Психологическая наука и образование
2005. Том 10. № 1. С. 5–8
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Антропологический подход к решению проблем успешности обучения ребенка в школе*
Аннотация
Общая информация
* Материал подготовлен по итогам работы межшкольной группы «Антропологический подход в образовании» в 2003/04 учебном году. Авторы и ведущие – М.Р. Битянова, О.И. Глазунова.
Ключевые слова: проектирование, образовательная среда, антропологический подход, внутренняя активность
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Битянова М.Р., Глазунова О.И. Антропологический подход к решению проблем успешности обучения ребенка в школе // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 1. С. 5–8.
Полный текст
Научно-исследовательская и практическая деятельность в московском образовании в последние годы характеризуется тем, что с полным основанием можно назвать «движением к системности» (взгляд на образование как на целостную систему, системное понимание школы, разработка и внедрение целостных образовательных и управленческих технологий). В связи с этим меняется взгляд на проблемы, существующие в образовании. Многие из этих проблем являются системными, вытекающими из принципиального устройства тех или иных сторон образовательного процесса и деятельности субъектов образования. В значительно меньшей степени данные проблемы имеют субъективный, личностный характер. Лишь частично они вызваны низким профессионализмом либо непродуманностью действий отдельных лиц или организаций.
Проблемы, связанные с успешностью ребенка в образовательном процессе, несомненно, относятся к числу системных. Успешность зависит от взаимосвязанной совокупности факторов, имеющих психологическую, социальную, педагогическую и управленческую природу. Успешность - это целостная характеристика деятельности, общения и внутреннего состояния ребенка. Достижение ребенком успешности связано как с его собственной внутренней активностью (которую в нем нужно пробудить и научить поддерживать), так и с системно построенной деятельностью взрослых - субъектов образовательного процесса.
В этой статье исследуется вопрос о том, каким образом и на каких основаниях может строиться система деятельности педагогов, психологов, школьной администрации, ориентированная на создание условий для успешного обучения и развития ребенка в школе.
В основу такой системы, с нашей точки зрения, может быть положен антропологический подход к построению образовательной системы школы, а именно: (1) проектирование образовательного процесса и образовательной среды школы в соответствии с принципами целостности и внутренней активности ребенка и (2) построение системы деятельности всех специалистов школы с учетом задач развития школы и ребенка.
Проектирование образовательного процесса и образовательной среды школы на основе принципов целостности и внутренней активности ребенка
Целостность ребенка в школе - это представленность его как Человека в основных ипостасях человеческого существования, в системе школьных отношений и разнообразных видов деятельности. Человек - телесное существо, субъект деятельности и общения с другими людьми, обладающий внутренним миром, даром познания самого себя и мира вокруг. В целом можно выделить следующие аспекты существования человека, которые должны быть представлены в образовании:
я и ЗУНы, обязательные для усвоения (в том числе социальные нормы);
я и мои отношения с другими людьми;
я и мои физические возможности;
я и мои личные интересы;
я и мои способности;
я и мои ценности, моя картина мира;
я и моя деятельность.
я и мой внутренний мир.
В традиционном варианте построения образовательного процесса, несомненно, есть место ребенку. Однако он представлен в таком образовании только одной из сторон своей целостности (можно сказать, одной ипостасью) существования: человек как субъект восприятия информации (предметных ЗУНов) и субъект нормативного общения. Это не значит, что ребенок в традиционном учебном процессе не реализует других сторон своей человеческой сущности, но в большинстве случаев это квалифицируется как нарушение образовательного процесса (дисциплины, учебных норм, учебных требований к выполнению работы и т. д.). По сути дела, школа нередко провоцирует фрагментарное включение ребенка в те или иные образовательные ситуации или отношения. Вследствие этого ребенок ощущает себя в школе дискомфортно, школьная среда не предоставляет ему возможностей для развития значимых сторон Я, качество его образования снижается.
Достижение целостности - это создание в рамках образовательного процесса и образовательной среды школы условий, позволяющих ребенку проявлять и развивать разнообразные стороны своего Я. По существу, этому должны быть подчинены все аспекты образовательного процесса: содержание учебных предметов, технологии и методы обучения, стиль общения учителя и ученика, система дополнительного образования, воспитательная и психологическая работа, оформление школьного пространства и т. д.
Переживание и проживание ребенком школьных ситуаций как целостных, в которые он может включаться всем своим человеческим потенциалом - физическим, духовным, интеллектуальным, эмоциональным, - важное условие успешности.
Не менее важной является реализация принципа активности ребенка в образовательном процессе. В антропологической педагогике образование рассматривается как процесс, в который человек включен в активной позиции. Активность может возникать за счет разных источников: интереса к информации или способу действия, интереса к другим людям, потребности в самовыражении и самопрезентации, актуализации творческой позиции, потребности в самопознании, осознании значимости происходящего для себя или группы людей, своего настоящего или будущего и т. д.
Главное, что эта активность (даже если она умело создана извне) управляет ребенком изнутри, помогает ему преодолевать учебные трудности и идти к намеченной цели.
«Запуск» и поддержка внутренней активности ребенка в образовательном процессе - это еще одна важная педагогическая задача.
Обеспечение целостности существования ребенка в школе и поддержка его активности требуют специальной - целенаправленной и продуманной - деятельности педагогов. Результатом такой деятельности будет развитие определенных качеств и способностей ребенка. Например, создание условий для развития такой стороны человеческой целостности, как «я и мой внутренний мир», способствует формированию навыков самопознания, понимания себя, рефлексии, навыков целеполагания на основе самоанализа, готовности к совершению выбора, внутренней свободы, личной автономности, навыков саморегуляции поведения и т. д.
Все значимые стороны Я растущего человека должны в той или иной степени присутствовать в школе, причем не в качестве «отягчающих» учебный процесс обстоятельств. Пора отказаться от привычной формулировки: «ребенок в школе учится». В школе ребенок проводит значительный отрезок своей жизни, который необходимо прожить полноценно, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка и задачами его развития. Все составляющие образовательной системы школы должны быть настроены на то, чтобы вместе с усвоением учебных знаний, умений и навыков развивалась способность ребенка понимать самого себя и других людей, строить свою деятельность, осознавая собственные цели, ставя задачи и контролируя ход их выполнения, формировать этическую картину мира, насыщая ее лично значимыми ценностями и смыслами и т. д.
Построение системы деятельности всех специалистов школы в контексте решения задач развития школы и ребенка
Основная отличительная особенность школы, ориентированной антропологически, состоит в том, что она живет в режиме развития. Цель развития человека в школьной системе превалирует над всеми прочими целями. Почему нам важно это подчеркнуть?
Если мы ориентированы на задачи развития человека, мы уходим от утилитарности, формальности образования как системы знаньевой и компетентностной подготовки. В центре - человек как целостное и активное существо.
Школа обретает вектор, миссию, цель своего собственного развития (существования), работающие в ней специалисты - некоторую гуманитарную цель своей деятельности, выходящую за пределы тригонометрических функций или механизма этерификации.
Специалисты школы получают основу для сотрудничества, построения целостной, непротиворечивой системы школы - общую цель. Каждый реализует ее своими специфическими средствами, но она - общая.
Возможная система сотрудничества всех специалистов школы в контексте решения задач развития ребенка отражена на схеме на с.8.
Такое сотрудничество представляет собой систему деловых отношений, выстроенных ради достижения общей цели - создания условий для решения задач развития учащихся в целом и каждого ребенка в отдельности.
Литература
- Антропологический подход в современном образовании. М., 2002.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2001
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2708
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 22
Скачиваний
Всего: 814
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0