Психометрические свойства русскоязычной версии «Языковых шкал для дошкольников» пятого пересмотра (PLS-5): исследование с помощью классической теории тестов и современной теории тестирования 21
Таланцева О.И. исследователь Научного центра когнитивных исследований, Научно-технологический университет «Сириус», Санкт-Петербург, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7555-1216 e-mail: talantseva.oi@talantiuspeh.ru
Ан Ю.О. инженер-исследователь лаборатории междисциплинарных исследований развития человека, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4695-7065 e-mail: iuliia.o.an@gmail.com
Жукова М.А. кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории междисциплинарных исследований развития человека, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ) ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3069-570X e-mail: marina.zhukova@times.uh.edu
Трубицына А.Н. исследователь Центра прикладного анализа поведения Института медицины и психологии, Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3702-4693 e-mail: atrubicyna@ngs.ru
Теедемаа А.В. психолог Центра прикладного анализа поведения Института медицины и психологии, Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1982-3555 e-mail: belkavkolese@mail.ru
Трудности в развитии языка и речи являются частыми признаками различных расстройств развития нервной системы. Ранняя диагностика является решающим фактором для правильного выбора лечения на ранних этапах и улучшения прогноза. В настоящее время в России наблюдается острая нехватка стандартизированных инструментов для диагностики потенциальных языковых нарушений. Чтобы устранить этот пробел, мы проанализировали психометрические свойства русской версии Языковых шкал для дошкольников 5-го издания (RPLS-5). Выборка включала 473 ребенка в возрасте от 3 до 96 месяцев (М=32,64, SD=19,79), в том числе 224 типично развивающихся ребенка и 240 детей из группы риска. Для оценки надежности русской версии PLS-5 мы использовали как классическую теорию тестов (CTT), так и современную теорию тестирования (IRT). Результаты показали высокую надежность RPLS-5 на основе обоих типов анализов. Согласно результатам анализа IRT, сложность заданий варьировалась от очень простых до очень сложных, и за редким исключением параметры сложности последовательно увеличивались для каждого последующего задания, отражая иерархическую организацию теста. Параметры дискриминативности варьировались от высоких до очень высоких. В целом, IRT-анализ продемонстрировал, что шкалы RPLS-5 надежны для оценки языковых способностей детей.
Финансирование. Разработка идеи исследования и поиск литературы были поддержаны Грантом Президента Российской Федерации МК-4217.2021.2 (Ведущий исследователь: Марина А. Жукова). Финансирование анализа, интерпретации данных и подготовки манускрипта частично осуществлялось из средств Научно-технологического университета «Сириус».
Благодарности. Мы благодарны Мэй Тан и Аделе Белл за редакторскую поддержку, а также всем сотрудникам и студентам Лаборатории междисциплинарных исследований развития человека Санкт-Петербургского государственного университета, которые участвовали в сборе данных (в частности, Екатерине Шурдовой, Дарье Момотенко, Анастасии Сукмановой, Анастасии Кудрявцевой, Раисе Романовой, Диане Гарифуллиной и другим).
Получена: 03.10.2021
Принята в печать: 30.04.2022
Ссылка для цитирования
Литература
Alam M. Adaptation of Preschool Language Scale-4 (PLS-4) for Screening
language development of Bangla speaking children. Master Dissertation. Dhaka,
Bangladesh: BRAC University, 2012. 51 p. URL:
https://core.ac.uk/download/pdf/61802358.pdf (Aссessed: 09.06.2022)
American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of
mental disorders. 5th ed., Arlington, VA: American Psychiatric Publishing,
2013.
Association of Psychiatrists and Psychologists for Evidence-Bases Practice.
Klinicheskie rekomendacii "Rasstrojstva autisticheskogo spektra" (deti): ID 594
[Clinical guidelines for children with Autism Spectrum Disorders: ID 594].
Ministry of Health of the Russian Federation, 2020. URL:
https://apicr.minzdrav.gov.ru/api.ashx?op= GetClinrecPdf&id=594_1
(Aссessed: 09.06.2022)
Babyonyshev M., Hart L., Reich J. et al. Otsenka razvitiya russkogo yazy‘ka
[Assessment of the Development of Russian]: Unpublished manual, 2007. (In
Russ.).
Baker F.B. The basics of item response theory. 2nd ed. ERIC, 2001. 186 p.
URL:
https://eric.ed.gov/?id=ED458219
(Aссessed: 09.06.2022).
Chalmers R.P. Mirt: A multidimensional item response theory package for the
R environment. Journal of Statistical Software, 2012, vol. 48, no. 6,
pp. 1–29. DOI: 10.18637/jss.v048.i06
Christensen K.B., Makransky G., Horton M. Critical values for Yen’s Q 3:
Identification of local dependence in the Rasch model using residual
correlations. Applied Psychological Measurement, 2017, vol. 41, no. 3,
pp. 178–194. DOI: 10.1177/
0146621616677520
Cicchetti D.V. Guidelines, criteria, and rules of thumb for evaluating
normed and standardized assessment instruments in psychology. Psychological
Assessment, 1994, vol. 6, no. 4, pp. 284–290. DOI:
0.1037/1040-3590.6.4.284
Conti-Ramsden G., Durkin K. Language development and assessment in the
preschool period. Neuropsychology Review, 2012, vol. 22, no. 4, pp.
384–401. DOI: 10.1007/s11065-012-9208-z
Crais E. Testing and beyond: Strategies and tools for evaluation and
assessment of infants and toddlers. Language, Speech, and Hearing Services
in Schools, 2011, vol. 42, no. 3, pp. 341–364. DOI:
0.1044/0161-1461(2010/09-0061)
Dubois P., St-Pierre M.C., Desmarais C. Et al. Young adults with
developmental language disorder: a systematic review of education, employment,
and independent living outcomes. Journal of Speech, Language, and Hearing
Research, 2020, vol. 63, no. 11, pp. 3786–3800. DOI:
0.1044/2020_JSLHR-20-00127
Eliseeva M.B., Vershinina E.A., Ryskina V.L. Makarturovskii oprosnik:
russkaya versiya. Otsenka rechevogo i kommunikativnogo razvitiya detei rannego
vozrasta. Normy razvitiya. Obraztsy analiza. Kommentarii [MacArthur
Questionnaire: Russian edition. Assessment of speech and communicative
development of children of early age. Developmental norms. Examples of
analysis. Commentaries]. Ivanovo: LISTOS, 2017. 76 p. (In Russ.).
Fenson L., Marchman V.A., Thal D.J. et al. MacArthur-Bates Communicative
Development Inventories: User's guide and technical manual. 2nd ed. Baltimore,
MD: Brookes Publishing, 2007. 208 p.
Hambleton R.K., Lee M.K. Methods for Translating and Adapting Tests to
Increase Cross-Language Validity. In D.H. Saklofske, C.R. Reynolds, V. Schwean
(eds.),The Oxford Handbook of Child Psychological Assessment.
New York, NY: Oxford University Press, 2013. DOI:
10.1093/oxfordhb/9780199796304.013.0008
Kornilov S.A., Lebedeva T.V., Zhukova M.A. et al. Language development in
rural and urban Russian-speaking children with and without developmental
language disorder. Learning and Individual Differences, 2016, vol. 46,
pp. 45–53. DOI: 10.1016/j.lindif. 2015.07.001
Levy S.E., Giarelli E., Lee L. et al. Autism spectrum disorder and
co-occurring developmental, psychiatric, and medical conditions among children
in multiple populations of the United States. Journal of Developmental &
Behavioral Pediatrics, 2010, vol. 31, no. 4, pp. 267–275. DOI:
10.1097/DBP.0b013e3181d5d03b
Lord F.M., Novick M.R. Statistical theories of mental test scores. New
York, NY: Information Age Publishing, 2008. 592 p.
Luyster R.J., Seery A., Talbott M.R., Tager‐Flusberg H. Identifying
early‐risk markers and developmental trajectories for language impairment in
neurodevelopmental disorders. Developmental Disabilities Research
Reviews, 2011, vol. 17, no. 2, pp. 151–159. DOI:
10.1002/ddrr.1109
Norrelgen F., Fernell E., Eriksson M. Children with autism spectrum
disorders who do not develop phrase speech in the preschool years. Autism,
2015, vol. 19, no. 8, pp. 934–943. DOI: 10.1177/1362361314556782
Orlando M., Thissen D. Likelihood-based item-fit indices for dichotomous
item response theory models. Applied Psychological
Measurement, 2000, vol. 24, no. 1, pp. 50–64. DOI:
10.1177/01466216000241003
Ovchinnikova I.V., Zhukova M.A., Grigorenko E.L. Aprobaciya metodiki
Vineland Adaptive Behavior Scales (VABS) na russkoyazychnoj vyborke
[Experimental testing of the technique Vineland Adaptive Behavior Scales (VABS)
on a Russian language sample]. Voprosi psychologii=Questions of
Psychology, 2018, no. 6, pp. 134–145. (In Russ.).
Piedmont R.L. Inter-item correlations. In A.C. Michalos
(ed.),Encyclopedia of Quality of Life and Well-Being Research.
Dordrecht: Springer Netherlands, 2014, pp. 3303–3304. DOI:
10.1007/978-94-007-0753-5_1493
Prikhoda N.A. Ocenka razvitiya russkogo yazyka (ORRYA) kak
standartizovannaya metodika diagnostiki kommunikativnoj funkcii u detej ot 3 do
9 let [Russian Language Development Assessment as a Standardized Technique for
Assessing Communicative Function in Children Aged 3–9 Years].
Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie =Psychological Science and
Education, 2016, vol. 21, no. 3, pp. 25–33. DOI: 0.17759/pse.2016210304 (In
Russ.)
R Core Team. A language and environment for statistical computing, 2019.
URL: https://www.r-project.org.
(Accessed: 09.06.2022)
Ramos E., Suarez M., Hart K. et al. Syntactic and Semantic Abilities of
Bilingual versus Monolingual Preschoolers with Language Impairment and ADHD.
International Journal of Language and Linguistics, 2019, vol. 6, no. 2,
pp. 1–8. DOI: 10.30845/ijll.v6n2p1
Reise S.P., Henson J.M. A discussion of modern versus traditional
psychometrics as applied to personality assessment scales. Journal of
Personality Assessment, 2003, vol. 81, no. 2, pp. 93–103.
DOI: 10.1207/S15327752JPA8102_01
Riley E., Paynter J., Gilmore L. Comparing the Mullen Scales of Early
Learning and the Preschool Language Scale — Fifth Edition for Young Children
with Autism Spectrum Disorder. Advances in Neurodevelopmental Disorders,
2019, vol. 3, no. 1, pp. 29–37. DOI:
10.1007/s41252-018-0084-2
Rizopoulos D. Itm: An R package for latent variable modeling and item
response theory analyses. Journal of Statistical Software, 2006, vol. 5,
no 17, pp. 1–25. DOI: 10.18637/jss.v017.i05
Sahli A.S., Belgin E. Adaptation, validity, and reliability of the
Preschool Language Scale–Fifth Edition (PLS–5) in the Turkish context: The
Turkish Preschool Language Scale–5 (TPLS–5). International Journal of
Pediatric Otorhinolaryngology, 2017, no. 98, pp. 143–149. DOI:
10.1016/j.ijporl.2017.05.003
Sidarta N., Tulaar A.B., Nasution A. et al. Validity and reliability of
Preschool Language Scale 4 for measuring language development in children 48–59
months of age. Universa Medicina, 2008, vol. 27, no. 4, pp. 174–182.
DOI:
10.18051/UnivMed.
2008.v27.174-182
St Clair M.C., Pickles A., Durkin K. et al. A longitudinal study of
behavioral, emotional and social difficulties in individuals with a history of
specific language impairment (SLI). Journal of Communication Disorders,
2011, vol. 44, no. 2, pp. 186–199. DOI:
10.1016/j.jcomdis.2010.09.004
Windsor J., Benigno J.P., Wing C.A. et al. Effect of foster care on young
children’s language learning. Child Development, 2011, vol. 82, no. 4,
pp. 1040–1046. DOI: 10.1111/j.1467-8624.2011.01604.x
Zhukova M.A. Psychologicheskie i psychofiziologicheskie osobennosti
yazykovogo razvitiya detei I vzroslyh s opytom institucionalizacii: diss. ...
kand. psikhol. nauk. [Psychological and psychophysiological characteristics of
language development of children and adults with a history of
institutionalization. PhD Dissertation]. Saint-Petersburg: Saint-Petersburg
State University, 2018. 166 p.
Zhukova M.A., Kornilov S.A., Simmons E. et al. Diagnostika razvitiya yazyka
i rechi s pomoshch'yu "yazykovykh shkal dlya doshkol'nikov" (preschool language
scales): analiz individual'nogo sluchaya. [Diagnosing speech development with
the help of "preschool language scales": a case analysis]. Voprosi
psychologii=Questions of Psychology, 2016, no. 5, pp. 154–164. (In
Russ.).
Zhukova M.A., Kornilov S.A., Tseitlin S.N. et al. Early lexical development
of children raised in institutional care in Russia. British Journal of
Developmental Psychology, 2010, vol. 38, no. 2, pp. 239–254. DOI:
10.1111/bjdp.12314