Клиническая и специальная психология
2021. Том 10. № 2. С. 95–123
doi:10.17759/cpse.2021100207
ISSN: 2304-0394 (online)
Копинг-стратегии и копинг-стили подростков при врожденной и приобретенной инвалидности (на примере ДЦП, онкологии, ревматических заболеваний)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: копинг-стратегии, копинг-стили, подростки, онкология, ревматические заболевания, инвалидность, детский церебральный паралич
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2021100207
Для цитаты: Одинцова М.А., Сорокова М.Г. Копинг-стратегии и копинг-стили подростков при врожденной и приобретенной инвалидности (на примере ДЦП, онкологии, ревматических заболеваний) [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 2. С. 95–123. DOI: 10.17759/cpse.2021100207
Полный текст
Введение
Врожденная и приобретенная инвалидность создает трудности в адаптации подростков, переживающих глобальные физические и психологические изменения, характерные для данного возраста. При приобретенных заболеваниях — это сложности адаптации к новой роли человека с инвалидностью, при врожденных — недостаточная эмоциональная и личностная зрелость, препятствующая успешной адаптации [CompasB.E.,, 2012; Livneh, 2004]. На эти трудности накладываются стрессы межличностных
отношений, напряжение в учебной и повседневной деятельности [Finkelstein-Fox, 2019]. Справиться с таким многообразием стрессов помогают копинг-стратегии, которые наиболее активно развиваются на данном возрастном этапе. От того, насколько успешно подростки с инвалидностью преодолевают повседневные стрессы, зависит и эффективность преодоления болезни [Hampel, 2005].
Проблематика копинга имеет длительную историю и обширно представлена в научной литературе (Л.И. Анцыферова, С.К. Нартова-Бочавер, Р. Лазарус, С. Фолкман, Ч. Карвер и др.) в теоретическом и эмпирическом планах и в разных контекстах.
Исследования копинг-стратегий подростков с умеренными и тяжелыми нарушениями двигательных функций, с онкологией и ревматическими заболеваниями в сравнении со здоровыми сверстниками демонстрируют либо отсутствие различий [Robinson, 2015], либо незначительные различия [Zhang, 2020] и зависимость копинг-стратегий от тяжести нарушений [Бакаева, 2019]. В условиях болезни изучены копинги при приобретенных заболеваниях, таких как сахарный диабет [Kalka, 2020]; астма, атипический дерматит, онкология [Hampel, 2005; Robinson, 2015; Sanjari, 2008]; ревматические болезни [Brouwer, 2010; Wagner, 2007]. Исследуются копинги и при врожденных нарушениях: заболеваниях зрительных путей [Papadopoulos, 2011]; черепно-лицевых аномалиях [Roberts, 2012]; детском церебральном параличе (ДЦП) [Бакаева, 2019; Dababneh, 2013]. Показано, что при врожденных заболеваниях выбираются стратегии, направленные на эмоциональную поддержку, контроль в выражении негативных эмоций [Papadopoulos, 2011], а при приобретенных — стратегии, ориентированные на эмоциональную переработку [Cho, 2013]; избегание, принятие ответственности, самоконтроль; отвлечение [Hampel, 2005]; активное решение проблем [Sanjari, 2008].
Такое разнообразие в копинг-стратегиях требует их систематизации. Одной из них становится модель контроля в условиях болезни, которая включает:
1)первичный контроль или активное преодоление, направленное на изменение самой ситуации (решение проблем, регулирование эмоций);
2) вторичный контроль (позитивное мышление, когнитивная переработка, принятие), направленный на изменение отношения к ситуации;
3)пассивное преодоление, не требующее усилий (избегание, отрицание) [CompasB.E.,, 2012; Finkelstein-Fox, 2019].
Выделяют и диспозиционную модель совладания, включающую разные способы преодоления стресса, складывающиеся в три копинг-стиля:
1)стиль, ориентированный на решение проблем (использование инструментальной поддержки, активное совладание, сдерживание, подавление конкурирующих действий, планирование);
2)эмоционально-ориентированный стиль (позитивное переосмысление, религиозное совладание, юмор, использования эмоциональной поддержки, принятие);
3)дисфункциональный стиль (мысленный уход, концентрация на эмоциях, отрицание, поведенческий уход, использование психоактивных веществ) [Carver].
Объединяет эти модели возможность управления стрессом для успешной адаптации. Одновременно с этим признается: 1) в управляемых ситуациях, но с высоким уровнем стресса, повышаются навыки преодоления [Maykrantz, 2020]; в неуправляемых — подростки способны проявлять гибкость в соответствии с изменением самой ситуации, что становится своеобразной «прививкой» от других форм стресса [Hampel, 2005]; 2) один способ для преодоления стресса не может стать ключом к успешной адаптации в условиях инвалидности [Hampel, 2005]; 3) не бывает «хороших» или «плохих» копинг-стратегий, их разнообразие может быть эффективным при активности личности, направленной как на отвлечение, разрядку эмоционального напряжения, так и на мобилизацию [Finkelstein-Fox, 2019]; 4) опыт в преодолении стрессов является стабильным во времени и зависит от предшествующих навыков [Roberts, 2012; Wadsworth, 2006].
Как видим, в исследованиях копинг-стратегий подростков с инвалидностью, с одной стороны, делается попытка их систематизации в зависимости от контроля над стрессовой ситуацией, с другой — признается преимущество в их многообразии. Равно как, с одной стороны, доказана ситуативная изменчивость копинг-стратегий, а с другой — относительное постоянство во времени.
Кроме того, современные исследования, как правило, сосредоточены на одном-двух заболеваниях, приводящих к инвалидности [Cho, 2013; Dababneh, 2013; Kalka, 2020; Papadopoulos, 2011], либо клинические выборки имеют смешанный характер (например, в группу с нарушением опорнодвигательного аппарата включаются подростки с двигательными нарушениями различного генеза) [Горьковая, 2019]. Иногда группы сравнения определяются по наличию хронического заболевания без учета его типа [CompasB.E.,, 2012; Finkelstein-Fox, 2019]. Также не всегда учитывается половая принадлежность в клинических группах [Бакаева, 2019; Горьковая, 2019; Wagner, 2007] в силу их малочисленности. Нередко копинг-стратегии подростков клинических групп оцениваются по представлениям их родителей [Dababneh, 2013], а не по мнениям самих подростков.
Данные исследования вносят большой вклад в общую картину преодолевающего поведения подростков, одновременно способствуя продолжению работ в этом направлении для обнаружения общего и специфического в копинг-стратегиях и копинг-стилях здоровых и подростков с разными типами инвалидности.
Цель исследования: провести сравнительный анализ копинг-стратегий и копинг-стилей в зависимости от пола и группы здоровья: здоровые подростки, подростки с ДЦП (врожденная инвалидность), подростки с онкологией и ревматическими заболеваниями (приобретенная инвалидность).
Мы предположили, что подростки с приобретенной инвалидностью используют в своем репертуаре схожие со здоровыми сверстниками копинг-стратегии и копинг-стили и будут отличаться от подростков с врожденным заболеванием (ДЦП). Подростки женского и мужского пола в зависимости от группы (здоровые подростки и подростки с заболеваниями) будут различаться выбором тех или иных копинг-стратегий и копинг-стилей.
Организация исследования
Исследование проводилось с 2016 по 2020 гг. в Москве. Обследование подростков из клинических групп проводилось индивидуально, а здоровых подростков — в учебных классах. Подростки с онкологией и ревматическими заболеваниями были набраны из двух стационаров при разрешении лечащего врача продолжить обучение в ГКОУ «Школа “Технологии обучения”». Подростки с онкологией получали лучевую терапию, 70% их них перенесли операцию на головном мозге, в стационаре их сопровождали члены семьи. Подростки с ревматическими заболеваниями получали комбинированную противоревматическую и реабилитационную терапию и находились в стационаре без родителей. Подростки с ДЦП набирались на базе ресурсной школы (ранее интернат для детей с ДЦП) из автономных малокомплектных классов. Они обучались по адаптированной образовательной программе с шифром 6.1 с обязательным включением коррекционно-развивающих курсов. Родители всех подростков дали письменное согласие на участие их детей в исследовании.
Выборка. В исследовании приняли участие 270 подростков от 12 до 18 лет. Для уравновешивания выборок по полу и возрасту из группы подростков с ревматическими заболеваниями были удалены данные 5 девочек 12 и 13 лет. Из группы здоровых были исключены данные 21 подростка (пятеро 12 -летних, 13 мальчиков 18 лет, трое указали на наличие заболевания (астма, аллергия)). Окончательная выборка состояла из 244 подростков. Группы были уравновешены по полу (x2=0,329 при р=0,848) и возрасту (ANOVA, F=1,703 при р=0,167). Данные по выборке представлены в таблице 1.
Методики. Подростков просили ответить, как они себя ведут и что обычно делают при столкновении со стрессовыми ситуациями. Для этого был использован опросник СОРЕ (Р. Карвера в адаптации Е.И. Рассказовой, Т.О. Гордеевой, Е.Н. Осина),который включает 15 копинг-стратегий, входящих в три копинг-стиля (когнитивноориентированный, эмоционально-ориентированный, дисфункциональный). Опросник широко используется в разных странах. Одно из последних исследований в США продемонстрировало умеренную внутреннюю согласованность СОРЕ (а Кронбаха> 0,60) на подростковой выборке [Vaughn-Coaxum, 2018]. В нашем случае проверка внутренней согласованности пятнадцати субшкал с копинг-стилями показала, что субшкалы Поиск инструментальной поддержки, Активное совладание, Сдерживание, Подавление конкурирующей деятельности, Планирование хорошо согласуются с когнитивно-ориентированным стилем (а=0,90); а субшкалы Мысленный уход, Концентрация на эмоциях, Отрицание, Поведенческий уход, Использование успокоительных — с дисфункциональным стилем (а=0,87). Обнаружено приемлемое согласование субшкал Поиск эмоциональной поддержки, Позитивное переформулирование, Принятие, Обращение к религии и Юмор с эмоциональноориентированным стилем (а=0,78), что свидетельствует о совпадении наших данных с теоретической моделью автора опросника.
Таблица 1
Распределение подростков по группам с учетом пола и возраста
|
Пол |
|
|
Группа |
Мужской N Возраст |
Женский |
|
человек % человек |
% |
||
Здоровые |
86 14,96±1,52 46 53,5 |
40 |
46,5 |
Подростки с врожденной инвалидностью |
|||
ДЦП |
51 15,30±1,17 28 54,9 |
23 |
45,1 |
Подростки с приобретенной инвалидностью |
|||
Онкология |
61 15,03±1,39 37 60,7 |
24 |
39,3 |
Ревматические заболевания |
46 14,65±1,45 17 37,0 |
29 |
63,0 |
Итого по группе с приобретенной инвалидностью |
|||
|
107 14,86±1,41 54 50,5 |
53 |
49,5 |
Итого по выборке 244 14,99±1,41 128 52,5 |
116 |
47,5 |
Обработка данных. При статистической обработке были использованы t-критерий Стьюдента для попарного сравнения групп; двухфакторный дисперсионный анализ для сравнения подростков в зависимости от их принадлежности к группе здоровья (здоровые, с врожденной и с приобретенной инвалидностью) и пола; критерий /2 для сравнения групп подростков по качественным признакам.
Результаты
Предварительно мы сравнили копинг-стратегии двух групп подростков (с онкологией и ревматическими заболеваниями) с использованием t-критерия Стьюдента. Проверка на нормальность распределения каждой из двух групп по критерию Колмогорова-Смирнова подтверждает нормальность распределения по всем копингам (р>0,05), кроме Использования успокоительных в обеих группах (р=0,000). Распределение копинга Поведенческий уход для подростков с ревматическими заболевания находится на грани статистической значимости (р=0,047).
Статистический анализ подтвердил, что подростки с онкологией и ревматическими заболеваниями по когнитивно-ориентированному (t=-1,36 при р=0,177; F=6,79 при p=0,010),эмоционально-ориентированному (t=0,315 при р=0,753; F=0,099 при p=0,754) и дисфункциональному (t=-0,410 при р=0,683; F=0,004 при p=0,951) копинг-стилям не различаются в средних значениях, а по последним двум — в дисперсиях.
Дальнейший двухфакторный дисперсионный анализ выстраивался с учетом пола и принадлежности к одной из трех групп: здоровых, с врожденной и с приобретенной инвалидностью. Результаты анализа и описательная статистика представлены в табл. 2.
Значимые различия в зависимости от группы были обнаружены в копинг-стратегиях:
1) Сдерживание, Подавление конкурирующей деятельности, Поиск инструментальной поддержки (когнитивно-ориентированный копинг-стиль);
2) Обращение к религии (эмоционально-ориентированный копинг-стиль);
3)Мысленный уход, Концентрация на эмоциях, Отрицание, Поведенческий уход, Использование успокоительных (дисфункциональный копинг-стиль) (см. рис. 1).
По стратегиям Активного совладания, Планирования, Поиска эмоциональной поддержки, Принятия, Позитивного переформулирования и Юмора различий между группами не выявлено (табл. 2).
Подростки с ДЦП демонстрируют значительно более высокие баллы по всем копинг-стратегиям в отличие от двух других групп. Здоровые подростки и подростки с приобретенной инвалидностью предпочитают копинг-стратегии, входящие в когнитивно-ориентированный и эмоционально-ориентированные стили, и реже используют стратегии, относящиеся к дисфункциональному стилю. При этом обе клинические группы набирают более высокие баллы и не различаются между собой по Стратегии обращения к религии (р=0,487), что отличает их от здоровых сверстников (р=0,000).
Таблица 2
Выраженность копинг-стратегий и копинг-стилей
в зависимости от группы и пола
Копинг-стратегии и копинг-стили |
M±SD для подростков разных групп в зависимости от пола |
Статистические эффекты df=5 |
|||||
Группы подростков |
Группа |
Пол |
Группа* Пол |
||||
Пол |
Здоровые М (n=46) Ж (n=40) |
ДЦП М (n=28) Ж (n=23) |
Приобретенная инвалидность М (n=54) Ж (n=53) |
||||
Активное |
М |
11,6±2,9 |
11,9±3,2 |
12,8±3,0 |
F=0,32 |
F=0,77 |
F=1,96 |
совладание |
Ж |
12,3±2,7 |
11,6±3,3 |
11,8±2,9 |
р=0,574 |
р=0,465 |
р=0,143 |
Сдерживание |
М |
9,7±2,6 |
11,6±2,8 |
10,0±2,2 |
F=9,01 |
F=0,09 |
F=0,49 |
Ж |
10,2±1,9 |
11,6±3,1 |
9,8±2,4 |
р=0,000 |
р=0,763 |
р=0,615 |
|
Подавление |
М |
9,5±3,1 |
12,5±3,7 |
10,9±3,1 |
F=10,40 |
F=0,02 |
F=1,76 |
кон курирующей деятельности |
Ж |
10,5±3,4 |
12,6±3,4 |
10,1±3,1 |
р=0,000 |
р=0,878 |
р=0,175 |
Планирование |
М |
9,1±2,4 |
8,7±2,3 |
9,2±2,3 |
F=2,15 |
F=0,01 |
F=1,96 |
Ж |
9,7±2,0 |
8,4±2,1 |
9,0±2,3 |
р=0,119 |
р=0,998 |
р=0,370 |
|
Поиск |
М |
10,6±2,8 |
12,2±2,7 |
10,4±2,7 |
F=9,55 |
F=0,17 |
F=1,66 |
инструментальной поддержки |
Ж |
11,6±3,3 |
12,2±3,2 |
9,8±2,7 |
р=0,000 |
р=0,683 |
р=0,193 |
Когнитивно |
М |
10,1±2,2 |
11,4±2,6 |
10,7±2,1 |
F=3,57 |
F=0,00 |
F=2,20 |
ориентированный стиль |
Ж |
10,9±2,0 |
11,3±2,7 |
10,1±2,0 |
р=0,03 |
р=0,959 |
р=0,115 |
Поиск |
М |
9,6±2,8 |
9,8±2,5 |
10,5±2,7 |
F=1,46 |
F=6,37 |
F=5,47 |
эмоциональной поддержки |
Ж |
12,2±3,2 |
10,3±2,2 |
10,4±3,0 |
р=0,235 |
р=0,012 |
р=0,005 |
Позитивное |
М |
11,7±2,6 |
12,7±2,7 |
12,2±2,8 |
F=0,35 |
F=0,02 |
F=3,16 |
переформулирование |
Ж |
13,±2,3 |
11,5±3,5 |
11,9±3,1 |
р=0,705 |
р=0,880 |
р=0,044 |
Принятие |
М |
10,4±2,9 |
11,5±3,9 |
11,4±3,2 |
F=0,89 |
F=0,03 |
F=0,58 |
Ж |
11,1±2,7 |
11,2±2,7 |
11,3±3,5 |
р=0,411 |
р=0,859 |
р=0,574 |
|
Обращение |
М |
7,7±2,9 |
10,0±2,6 |
9,9±4,1 |
F=12,41 |
F=0,31 |
F=0,84 |
к религии |
Ж |
7,3±3,4 |
10,6±2,4 |
8,9±3,9 |
р=0,000 |
р=0,581 |
р=0,431 |
Юмор |
М |
9,5±3,6 |
12,6±2,8 |
10,7±3,6 |
F=0,00 |
F=7,95 |
F=3,28 |
Ж |
11,0±3,4 |
12,2±2,3 |
9,6±4,1 |
р=0,972 |
р=0,000 |
р=0,039 |
|
Эмоционально |
М |
9,8±1,9 |
11,3±2,0 |
10,9±1,9 |
F=3,16 |
F=0,27 |
F=4,22 |
ориентированный стиль |
Ж |
10,9±2,0 |
11,1±2,2 |
10,4±2,1 |
р=0,044 |
р=0,601 |
р=0,016 |
Мысленный уход |
М |
8,3±2,6 |
12,5±3,7 |
8,7±2,8 |
F=24,22 |
F=2,61 |
F=1,93 |
Ж |
9,9±2,6 |
12,1±3,5 |
9,5±2,8 |
р=0,000 |
р=0,108 |
р=0,147 |
|
Концентрация |
М |
8,6±3,2 |
11,6±2,4 |
9,1±2,8 |
F=7,69 |
F=16,22 |
F=5,60 |
на эмоциях |
Ж |
11,8±2,8 |
11,6±2,9 |
10,4±2,6 |
р=0,000 |
р=0,000 |
р=0,004 |
|
|
||||||
Отрицание |
М |
8,8±2,8 |
10,9±2,3 |
8,5±2,9 |
F=13,99 |
F=051 |
F=0,04 |
Ж |
9,1±2,3 |
10,9±3,0 |
8,5±2,8 |
р=0,000 |
р=0,809 |
р=0,958 |
|
Поведенческий уход |
М |
7,3±2,2 |
11,1±2,9 |
7,4±2,8 |
F=31,88 |
F=0,17 |
F=0,22 |
Ж |
7,8±2,9 |
10,9±3,3 |
7,6±2,7 |
р=0,000 |
р=0,679 |
р=0,801 |
|
Использование |
М |
5,2±2,1 |
9,8±2,1 |
4,4±1,1 |
F=127,5 |
F=0,19 |
F=0,59 |
успокоительных |
Ж |
4,8±1,6 |
9,6±3,0 |
4,6±2,3 |
р=0,000 |
р=0,662 |
р=0,557 |
Дисфун кциональный |
М |
7,64±1,6 |
11,2±2,4 |
7,6±2,3 |
F=62,56 |
F=3,66 |
F=1,79 |
стиль |
Ж |
8,7±1,5 |
11,0±2,6 |
8,1±1,4 |
р=0,000 |
р=0,057 |
р=0,169 |
Обнаружены значимые различия между группами в трех копинг-стилях (табл. 2). Подростки с ДЦП имеют более высокие баллы по когнитивноориентированному (р=0,03), дисфункциональному (р=0,000), эмоциональноориентированному стилям (р=0,044) в отличие от двух других групп.
