Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8557Ключевые слова 20946 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Антропологический подход к решению проблем успешности обучения ребенка в школе * 1054

Битянова М.Р., кандидат психологических наук, профессор МГППУ, Россия, alejumary@mtu-net.ru
Глазунова О.И., кандидат психологических наук, генеральный директор, Общество с ограниченной ответственностью «Инновационная компания «Мыследеятельностная педагогика», Москва, Россия, obrantr@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о том, на каких основаниях может строиться система деятельности педагогов, психологов и школьных администраций, ориентированная на создание условий для успешного обучения и развития ребенка в образовательной среде школы. В основу такой системы, с точки зрения авторов, может быть положен антропологический подход к построению образовательной системы школы.

Ключевые слова: проектирование, образовательная среда, антропологический подход, внутренняя активность

Рубрика: Психология образования

Тип: научная статья

* Материал подготовлен по итогам работы межшкольной группы «Антропологический подход в образовании» в 2003/04 учебном году. Авторы и ведущие – М.Р. Битянова, О.И. Глазунова.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Научно-исследовательская и практическая деятельность в московском образовании в последние годы характеризуется тем, что с полным основанием можно назвать «движением к системности» (взгляд на образование как на целостную систему, системное понимание школы, разработка и внедрение целостных образовательных и управленческих технологий). В связи с этим меняется взгляд на проблемы, существующие в образовании. Многие из этих проблем являются системными, вытекающими из принципиального устройства тех или иных сторон образовательного процесса и деятельности субъектов образования. В значительно меньшей степени данные проблемы имеют субъективный, личностный характер. Лишь частично они вызваны низким профессионализмом либо непродуманностью действий отдельных лиц или организаций.

Проблемы, связанные с успешностью ребенка в образовательном процессе, несомненно, относятся к числу системных. Успешность зависит от взаимосвязанной совокупности факторов, имеющих психологическую, социальную, педагогическую и управленческую природу. Успешность — это целостная характеристика деятельности, общения и внутреннего состояния ребенка. Достижение ребенком успешности связано как с его собственной внутренней активностью (которую в нем нужно пробудить и научить поддерживать), так и с системно построенной деятельностью взрослых — субъектов образовательного процесса.

В этой статье исследуется вопрос о том, каким образом и на каких основаниях может строиться система деятельности педагогов, психологов, школьной администрации, ориентированная на создание условий для успешного обучения и развития ребенка в школе.

В основу такой системы, с нашей точки зрения, может быть положен антропологический подход к построению образовательной системы школы, а именно: (1) проектирование образовательного процесса и образовательной среды школы в соответствии с принципами целостности и внутренней активности ребенка и (2) построение системы деятельности всех специалистов школы с учетом задач развития школы и ребенка.

Литература
  1. Антропологический подход в современном образовании. М., 2002.
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2001
  3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика