Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9045Новости 1789Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

23 место — направление «Психология»

0,492 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,602 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Экспериментальное изучение особенностей морально-нравственных представлений и морально-нравственной регуляции поведения детей с интеллектуальной недостаточностью 58

Щербакова А.М.
кандидат педагогических наук, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8932-4102
e-mail: shcherbakova.a.m@yandex.ru

Лыкова Н.С.
старший преподаватель кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической , Московский государственный психолого-педагогический университет , Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4159-5560
e-mail: likovans@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития морально-нравственной сферы личности детей c интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью в легкой степени) в контексте становления их жизненной компетентности. Рассматриваются личностные результаты как один из важнейших показателей сформированности жизненной компетенции. Описаны результаты сравнительного экспериментального исследования особенностей морально-нравственных представлений и поведения младших школьников с умственной отсталостью 9-10 лет, воспитывающихся в различных условиях: семейных и институциональных. Также к исследованию были привлечены дети с нормотипичным развитием. Общая выборка составила 77 человек. Исследовались нравственная позиция школьников и их особенности прогнозирования собственного поведения и поведения окружающих в ходе решения моральных дилемм, а также реального поведения ребенка в ситуации нравственного выбора. Исследование показало, что независимо от условий воспитания дети c нормотипичным развитием чаще осуществляют нравственный выбор, чем дети с умственной отсталостью, а дети-сироты с умственной отсталостью прогнозируют значимо меньше альтруистических выборов, чем дети с умственной отсталостью, воспитывающиеся в семье. У детей с умственной отсталостью наблюдается рассогласование между вербальным прогнозом своего поведения и реальным поведением в ситуации морально-нравственного выбора.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бабкина Н.В. Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая содержания образования детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 1. С. 138–156. DOI: 10.17759/psyclin. 2017060109 (дата обращения: 24.05.2020).
  2. Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1977. 112 с.
  3. Винникова Е.А., Слепович Е.С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1999. № 1. С. 18–24.
  4. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности / Проблемы дефектологии: Cборник работ. М.: Просвещение, 1995. С. 19–40.
  5. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера / Собр. соч. в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983. С. 153–165.
  6. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего
    и среднего школьного возраста // Вопросы психологии. 1974. № 5. С. 107–114.
  7. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Под ред. И.Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002. 176 с.
  8. Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. К оценке уровня нравственной воспитанности обучающихся с умственной отсталостью // Современные проблемы науки
    и образования. 2016. № 2. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24421 (дата обращения: 24.05.2020).
  9. Замский X.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. М.: НПО «Образование», 1995. 400 с.
  10. Инденбаум Е.Л., Гостар А.А., Позднякова И.О., и др. Проблемы оценки личностных результатов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и возможные подходы к их решению // Дефектология. 2017. № 6. С. 10–21.
  11. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / сост.
    Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова.) М.: Просвещение, 2013. 42 с.
  12. Коробейников И.А., Инденбаум Е.Л. Мониторинг жизненной компетенции обучающихся с легкой умственной отсталостью: проблемные аспекты и пути решения // Дефектология. 2018. № 4. С. 13–21.
  13. Коробейников И.А. Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития: Автореф. дисс… докт. психол наук. М., 1997. 41 с.
  14.  ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки об утверждении ФГОС
    № 1599 от 19.12.2014.
  15. Шнайдер Н.А. Особенности нравственного развития детей с умственной отсталостью // Специальное образование. 2013. Том. 30. № 2. С. 98–105.
  16. Щербакова А.М., Лыкова Н.С. Экспериментальный подход к изучению морально-нравственной сферы детей с умственной отсталостью // Электронный журнал Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. Том 16. № 5. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2011/n5/48719.shtml (дата обращения: 24.05.2020).
  17. Щербакова А.М., Москоленко Н.В. Подготовка воспитанников-сирот
    с проблемами интеллектуального развития к самостоятельной жизни // Дефектология. 2006. № 1. С. 47–53.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика