Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9795Новости 1911Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Клиническая и специальная психология - №4 / 2020 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

23 место — направление «Психология»

0,492 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,602 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Роль алекситимии и когнитивной регуляции эмоций в развитии агрессивного поведения подростков 272

|

Ларионов П.М.
докторант, специалист лаборатории психологических тестов, кафедра психологии здоровья, факультет психологии, Университет Казимира Великого, Быдгощ, Польша
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4911-3984
e-mail: pavlm@outlook.com

Гречуха И.А.
аспирантка, кафедра психологии развития и консультирования, социально-психологический факультет, Житомирский государственный университет имени Ивана Франко, Житомир, Украина
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1704-4320
e-mail: irinagreczucha@gmail.com

Аннотация

В статье рассмотрена роль когнитивной регуляции эмоций и отдельных алекситимических черт в возникновении агрессивного поведения у подростков. Предполагается, что алекситимические черты посредством формирования неадаптивной регуляции эмоций обусловливают агрессию. С целью изучения данного механизма были исследованы 142 подростка в возрасте 12–17 лет. В качестве методов исследования использовались опросники когнитивной регуляции эмоций, алекситимии для детей и опросник агрессии BPAQ А. Басса и М. Перри. Обнаружено, что использование неадаптивных стратегий регуляции эмоций является наиболее значимым фактором развития агрессивного поведения. Подтверждено, что сниженная способность определять свои чувства связана с риском формирования неадаптивных стратегий регуляции эмоций, что в свою очередь усиливает агрессию. В качестве предиспонирующих к агрессии особенностей личности подростка можно отнести склонность к катастрофизации и руминированию, острому и длительному переживанию стрессовых событий, а также проявление враждебности. Эти особенности дисфункциональной регуляции эмоций могут являться мишенями в психотерапевтической работе, и на них также следует обратить особое внимание при проведении психопрофилактики агрессивного поведения подростков.

Ссылка для цитирования

Благодарности

Авторы выражают благодарность к. психол. н. Е.К. Агеенковой за критические замечания к работе

Литература
  1. Агеенкова Е.К., Ларионов П.М. Новые возможности исследования жизненного сценария в процессе психологического консультирования // Диалог. 2018. Том 50. № 3. С. 18–31.
  2. Агеенкова Е.К., Ларионов П.М., Волчек В.А. Личностные детерминанты агрессивности подростков // Психотерапия. 2019. Том 194. № 2. C. 86–94.
  3. Акименко А.К. Взаимосвязь алекситимии, копинг-стратегий и стиля саморегуляции личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2016. Том 16. Вып. 3. С. 311–316. DOI: 10.18500/1819-7671-2016-16-3-311-316
  4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 512 с.
  5. Брель Е.Ю. Алекситимия в норме и патологии: психологическая структура и возможности превенции: автореферат дисс. ... докт. психол. наук. Томск, 2018. 40 с.
  6. Брель Е.Ю. Алекситимия в структуре «практически здоровой» личности // Сибирский психологический журнал. 2018. № 67. C. 89–101. DOI: 10.17223/17267080/67/7
  7. Брель Е.Ю., Стоянова И.Я. Феномен алекситимии в клинико-психологических исследованиях (обзор литературы) // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2017. Том 97. № 4. С. 74–81. DOI: 10.26617/1810-3111-2017-4(97)-74-81
  8. Брель Е.Ю., Стоянова И.Я., Чеканова М.О. и др. Проблема алекситимии в контексте медико-психологических исследований. Часть 1. Содержательные характеристики феномена алекситимии в контексте психических и соматических нарушений [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. 2019. Tом 57. № 4. URL: http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2019_4_57/nomer04.php (дата обращения: 02.06.2020).
  9. Васильева О.С., Гаус Э.В. Взаимосвязь уровня алекситимии с уровнем психологических защит и составляющими психологического благополучия // Северо-Кавказский психологический вестник. 2017. № 15/1. С. 5–16.
  10. Гаус Э.В., Проненко Е.А., Васильева О.С. Мишени психологической работы с людьми, имеющими высокий уровень алекситимии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019. Том 16. № 1. C. 55–70. DOI: 10.22363/2313-1683-2019-16-1-55-70
  11. Гребень Н.Ф. Буллинг среди белорусских подростков и возможности его диагностирования // Адукацыя і выхаванне. 2017. Том 310. № 10. C. 47–53.
  12. Давыдов Д.Г., Хломов К.Д. Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика // Национальный психологический журнал. 2018. Том 32. № 4. С. 62–76. DOI: 10.11621/ npj.2018.0406
  13. Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 1. C. 115–124.
  14. Есин О.Р., Горобец Е.А., Хайруллин И.Х. Алекситимия у подростков с головной болью напряжения // Неврологический вестник. 2018. Вып. 4. С. 40–43.
  15. Карпов В.О. Культ Колумбайна: основные детерминанты массовых убийств
    в школах // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. Том 9. № 4. С. 442–446. DOI: 10.24420/KUI.2018.49.27.001
  16. Клиническая психология: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2011. 864 с.
  17. Меньшикова Т.И. Специфика агрессивного поведения подростков // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017. № 2. С. 106–115.
  18. Осаволюк Е.Ю., Кургинян С.С. Когнитивная флексибильность личности: теория, измерение, практика // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Том 15. № 1. С. 128–144. DOI: 10.17323/1813-8918-2018-1-128-144
  19. Падун М.А. Регуляция эмоций и ее нарушения [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. Том 8. № 39. URL: http://psystudy.ru/index. php/num/2015v8n39/1089-padun39.html (дата обращения: 02.06.2020).
  20. Панкратова А.А., Корниенко Д.С. Русскоязычная адаптация опросника ERQ (Emotion Regulation Questionnaire) Дж. Гросса // Вопросы психологии. 2017. № 5. С. 139–149.
  21. Польская Н.А. Факторы риска и направления профилактики самоповреждающего поведения подростков // Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 2. C. 1–20. DOI: 10.17759/psyclin.2018070201
  22. Польская Н.А. Эмоциональная регуляция у подростков с суицидальными попытками и самоповреждениями // Вопросы психического здоровья детей
    и подростков. 2017. № 2 (Приложение). С. 191–193.
  23. Польская Н.А., Власова Н.В. Аутодеструктивное поведение в подростковом
    и юношеском возрасте // Консультативная психология и психотерапия. 2015.
    Том 23. № 4. С. 176–190. DOI: 10.17759/cpp.2015230411
  24. Польская Н.А., Разваляева А.Ю. Разработка опросника эмоциональной дисрегуляции // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 4.. 71–93. DOI: 10.17759/cpp.2017250406
  25. Потапова Н.А., Грехов Р.А., Сулейманова Г.П., и др. Проблемы изучения феномена алекситимии в психологии // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки. 2016. Том 16. № 2. С. 65–73.
  26. Рассказова Е.И., Леонова А.Б., Плужников И.В. Разработка русскоязычной версии опросника когнитивной регуляции эмоций // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 4. С. 161–179.
  27. Реан А.А. Профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних // Национальный психологический журнал. 2018. Том 30. № 2. С. 3–12. DOI: 10.11621/ npj.2018.0201
  28. Северьянова Л.А., Плотников В.В., Плотников Д.В. Интегративные основы алекситимии // Ученые записки СПбГМУ им. И.П. Павлова. 2013. Том 20. № 3.
    С. 65–68.
  29. Торонтская шкала алекситимии (20 пунктов): валидизация русскоязычной версии на выборке терапевтических больных / Е.Г. Старостина [и др.] // Социальная и клиническая психиатрия. 2010. № 4. С. 31–38.
  30. Федоренко В.В., Белов В.Г. Соотношение агрессивности, алекситимии и типа поведения у подростков // Мир психологии. 2017. № 1. С. 153–158.
  31. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В.П., 1996. 192 c.
  32. Baron R.M., Kenny D.A. The moderator-mediator variable distinction in social psychological research: conceptual, strategic, and statistical considerations // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. Vol. 51. № 6. P. 1173–1182. DOI: 10.1037//0022-3514.51.6.1173
  33. Chen J., Xu T., Jing J., et al. Alexithymia and emotional regulation: A cluster analytical approach // BMC Psychiatry. 2011. Vol. 11. № 33. DOI: 10.1186/1471-244X-11-33
  34. Contardi A., Imperatori C., Penzo I., et al. The association among difficulties in emotion regulation, hostility, and empathy in a sample of young Italian adults // Frontiers in Psychology. 2016. Vol. 7. Article 1068. DOI: 10.3389/fpsyg.2016.01068
  35. Dubey A., Pandey R. Mental health problems in alexithymia: Role of positive and negative emotional experiences // Journal of Projective Psychology & Mental Health. 2013. Vol 20. № 2. P. 128–136.
  36. Ghabeshi M.B., Ghasemi M., Hashemi H.M. Moderator effects of cognitive emotion regulation skills on the relationship between aggression and physical health // Journal of Applied Environmental and Biological Sciences. 2016. Vol. 6 (3S). P. 273–276.
  37. Hayes A.F. Introduction to Mediation, Moderation, and Conditional Process Analysis, Second Edition. New York: Guilford Publications, 2018. 692 p.
  38. Helmsen J., Koglin U., Petermann F. Emotion regulation and aggressive behavior in preschoolers: The mediating role of social information processing // Child Psychiatry & Human Development. 2012. Vol. 43. № 1. P. 87–101. DOI: 10.1007/s10578-011-0252-3
  39. Hemming L., Haddock G., Shaw J., et al. Alexithymia and its associations with depression, suicidality, and aggression: An overview of the literature // Frontiers in Psychiatry. 2019. № 10. DOI: 10.3389/fpsyt.2019.00203
  40. Preacher K.J., Leonardelli G.J. Calculation for the Sobel test: An interactive calculation tool for mediation tests. URL: http://quantpsy.org/sobel/sobel.htm (дата обращения: 01.06.2020).
  41. Rey L., Extremera N. Physical-verbal aggression and depression in adolescents: The role of cognitive emotion regulation strategies // Universitas Psychologica. 2012. Vol. 11. № 4. P. 1245–1254.
  42. Rieffe C., Oosterveld P., Meerum Terwogt M. An alexithymia questionnaire for children: Factorial and concurrent validation results // Personality and Individual Differences. 2006. № 40. P. 123–133. DOI: 10.1016/j.paid.2005.05.013
  43. Roberton T., Daffern M., Bucks R.S. Emotion regulation and aggression // Aggression and Violent Behavior. 2012. Vol. 17. № 1. P. 72–82. DOI: 10.1016/ j.avb.2011.09.006
  44. Sfärlea A., Dehning S., Keller L.K., et al. Alexithymia predicts maladaptive but not adaptive emotion regulation strategies in adolescent girls with anorexia nervosa or depression // Journal of Eating Disorders. 2019. № 7. DOI: 10.1186/s40337-019-0271-1
  45. Sołtys M., Grzankowska I. Emocjonalność rodziców a natężenie zachowań agresywnych u dzieci // Polskie Forum Psychologiczne. 2015. Vol. 20. № 2. P. 201–215. DOI: 10.14656/PFP20150204
  46. Swart M., Kortekaas R., Aleman A. Dealing with feelings: characterization of trait alexithymia on emotion regulation strategies and cognitive-emotional processing // PLoS ONE. 2009. № 4. P. 255–262. DOI: 10.1371/journal.pone.0005751
  47. United Nations Children’s Fund. A Familiar Face: Violence in the lives of children and adolescents [Электронный ресурс]. New York: UNICEF, 2017. 96 p. // UNICEF Data and Analytics Section, Division of Data, Research and Policy. URL: https://www.refworld. org/docid/5a0b00e34.html (дата обращения: 12.01.2020).
  48. van der Cruijsen R., Murphy J., Bird G. Alexithymic traits can explain the association between puberty and symptoms of depression and anxiety in adolescent females // PLoS ONE. 2019. Vol. 14. № 1. DOI: 10.1371/journal.pone.0210519
  49. Vorst H.C.M., Bermond B. Validity and reliability of the Bermond-Vorst Alexithymia Questionnaire // Personality and Individual Differences. 2001. Vol. 30. № 3. P. 413–434. DOI: 10.1016/S0191-8869(00)00033-7.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика