Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9395Новости 1852Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Динамика мотивационно-потребностной сферы развивающейся личности врача 1335

Ясько Б.А.
кандидат психологических наук, зав. кафедрой Института экономики и управления Кубанской государственной медицинской академии

Аннотация

Автор затрагивает проблему профессионального развития личности. Поднимается вопрос о принятии личностью профессионализации как жизненной задачи, а также мотивации как наиболее важном факторе развития. Производится анализ мотивации к профессиональной деятельности врача, сами мотивы, как отмечает автор, формируются по ходу профессионализации. Приводится подробное описание эксперимента, целью которого стала апробация модели программы психологического сопровождения профессионального развития личности врача на всех этапах профессионального образования.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Современный уровень развития совокупного научно-теоретического, экспериментально-прикладного психологического знания позволяет говорить о профессиональном развитии личности как специфической, неотъемлемой стороне ее интегральной целостности. Отметим, что интерес отечественной и зарубежной психологии к проблемам профессионального развития личности всегда был стабильно высоким, постоянным и достаточно действенным [см.: 1,2, 4, 5, 9, 10, 11, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 22 и др.]. Это связано с давней отрефлексированностью профессиональным психологическим сознанием того объективного значения, которое имеют образовательно-профессиональные процессы в жизнедеятельности общества в целом, его конкретных институтов и жизни отдельного человека в частности.

Началом активного профессионального развития является принятие личностью профессионализации как жизненной задачи, ее личностно-смысловое «встраивание» в общий жизненный план. Содержание этого процесса весьма детально раскрыто В. Д. Шадриковым на примере принятия профессии. Он пишет: «Первоначальным этапом освоения деятельности является ее принятие… Решение этого вопроса будет определяться тем, насколько представления человека о профессии будут соответствовать его потребностям. Человек, выбирая профессию, как бы «проецирует» свою мотивационную структуру на структуру факторов, связанных с профессиональной деятельностью, через которые возможно удовлетворение потребностей. Чем богаче потребности человека, тем более высокие требования он предъявляет к деятельности, но одновременно он может получить и большое удовлетворение от труда» [19, с. 34].

Значение выбираемой профессии и профессионализации в целом определяется субъективной оценкой той роли, которую они призваны сыграть в индивидуальной жизни личности, иначе говоря, профессиональный выбор есть предметная сторона направленности личности, дающая ответ на вопрос лаконично и емко сформулированный С. Л. Рубинштейном, — чего человек хочет [18. с. 534].

Литература
  1. Андронов В. П. Профессиональное мышление врача и возможности его формирования // Психологическая наука и образование. 1999. № 2.
  2. Бобров В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Боброва и др. М., 1991.
  3. Брушлинский А. В. Деятельность, действия и психическое как процесс //Вопросы психологии. 1984. № 5.
  4. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 6.
  5. Ильин Е. Л. Успешность деятельности, компенсации и компенсаторные отношения // Вопросы психологии. 1983. № 5.
  6. Ильин Е. Л. Мотивация и мотивы. Сер. «Мастера психологии». СПб., 2000.
  7. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1988.
  8. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
  9. Климов Е. А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.
  10. Климкович И. Г. Модель специалиста медицинского профиля. М., 1989.
  11. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
  12. Мильман В. Э. Производительная и потребительная мотивация // Психологический журнал 1988. № 1.
  13. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятии. М., 1984.
  14. Психологические исследования проблема формирования личности профессионала / Отв. ред. В. А. Бодров. М., 1991.
  15. Психологические проблемы профессиональной деятельности / Под ред. Л. Г. Дикой. A. H. Занковского. М., 1991.
  16. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /
    Под ред. Г С. Никифорова. СПб., 1991.
  17. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспектив развития: Хрестоматия / Под ред. А. Б. Леоновой, О. Н. Чернышевой. М., 1995.
  18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Сер. «Мастера психологии». СПб, 1999.
  19. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
  20. Ясько Б. А. Психологические аспекты профессионального становления и развития личности врача // 2-я Международная научно-практическая конференция «Проблемы регионального управления, экономики, нрава и инновационных процессов в образовании»: Тезисы докладов. Таганрог, 2001.
  21. Ясько Б. А. Врач: психология личности Краснодар, 2001.
  22. Burg F. D. Medical Competence // Medical Feacher 1982, № 2. V. 4.
  23. Maslow A. H. Motivation and Personality (3-d ed.) N. Y., 1987.
Статьи по теме

Психология здоровья, Психология личности  |  Куртанова Ю.Е., Щербакова А.М., Хохлова А.Ю., Белозерская О.В., Щербаков А.П., Васильева Е.А., Мамина К.Л.

Психологическое сопровождение детей, находящихся на длительном лечении в условиях изоляции

CrossRef doi:10.17759/psyedu.2020120303

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика