Концепция профессионального развития учителя в системе развивающего образования Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

965

Аннотация

Рассматривается концепция профессионального развития учителя в процессе освоения педагогической деятельности в системе развивающего образования. Выдвигается гипотеза об изменении психологического статуса педагогической деятельности учителя, встроенной в общую учебную деятельность учителя и ученика.

Общая информация

Ключевые слова: самосознание, сотрудничество, педагогическая деятельность, субъект деятельности, культурное пространство, метод учебно-профессионального экспериментирования, Д.Б. Эльконин

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Каминская М.В. Концепция профессионального развития учителя в системе развивающего образования Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 3. С. 34–43.

Фрагмент статьи

Психология на современном этапе развития внесла радикальные изменения в общую образовательную идею школьного обучения. Разработана теория развивающего образования (В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, В.В. Репкин, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, Б.Д. Эльконин, Д.Б. Эльконин и др.), в которой учение понимается как активный деятельностный процесс. Интеграция развивающих программ в школьное образование осуществляется за счет широкой переподготовки педагогов в обучающих центрах.

Однако, как показал опыт последнего десятилетия, наиболее слабым звеном в развивающем образовании остается все же учитель, творческий и личностный рост которого не всегда напрямую стимулируется внедрением развивающих программ. Это связано с тем, что условия переподготовки, как правило, не включают в себя тех детерминант, которые определяют «особый род профессионального развития — саморазвитие учителя» [1, с. 10]. Как следствие возникает целый ряд новых профессиональных деформаций: культивирование внешней, технологической стороны инновации; стремление к исправлению и корректировке инновации; кризис компетентности. Такие деформации становятся причиной нарастания неуверенности в себе, разочарования в результативности развивающих программ и формального отношения к идеологии нового типа обучения.

Искажение процесса формирования новой позиции учителя — «представителя выработанных в общественно-исторической практике способов анализа свойств, вещей и явлений в ракурсе, заданном содержанием     учебной     деятельности»     [1, с. 20–21], — приводит к тому, что такой учитель не становится субъектом собственной деятельности.

Преодоление этой проблемы связано с поиском таких составляющих профессионального развития в процессе освоения деятельности в системе развивающего образования, которые определяют не «присвоение технологии развивающего обучения и поиск собственного «почерка», собственных техник» [2, с. 68], а трансформацию первого во второе. Чтобы это происходило, переподготовка учителя должна быть направлена на его изменение, прежде всего как педагога, владеющего не только предметными, но и личностными атрибутами учительского профессионализма нового типа.

Литература

  1. Гуружапов В.А. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. М., 2000.
  2. Давыдов В.В. и др. Концепция российского начального образования (система Д.Б. Элько-нина – В.В. Давыдова). М., 2002.
  3. Зинченко В.П. Работа понимания // Психологическая наука и образование. 1997. №.3.
  4. Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры: В 3 т. Т. 1. М., 1999.
  5. Исаев Е.И., Косарецкий С.Г., Слободчи-ков В.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии. 2000. №3.
  6. Каминская М.В. Проблема освоения педагогической деятельности в системе Элькони-на – Давыдова // Вопросы психологии. 2001. № 5.
  7. Каминская М.В. Развитие гуманистической направленности учителя в системе развивающего образования Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова // Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя. М.; Воронеж, 2001.
  8. Кудрявцев В.Т., Хаккарайнен П., Уразалие-ва Г.К. Коперниковская революция в психолого-педагогическом мышлении и ее методологический контекст // Известия Российской академии образования. 2000. № 2.
  9. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2001.
  10. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
  11. Рубцов В.В. Школа развивающего обучения В.В. Давыдова: проблемы и перспективы проектирования образовательной практики // Известия Российской академии образования. 2000. №2.
  12. Слободчиков В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности// Вопросы психологии. 2000. №2.
  13. Философско-педагогические проблемы развития образования. М., 1981.

Информация об авторах

Каминская Маргарита Владимировна, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), заместитель начальника управления образования администрации г.Иванова,, Москва, Россия, e-mail: mvkaminskaya1603@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2903
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 965
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 9