Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9045Новости 1789Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

23 место — направление «Психология»

0,492 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,602 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Инклюзивная образовательная среда: пилотное исследование взаимодействия педагогов и специалистов образовательной организации 67

Сунько Т.Ю.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования Факультета «Клиническая и специальная психология», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9848-7977
e-mail: tasunko@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена пилотному исследованию проблемы профессионального взаимодействия в инклюзивной образовательной среде. Выделены компоненты развития инклюзивной среды в образовании. Определена цель исследования: изучение особенностей взаимодействия педагогических работников различных уровней образования при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в инклюзивной образовательной среде. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в онлайн формате на выборке добровольцев (N=64). Респонденты отвечали на вопросы анкеты об отношении к идее инклюзии, затруднениях во взаимодействии друг с другом, об используемых формах взаимодействия и готовности при этом запрашивать помощь. На основе конвенционального контент-анализа данных было показано, что в инклюзивной образовательной среде взаимодействие выстраивается преимущественно через консилиумы (75%), семинары-практикумы (59,4%) и другие формы. При этом осложняют профессиональное взаимодействие, по мнению большей части респондентов, в основном неопределенность круга ответственности специалистов и различные затруднения в выстраивании взаимоотношений с педагогами. Полученные данные свидетельствуют об отсутствии консолидированного мнения об идее инклюзии в образовании, что определяет особенности взаимодействия педагогических работников в инклюзивной образовательной среде.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83–92.
  2. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды
    в различных типах образовательных учреждений. М.: ИЦКПС, 2000. 83 с.
  3. Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии: практ. пособие / под ред. М. Воган; пер. с англ. И. Аникеев. М.: Перспектива, 2007. 124 с.
  4. Рубцов В.В., Алехина С.В., Хаустов А.В. Непрерывность инклюзивного образования и психолого‐педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 3. С. 1–14. DOI: 10.17759/ psyedu.2019110301 (дата обращения: 23.06.2020).
  5. Самсонова Е.В., Мельникова В.В. Готовность педагогов общеобразовательной организации к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми с инвалидностью как основной фактор успешности инклюзивного процесса [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 97–112. Doi: 10.17759/cpse.2016050207 (дата обращения: 23.06.2020).
  6. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования
    в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ 1997. Т. 7. С. 177–184.
  7. Сунько Т.Ю. К вопросу о технологиях психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образовательного процесса
    в образовательных организациях // Российский научный журнал. 2013. Том. 33. № 2. С. 184–188.
  8. Сунько Т.Ю. Показатели инклюзии как система ценностей в развитии инклюзивного образования // Сборник научно-методических трудов с международным участием «Теория и практика специального и инклюзивного образования» / Отв. ред. И.В. Прищепова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019.
    С. 222–227.
  9. Сунько Т.Ю. Роль технологий психолого-педагогической практики в развитии инклюзивного образования // Сборник материалов II Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: практика, исследования, методология» / Отв. ред. С.В. Алехина Москва: ООО «Буки Веди», 2013. С. 605–608.
  10. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь,
    2000. 11 с.
  11. Avramidis E., Norwich B. Teachers' attitudes towards integration / inclusion:
    a review of the literature // European Journal of Contemporary Education. 2002. Vol. 17. № 2. P. 129–147. DOI: 10.1080/08856250210129056
  12. Hsieh H.F., Shannon S.E. Three Approaches to Qualitative Content Analysis // Qualitative Health Research. 2005. Vol. 15. № 9. P. 1277–1288. DOI: 10.1177/ 1049732305276687
  13. Shimizu F., Katsuda H. Teachers' perceptions of the role of nurses: Caring for children who are technology‐dependent in mainstream schools // Japan Journal of Nursing Science. 2014. Vol. 12. № 1. P. 35–43.  DOI: 10.1111/jjns.12046
  14. Unianu E.M. Teachers’ attitudes towards inclusive education // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 33. P. 900–904. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.01.252
  15. Zagona A.L., Kurth J.A. MacFarland S.Z. Teachers’ Views of Their Preparation for Inclusive Education and Collaboration // Teacher Education and Special Education: The Journal of the Teacher Education Division of the Council for Exceptional Childrenе. 2017. Vol. 40. № 3. P. 163–178. DOI:10.1177/0888406417692969
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика