предшествующего психоэмоционального состояния и особенностей личности [Вилюнас, 1976; Гельгорн, 1996].

Следовательно, любые негативные эмоциональные состояния больного человека превращаются в самостоятельный процесс переживания, оказывая влияние на его личностную сферу, что приводит к возникновению тревоги, усугубляя течение соматического заболевания и оттягивая процесс выздоровления [Васильева, 2001; Гаркави, 1977; Елисеев, 2003]. Положительный психоэмоциональный фон благотворно влияет на личность индивида, способствуя его скорейшему восстановлению.

В соматической медицине важной составляющей работы клинического психолога является анализ эмоционально-личностного состояния пациента [Михайлов, 2002; Сельченок, 2003]. Основные задачи специалиста при этом заключаются в выявлении и анализе тех или иных особенностей психической деятельности больного посредством различных клинико-психологических методов (например, наблюдения, развернутой клинико-психологической беседы с больным, диагностических методик и проективных тестов). Это дает возможность изучать не болезнь пациента как таковую, а самого больного и при этом не столько классифицировать и диагностировать, сколько понимать и помогать больному человеку [Кабанов, 1983; Репина, 2003].

Так как личность не может рассматриваться вне процессов своего развития, клинико-диагностическая работа должна быть обращена к настоящему и прошлому пациента. В этом случае становится возможным интегрировать весь спектр доступной клиническому психологу информации, относящейся к генезу личностных особенностей пациента и патологических явлений [Психология эмоций. Тексты, 1984].

Мы можем предположить, что наиболее важную роль в определении общего вектора реабилитационной работы и тактики лечения играет своевременная и качественная оценка эмоционально-личностной сферы пациента, находящегося в трудной для него ситуации, а именно в состоянии болезни [Барабанов, 2014]. Это очень важно для определения дальнейшей стратегии профилактической работы на фоне психокоррекции общего эмоционального состояния и личностных особенностей человека.

Актуальность исследования данной предметной области связана с тем, что из-за пагубных средовых воздействий растет риск серьезных гортанно-трахеальных заболеваний, а также различных голосовых нарушений среди взрослого населения, требующих длительных и энергозатратных адаптации, лечения и реабилитации. Поэтому процесс восстановления сопряжен с частыми эмоциональными расстройствами и их негативными последствиями [Герасименко, 1993; Применение биологической обратной].

Цель исследования заключалась в изучении эмоционально-личностной сферы у лиц с нарушением голоса. На основе анализа литературы по данной проблеме был выбран предмет исследования - особенности эмоционально-личностной сферы взрослых пациентов с патологией голоса.

Были сформулированы следующие гипотезы исследования.

1.    Предполагается, что люди с нарушением голоса существенно отличаются от здоровых людей характером эмоциональных проявлений.

2.    Предполагается, что степень истощения жизненных сил, выраженность психосоциального стресса, а также уровень тревожности у лиц с нарушением голоса выше, чем у лиц, не имеющих такой патологии.

Эмпирическая база исследования

Исследование проводилось на базе Научно-клинического центра оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства России. Были обследованы 50 пациентов с нарушениями голоса в возрасте от 18 до 56 лет (33 мужчины и 17 женщин), которые составили экспериментальную группу. Преобладали лица молодого и трудоспособного возраста (33±1,5 года). Разделение пациентов согласно их нозологической форме заболевания представлено в табл. 1.

Среди нозологических форм превалировала функциональная дисфония -  74%. Органическая патология в виде доброкачественного новообразования гортани была диагностирована в 26% случаев. Давность заболевания составляла от 1 недели до 7 лет.

В контрольную группу вошли 50 человек в возрасте 18 - 45 лет (29 женщин и 21 мужчина) - студенты и преподаватели Московского финансово-юридического университета МФЮА. Средний возраст составил 26±1,1 года.

Таблица 1

Нозологические формы заболевания респондентов экспериментальной группы (N=50)

Диагноз

Мужчины

Женщины

Абсолютное число больных

Всего больных, %

Гипотонусная дисфония

11

5

16

32

Гипертонусная дисфония

3

1

4

8

Психогенная дисфония

4

2

6

12

Парезы и параличи голосовых складок

8

3

11

22

Узелки голосовых складок

7

6

13

26

Абсолютное число больных

33

17

50

100

Общее число больных, %

66

34

100

 

 

 

В исследовании применялись методики:

1.      опросник «Самооценка тревожности» Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина;

2.      Шкала психосоциального стресса Л. Ридера;

3.      Тест на истощение жизненных сил и депрессию А.А. Аппелса;

4.      опросник К. Изарда.

Методика определения личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптированная Ю.Л. Ханиным, использовалась для установления уровня тревожности у испытуемых. Она состоит из двух субтестов на выявление личностной (устойчивой) и ситуативной тревожности. Показатель ситуативной тревожности демонстрирует степень негативной реакции человека, попавшего в ту или иную стрессовую ситуацию. Показатель личностной тревожности определяет склонность человека воспринимать большой спектр ситуаций как угрозу и стрессовый фактор [Елисеев, 2003].

Шкала психосоциального стресса Л. Ридера использовалась для выявления уровня стресса у испытуемых.

Тест на истощение жизненных сил и депрессию А.А. Аппелса направлен на определение признаков истощения жизненных сил и депрессии. Жизненные силы - необходимый для человека компонент, который задает тонус всего организма [Вассерман, 2005]. Тонус человеческого организма имеет большое значение для нормальной работоспособности. Истощение жизненных сил может снизить работу организма; могут появиться признаки хронической усталости, переутомления, напряжения, нехватки энергии [Елисеев, 2003].

Депрессия - это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее), а также двигательной заторможенностью [Елисеев, 2003]. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности [Куликов, 1997]. Депрессия напрямую связана с уровнем жизненных сил: чем их меньше, тем выше риск возникновения депрессивных симптомов [Елисеев, 2003; Ильин, 2001; Сельченок, 2003].

Опросник К. Изарда «Основные эмоциональные черты» позволяет выявить у испытуемого наиболее выраженные эмоциональные черты. Опросник состоит из 12 шкал, описывающих определенную эмоциональную черту: Эмоциональная возбудимость, Интерес, возбуждение, Радость, Удивление, Горе, страдание, Отвращение, Гнев, ярость, Презрение, неуважение, Страх, Стыд, застенчивость, Вина, раскаяние и Сочувствие, сострадание.

Результаты исследования и их обсуждение

Для оценки достоверности различий между выборками применялись U-критерий Манна - Уитни, а также дисперсионный анализ. В результате статистического анализа были получены интересные данные.

Показатели ситуативной и личностной тревожности статистически значимо выше в группе лиц с нарушениями голоса, чем в группе здоровых людей (U=72,00; p<0,05), с преобладанием нестабильного психоэмоционального состояния, сопровождающегося напряжением, беспокойством, нервозностью. На наш взгляд, повышенная ситуативная тревожность в экспериментальной группе может быть связана с опасениями пациентов насчет того, что голос не вернется, их не будут понимать окружающие, они утратят профессиональную пригодность. Также можно предположить, что личностная тревожность в данном случае связана с формированием у представителей экспериментальной группы комплекса неполноценности, низкой самооценкой и неуверенностью в себе.

Кроме того, была обнаружена гендерная специфика эмоциональных проявлений у людей с патологией голоса. Так, у мужчин оказались выше показатели личностной и ситуативной тревожности (F=3,45; p<0,05), а у женщин - показатели психосоциального стресса (F=3,40; p<0,05). Эти различия могут быть обусловлены эволюционными причинами: мужчины изначально характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как доминантность и контактность; они имеют более высокую самооценку, ориентированы на профессиональную самореализацию [Веккер, 1998; Гельгорн, 1996] и, попадая в ситуацию, когда здоровье оказывается под угрозой, становятся застенчивыми (неуверенными в себе) и чувствительными к социальному одобрению. Во многом это обусловлено нарастанием стресса на фоне длительного лечения и ограничением профессиональной деятельности. Можно предположить, что выраженность психосоциального стресса у женщин связана со снижением стрессоустойчивости вследствие общей астенизации организма, субъективных переживаний дискомфорта, напряженности и вегетативного возбуждения.

Результаты статистического анализа позволяют говорить о том, что у респондентов с нарушением голоса превалируют такие эмоции, как горе (F=3,50; p<0,05), страх (F=3,43; p<0,05) и гнев (F=3,23; p<0,05). В то время как у здоровых респондентов преобладают интерес (F=3,60; p<0,05), радость (F=3,20; p<0,05) и эмоциональная возбудимость (F=3,30; p<0,05). Это может быть связано с тем, что пациентам с патологией гортани приходится длительное время находиться на амбулаторном или стационарном лечении; они лишены возможности полноценной коммуникации и вынуждены ограничивать себя в профессиональной деятельности. Пациенты зачастую сталкиваются с ситуацией, когда со стороны окружающих к ним обращены нетактичные вопросы об их голосе, заставляющие смущаться или стыдиться. В результате у них нарастает ощущение собственной физической неполноценности, и возникают трудности вступления в контакт с посторонними людьми и даже с родственниками, сопровождающиеся страхом, что их не поймут и эффективного общения не получится. В этом отношении лица с нарушением голоса в большей степени подвержены страху перед незнакомыми людьми и перед будущим по сравнению со здоровыми людьми; страх превалирует над интересом, который в норме способствует расширению социальных связей и отношений.

Наконец, нами было обнаружено, что патологиям голоса сопутствуют такие эмоциональные черты, как отсутствие интереса к жизни (F=3,80; p<0,05), страдание (F=3,46; p<0,05), горе (F=3,50; p<0,05), низкая эмоциональная возбудимость (F=3,32; p<0,05) и позднее отреагирование чувств (F=3,70; p<0,05). Важно отметить, что чувствительность к мнению и чувствам других, социальная конформность, а также интерес к окружающему миру и удивление могут снижать риск возникновения как голосовых расстройств, так и любой другой соматической патологии [Яхин, 2007].

Заключение

В результате изучения литературных источников, а также опираясь на данные исследования, можно сделать ряд выводов об особенностях эмоционально­личностной сферы у людей с нарушениями голоса.

1.      Нарушение голоса - это сложное структурно-функциональное нарушение, требующее комплексного подхода не только к диагностике, но и к самой лечебно­коррекционной работе.

2.       Люди с нарушением голоса обладают специфическим набором эмоционально­личностных и поведенческих качеств, которые, на наш взгляд, могут оказывать серьезное влияние на ход течения заболевания.

3.       Особенности эмоциональной сферы пациентов с нарушениями голоса обусловливают важность и необходимость комплексного подхода к реабилитации такого рода больных. Требуются не только медико-педагогическая работа, но и психологическая коррекция с применением специальных психотерапевтических техник, которые направлены на изменение эмоционально-мотивационного фона данного контингента больных.

4.       Люди с патологией голоса нуждаются в социальной поддержке, которая позволит обеспечить защиту человека от тяжелых последствий заболевания и будет способствовать излечению, противодействуя стрессу.

5.       Ввиду особенностей эмоционально-личностной сферы, программа оздоровительно-коррекционных мероприятий должна быть дифференцирована, патогенетически обусловлена и личностно ориентирована.

Итак, человек с нарушением голоса в период заболевания подвержен эмоциональным расстройствам, поскольку в это время происходит приспособление организма к новым ощущениям и состоянию. Это, в свою очередь, способствует замедлению процесса выздоровления, что доказывается на материале отечественных и зарубежных исследований.

Литература

  1. Барабанов Р.Е. Социально-психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2014. Т. 14. № 2. С. 118–123.
  2. Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М.: издательский центр Академия, 2001. 352 с.
  3. Вассерман Л.И. Психологическая диагностика отношения к болезни: методическое пособие. СПб.: Медиа Сфера, 2005. 258 с.
  4. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов.
    М.: Смысл, 1998. 685 с.
  5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений и состояний. М.: изд-во МГУ, 1976. 521 с.
  6. Гаркави Л.Х., Квакина Е.В., Уколова М.А. Адаптационные  реакции и резистентность организма. Ростов-н/Д: изд-во Ростовского университета, 1977.
    386 с.
  7. Герасименко Ю.М. Психогенные расстройства голоса. СПб.: Политехника, 1993. 235 с.
  8. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофизиологическое исследование. М.: Мир, 1996. 673 с.
  9. Елисеев Ю.Ю. Психосоматические заболевания. М.: Эксмо, 2003. 592 с.
  10. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2012. 464 с.
  11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
  12. Кабанов М.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. М.: Медицина, 1983. 312 p.
  13. Куликов Л.В. Психология настроения. СПб.: изд-во СПбГУ, 1997. 430 с.
  14. Михайлов Б.В. Психотерапия в общесоматической медицине: Клиническое руководство / под ред. Б.В. Михайлова. Харьков: Прапор, 2002. 128 с.
  15. Применение биологической обратной связи для коррекции и лечения нарушения голоса / О.С. Орлова [и др.] // Актуальные проблемы оториноларингологии. М., 1994-1995. Вып. 38. 48 с.
  16. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер.
    М.: изд-во МГУ, 1984. 288 с.
  17. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 480 с.
  18. Сельченок К.В. Психосоматика: взаимосвязь психики и здоровья: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 2003. 640 с.
  19. Яхин К.К., Галиуллина Л.К. Пограничные психические расстройства у больных с дисфониями (психосоматические соотношения) // Consilium medicum. 2007. Т. 237. № 2. С. 98–112.

Информация об авторах

Барабанов Родион Евгеньевич, дефектолог, клинический психолог, советник, Российская академия естествознания, Главный психолог ГБУ ЦССВ "Южный"; преподаватель факультета дополнительного профессионального образования Московского психолого-социального университета, Москва, Россия, e-mail: pacmich@rambler.ru

Фанталова Елена Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра нейро- и патопсихологии развития, кафедра общей психологии, факультет клинической и специальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: elenafantal@yandex.ru

Барабанова Вера Викторовна, старший преподаватель, кафедра «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова», факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9266-4829, e-mail: vvbarabanova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3324
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 38

Скачиваний

Всего: 1987
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 7