Каталог изданий 117Рубрики 53Авторы 9258Новости 1826Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Социально дезадаптированный подросток: нейропсихологический подход 1638Глозман Ж.М. Самойлова В.М. АннотацияВ статье рассматривается проблема социальной дезадаптации школьников. Авторы исследуют основные факторы этого процесса: индивидуальные, психолого-педагогические, социально-психологические, личностные и социальные. Описывается эксперимент по тестированию подростков и приводится анализ полученных результатов. Даются рекомендации по коррекции и оздоровлению детей. Ключевые слова: дезадаптация, нейропсихологическое обследование, ассоциативный эксперимент, ВПФ, коррекция, подростковый возраст Рубрика: Междисциплинарные исследования Фрагмент статьи
Социальная адаптация — это «приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами» [12, с. 11]. Социальная адаптация предполагает адекватное восприятие окружающей действительности, адекватную систему отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, организации досуга и отдыха, изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других и т. д. Изучением вопроса социальной дезадаптации занимались преимущественно врачи-психиатры и возрастные психологи. И те и другие считают, что школьную дезадаптацию (ведущую проблему современной возрастной психологии) следует рассматривать как одну из форм более широкого явления — дезадаптации социальной. Иначе говоря, это невозможность не только соответствия требованиям ситуации обучения в общеобразовательной школе, но и «адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует» [7, с. 22]. Социальная дезадаптация — явление многогранное, в основе которого лежит не один, а множество факторов. К числу таковых некоторые специалисты [2, 7] относят: а) индивидуальные факторы, действующие на уровне психобиологических предпосылок, затрудняющие социальную адаптацию индивида: тяжелые или хронические соматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, нарушения и/или снижение функций сенсорных систем, несформированность высших психических функций (ВПФ), резидуально-органические поражения ЦНС с церебрастенией, снижением волевой активности, целенаправленности, продуктивности познавательных процессов, синдромом двигательной расторможенности, патологические черты характера, патологически протекающий пубертат, невротические реакции и неврозы, эндогенные психические заболевания; б) психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность), проявляющиеся в дефектах школьного и семейного воспитания. Они выражаются в отсутствии индивидуального подхода к ребенку на уроке, неадекватности предпринимаемых педагогами воспитательных мер, несправедливом, грубом, оскорбительном отношении учителя, занижении оценок, отказе в своевременной помощи при обоснованном пропуске занятий, в непонимании душевного состояния ребенка. Сюда же относятся тяжелый эмоциональный климат в семье, алкоголизация родителей, настроенность семьи против школы, школьная дезадаптация старших братьев и сестер; в) социально-психологические факторы, раскрывающие неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе; г) личностные факторы, которые проявляются в активно избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения; д) социальные факторы: неблагоприятные материально-бытовые условия жизни, определяющиеся социальными и социально-экономическими условиями общества. Литература
Статьи по теме
Психологическая диагностика, Психология здоровья | Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А. Дифференцированная психологическая коррекция интернет-зависимости у подростков Психология развития | Молчанов С.В., Алмазова О.В. Семейная психология, Социальная психология | Адеркас А.М., Яничева Т.Г. Взаимосвязь агрессивности младших подростков и их представлений о взаимоотношениях в семье Литература, Психотерапия и психокоррекция | Агибалова Т.В., Тучина О.Д., Бузик О.Ж., Потапова Р.К., Потапов В.В. Когнитивные нарушения у пациентов с патологическим влечением к азартным играм |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|