Для уточнения полученных данных мы выделили доминирующий копинг-стиль на основе наивысших средних значений копинг-стратегий, входящих в тот или иной стиль, для каждого подростка и закодировали их: 1 — когнитивноориентированный, 2 — эмоционально-ориентированный, 3 — дисфункциональный. Подростки, которые набирали одинаковое количество баллов по двум стилям, были исключены из выборки. Среди них оказались двое здоровых, трое с ДЦП и шестеро с приобретенной инвалидностью. Одинаковое количество баллов сразу по трем стилям не встречалось. Использование критерия /2 позволило уточнить различия между группами в копинг-стилях (/2=40,3 при р=0,000). Более половины (57,1%) здоровых подростков и более трети (38,3%) подростков с ДЦП и с приобретенной инвалидностью (38,6%) при преодолении стрессов используют когнитивноориентированный стиль. Эмоционально-ориентированный стиль используется почти половиной (49,5%) подростков с приобретенной инвалидностью, 39,3% здоровых и 23,4% подростков с ДЦП. Дисфункциональный стиль редко используется здоровыми (3,6%) и подростками с приобретенной инвалидностью (11,9%), но достаточно часто подростками с ДЦП (38,3%). Соотношение выраженности копинг-стилей приведено на рис. 2.
Эффект пола независимо от группы был обнаружен для Поиска эмоциональной поддержки (р=0,012), Юмора (р=0,000) и Концентрации на эмоциях (р=0,000) (табл. 2., рис. 3). При интерпретации результатов совместного влияния двух факторов — группы и пола — было обнаружено следующее. К поиску эмоциональной поддержки в большей степени стремятся здоровые девочки и девочки с ДЦП в сравнении с мальчиками. В группе подростков с приобретенной инвалидностью средние значения практически одинаковы. Здоровые девочки имеют высокие значения по стратегии Позитивного переформулирования, в то время как для остальных двух групп подростков с инвалидностью результаты выше у мальчиков. Стратегия Юмора и эмоционально-ориентированный копинг-стиль в целом демонстрируют те же тенденции, но здесь обращают на себя внимание более высокие показатели у подростков с ДЦП обоих полов. Средние показатели здоровых девочек и девочек с приобретенной инвалидностью по Концентрации на эмоциях преобладают над показателями мальчиков, в то время как в группе ДЦП они одинаковы для обоих полов (табл. 2).
Обсуждение
Результаты, полученные при сравнении копинг-стратегий и копинг-стилей подростков с онкологией и ревматическими заболеваниями, позволили нам объединить данные группы в одну — подростки с приобретенной инвалидностью. Схожие данные мы получили ранее при исследовании жизнестойкости этих подростков [Одинцова, 2019], что наводит на еще один исследовательский вопрос: какую роль в выборе копинг-стратегий играет опыт здорового функционирования до приобретения инвалидности? Безусловно, для ответа на него требуется проведение лонгитюдных исследований, однако уже имеющиеся данные подтверждают, что предшествующий опыт в преодолении стрессов достаточно стабилен во времени [Roberts, 2012; Wadsworth, 2006] и зависит от приобретенных навыков [Wadsworth, 2006]. Объединяет данные группы еще и критерий слабой контролируемости этих заболеваний: недостаточная изученность причин и механизмов возникновения патологии, противоречивость информации о специфике протекания, непредсказуемость течения болезней и прогнозов, сложность и многоаспектность терапии [Одинцова, 2019]. В свою очередь стратегии преодоления у подростков с ДЦП с самого рождения формируются в условиях болезни и, как правило, в гиперопекающей [Бакаева, 2019; Al-Dababneh K.A, 2018; Sienko, 2018] или дефицитарной медикосоциальной среде [Ткаченко, 2017], что накладывает отпечаток на навыки совладания.
Анализ копинг-стратегий, выстроенный с учетом трех групп (здоровых, с врожденной инвалидностью, приобретенной инвалидностью) показал следующее. Подростки с ДЦП выделяются на фоне других групп высокими показателями девяти копинг-стратегий: трех, водящих в когнитивно-ориентированный стиль, одной — в эмоционально-ориентированный, и пяти стратегий, составляющих основу дисфункционального стиля. Возможно, использование широкого набора стратегий связано с большей уязвимостью людей с ДЦП к стрессам и с более сложным протеканием периода полового созревания [Heiver, 2016], что, с одной стороны, требует
активизации всех видов стратегий, а с другой — затрудняет поиск наиболее полезных [Wright, 2018].Религиозный копинг наиболее выражен у подростков двух клинических групп и выступает защитным фактором, смягчает воздействие стресса, помогает переосмыслить ситуацию в позитивном ключе [Wright, 2018].
Наше исследование показало, что большинство здоровых подростков используют когнитивно-ориентированный копинг-стиль, который считается ими наиболее эффективным при контролируемых стрессах. Половина подростков с приобретенными заболеваниями предпочитает эмоционально-ориентированный стиль, направленный на адаптацию к стрессовым ситуациям, которые воспринимаются ими как неконтролируемые. Это подтверждается исследованиями [Cho, 2013; Zimmer-Gembeck, 2018], в которых показана доминирующая роль эмоционально-ориентированного стиля и подчеркивается его адаптивная полезность в условиях слабо контролируемых заболеваний.
Подростки с ДЦП используют все копинг-стили, которые выстраиваются в единую ресурсную систему, но значимо отличаются от двух других групп преобладанием дисфункционального стиля. Известно, что дисфункциональные стратегии препятствуют способности адекватно реагировать на стрессовые ситуации и затрудняют использование ресурсов. Но в сочетании со стратегиями, входящими в когнитивно-ориентированный стиль, позволяют подходить к стрессу с разных позиций и развивать разнообразные реакции на стресс в силу взаимозаменяемости стратегий, входящих в разные копинг-стили.
Мы выявили тенденции к различиям в копинг-стратегиях и копинг-стилях между мальчиками и девочками с ДЦП и обнаружили только одно различие в группе подростков с приобретенной инвалидностью: девочки данной группы чаще мальчиков концентрируются на эмоциях. Обнаруженные различия по полу в группе здоровых подростков (поиск эмоциональной поддержки, юмор, концентрация на эмоциях) согласуются с исследованиями, свидетельствующими о склонности женщин преодолевать стрессовые ситуации путем их эмоциональной переработки [Sweeny, 2019]. Возможно, причиной отсутствия значимых различий в копингах по полу в группе подростков с ДЦП связано с так называемыми половозрастными девиациями (смешение мужского и женского вариантов идентификации), что установлено в исследовании Е.Н. Дмитриевой и Т.Е. Левицкой [Дмитриева, 2005].
Минимально выраженные половые различия у подростков с приобретенной инвалидностью можно объяснить влиянием болезни. В условиях неконтролируемого заболевания к эмоционально-ориентированному копинг-стилю прибегают как мальчики, так и девочки, что позволяет им адаптироваться к ситуации.
Заключение и выводы
Подростковый возраст является поворотным моментом в развитии копинг-стратегий для преодоления многочисленных стрессов. Важно учитывать, в каких условиях происходит это развитие: в условиях инвалидности или здоровья;контролируемости или неконтролируемости заболевания; имеется ли опыт здорового функционирования; различается ли выбор копинг-стратегий и копинг-стилей у подростков разного пола. Результаты нашего исследования позволили сформулировать следующие выводы.
1.Подростки с приобретенной инвалидностью — онкологическими и ревматическими инвалидизирующими заболеваниями (слабо контролируемыми) — не различаются в частоте использования тех или иных копинг-стилей. Их репертуар стратегий схож со здоровыми сверстниками. Возможно, это связано с опытом здорового функционирования до инвалидности. Однако данный вывод нуждается в дальнейшей проверке. У подростков с ДЦП наблюдается широкий спектр копинг-стратегий, что говорит об их способности подходить к стрессам с разных сторон, но одновременно с этим затрудняет выбор оптимальных.
2.Объединяет подростков клинических групп и одновременно отличает от здоровых сверстников обращение к религии, что в условиях инвалидности становится важным ресурсом для преодоления стрессов.
3.Когнитивно-ориентированный копинг-стиль чаще используют здоровые подростки, которые уверены в своих возможностях влиять на стрессовую ситуацию. Подростки с приобретенными (слабо контролируемыми) заболеваниями предпочитают эмоционально-ориентированный стиль, направленный на адаптацию к стрессам. И в той и другой группе редко используется дисфункциональный копинг-стиль, что свидетельствует о достаточно успешном преодолении стрессов подростками. Доминирующими копинг-стилями у подростков с ДЦП являются когнитивно-ориентированный и дисфункциональный. При активности личности такое сочетание полезно, но при пассивном поведении — препятствует адекватному преодолению стрессов. Это вызывает беспокойство еще и потому, что данная группа подростков значительно чаще двух других использует дисфункциональный копинг-стиль.
4.Обнаружены разные тенденции в выраженности копинг-стратегий в клинических группах в зависимости от пола. К поиску эмоциональной поддержки в большей степени стремятся девочки с ДЦП по сравнению с мальчиками. У девочек с приобретенной инвалидностью преобладает концентрация на эмоциях, а у мальчиков этой группы — юмор. У здоровых девочек стратегии поиска эмоциональной поддержки, юмора, концентрации на эмоциях более выражены, чем у мальчиков.
Результаты, полученные в нашем исследовании, могут лечь в основу психологопедагогического сопровождения подростков с врожденной и приобретенной инвалидностью, направленного на развитие эффективных стратегий совладания со стрессами.
Ограничением данного исследования является небольшой состав групп, что не позволило проанализировать копинг-стратегии разновозрастных подростков. Нами были изучены копинг-стратегии подростков при преодолении ими повседневных стрессоров, что очень важно, т.к. они являются ресурсом для эффективного совладания с болезнью [Hampel, 2005]. Однако в последующих исследованиях стоит конкретизировать стрессовые ситуации с целью проанализировать стили преодоления у подростков в зависимости от конкретной ситуации. Мы не можем однозначно утверждать, что опыт здорового функционирования до приобретения инвалидности сказывается на выборе копинг-стратегий и стилей. Для этого требуются лонгитюдные исследования. Мы не учли продолжительность заболевания с момента постановки ребенку диагноза, что также может стать перспективой дальнейших исследований. Интерес для будущих исследований представляют и вопросы смешения мужских и женских вариантов копинг-стратегий в условиях инвалидности, а также использования комплекса диагностических методик, подтверждающих полученные нами результаты.
Тем не менее наше исследование имеет сильные стороны. Учитывая неоднородность копинг-стратегий, обозначенную в научной литературе, их конкретизация позволила обнаружить нюансы в преодолевающем поведении здоровых подростков и подростков с врожденной и приобретенной инвалидностью разного пола.
Литература
- Бакаева И.А. Новохатько Е.Н. Шевырева Е.Г. Защитные механизмы и копинг-стратегии у детей с детским церебральным параличом и их родителей // Сибирский психологический журнал. 2019. № 71. С. 180–196. DOI: 10.17223/17267080/71/10
-
Горьковая И.А., Микляева А.В. Жизнестойкость и
копинг-стратегии подростков
с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 1. С. 90–102. DOI: 10.17759/psyclin.2019080106 - Дмитриева Е.Н., Левицкая Т.Е. Особенности восприятия собственного возраста детей и подростков, страдающих ДЦП // Сибирский психологический журнал. 2005. № 22. С. 66–70.
-
Одинцова М.А., Радчикова Н.П., Саркисян А.О. и др.
Диспозиционные стили
в авторских сказках подростков с онкологическими и ревматическими заболеваниями // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 2. С. 80–104. DOI: 10.17759/cpse.2019080205 -
Ткаченко Е.С. Медико-социальный портрет семей,
воспитывающих детей
с детским церебральным параличом // Казанский медицинский журнал. 2017. Том 98. № 6. C. 1040–1043. DOI: 10.17750/KMJ2017-1040 - Al-Dababneh K.A., Al-Zboon E.K. Parents’ attitudes towards their children with cerebral palsy // Early Child Development and Care. 2018. Vol. 188. № 6. P. 731–747. DOI: 10.1080/03004430.2016.1230737
- Brouwer S.J., Kraaimaat F.W., Sweep F.C. et al. Experimental stress in inflammatory rheumatic diseases: a review of psychophysiological stress responses // Arthritis Research & Therapy. 2010. Vol. 12 № 3. Р. 2–24. № 12. DOI: 10.1186/ar3016
- Carver C.S. Connor-Smith J. Personality and Coping // Annual Review of Psychology. 2010. Vol. 61. № 1. Р. 679–704 DOI: 10.1146/annurev.psych.093008.100352
- Cho D., Park C.L., Blank T.O. Emotional approach coping: Gender differences on psychological adjustment in young to middle-aged cancer survivors // Psychology & Health. 2013. Vol. 28. № 8. Р. 874–894. DOI: 10.1080/08870446.2012.762979
- CompasB.E., Jaser S.S., Dunn M.J. et al. Coping with chronic illness in childhood and adolescence // Annual Review of Clinical Psychology. 2012. Vol. 8. № 1. P. 455–480. DOI: 10.1146/annurev-clinpsy-032511-143108
- Dababneh K.A. The socio-emotional behavioural problems of children with cerebral palsy according to their parents' perspectives // International Journal of Adolescence and Youth. 2013. Vol. 18. № 2. P. 85–104. DOI: 10.1080/02673843.2012.655443
-
Finkelstein-Fox L., Park C.L. Control-coping
goodness-of-fit and chronic illness:
a systematic review of the literature // Health Psychology Review. 2019. Vol. 13. № 2.
P. 137–162. DOI: 10.1080/17437199.2018.1560229 - Hampel P., Rudolph H., Stachow R. et al. Coping among children and adolescents with chronic illness // Anxiety, Stress & Coping. 2005. Vol. 18. № 2. P. 145–155. DOI: 10.1080/10615800500134639
- Heiver M., Rolander B., Olsson H. Cerebral palsy and personality traits, as measured by the NEO PI-R — A preliminary study // Current Psychology. 2016. Vol. 35. Р. 643–649. DOI: 10.1007/s12144-015-9332-z
- Kalka D., Karcz B. Personality, coping with stress and quality of life in individuals at risk of type 2 diabetes in late adolescence – mediation model testing // European Journal of Developmental Psychology. 2020. Vol. 17. № 2. P. 165–178. DOI: 10.1080 /17405629.2018.1552585.
- Livneh H., Lott S., Antonak R. Patterns of psychosocial adaptation to chronic illness and disability: A cluster analytic approach // Psychology, Health & Medicine. 2004. Vol. 9. № 4. Р. 411–430. DOI: 10.1080/1354850042000267030
- Maykrantz S.A., Houghton J.D. Self-leadership and stress among college students: Examining the moderating role of coping skills // Journal of American College Health. 2020. Vol. 68. № 1. P. 89–96. DOI: 10.1080/07448481.2018.1515759
- Papadopoulos K., Metsiou K., Agaliotis I. Adaptive behavior of children and adolescents with visual impairments // Research in Developmental Disabilities. 2011. Vol. 32. № 3. P. 1086–1096. DOI: 10.1016 / j.ridd.2011.01.021
-
Roberts R.M., Shute R.H. A prospective study of
coping and adjustment in adolescents with craniofacial conditions // Children's
Health Care. 2012. Vol. 41. № 2.
P. 111–128. DOI: 10.1080/02739615.2012.657031 -
Robinson K.E., Pearson M.M., Cannistraci C.J. et
al. Functional neuroimaging of working memory in survivors of childhood
brain tumors and healthy children: Associations with coping and psychosocial
outcomes // Child Neuropsychology. 2015. Vol. 21. № 6.
P. 779–802. DOI: 10.1080/09297049.2014.924492 - Sanjari M., Heidari S., Shirazi F. et al. Comparison of coping strategies in Iranian adolescents with cancer and their parents // Issues in Comprehensive Pediatric Nursing. 2008. Vol. 31. № 4. P. 185–197. DOI: 10.1080/01460860802475176
- Sienko S.E. An exploratory study investigating the multidimensional factors impacting the health and well-being of young adults with cerebral palsy // Disability and Rehabilitation. 2018. Vol. 40. № 6. P. 660–666. DOI: 10.1080/09638288.2016.1274340
- Sweeny K., Kwan V., Falkenstein A. The role of gender in worry and efforts to cope during stressful waiting periods // Sex Roles. 2019. Vol. 81. Р. 765–778. DOI: 10.1007/s11199-019-01023-1
- Vaughn-Coaxum R.A., Wang Y., Kiely J. et al. Associations between trauma type, timing, and accumulation on current coping behaviors in adolescents: Results from a large, population-based sample // Youth Adolescence. 2018. Vol. 47. № 2. Р. 842–858. DOI: 10.1007/s10964-017-0693-5
- Wadsworth M.E., Berger L.E. Adolescents coping with poverty-related family stress: Prospective predictors of coping and psychological symptoms // Youth Adolescence. 2006. Vol. 35. № 1. Р. 54–67. DOI: 10.1007/s10964-005-9022-5
- Wagner J., Chaney J., Hommel K. et al. A Cognitive Diathesis-Stress Model of depressive symptoms in children and adolescents with juvenile rheumatic disease // Children's Health Care. 2007. Vol. 36. № 1. P. 45–62. DOI: 10.1080/02739610701316878
- Wright A.W., Yendork J.S., Kliewer W. Patterns of spiritual connectedness during adolescence: Links to coping and adjustment in low-income urban youth // Youth Adolescence. 2018. Vol. 47. № 2. Р. 2608–2624. DOI: 10.1007/s10964-018-0886-6
- Zhang X., Zhang M., Shan H. et al. Short report: sleep quality and associations with health locus of control and coping styles in young people with ankylosing spondylitis // Psychology, Health & Medicine. 2020. Vol. 11. P. 1–8. DOI: 10.1080/13548506. 2020.1807576
- Zimmer-Gembeck M.J., Skinner E.A., Modecki K.L. et al. The self-perception of flexible coping with stress: A new measure and relations with emotional adjustment // Cogent Psychology. 2018. Vol. 5. № 1. Р. 1–21. DOI: 10.1080/23311908.2018.1537908
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1062
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 16
Скачиваний
Всего: 891
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 17