Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 112Рубрики 53Авторы 9127Новости 1805Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Отношение к школе первоклассников с различной степенью психологической готовности к школьному обучению 2523

Пикфорд Л.А.
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Психологическая готовность к школе», старший преподаватель ф-та специальной психологии, старший научный сотрудник, Московский городский психолого-педагогический университет, Москва, Россия
e-mail: kislitskaya@mail.ru

Аннотация

В статье представлены результаты исследования особенностей школьной мотивации и отношения к школе первоклассников с изначально различной степенью психологической готовности к школе. Показаны качественные различия в мотивационной сфере первоклассников, готовых и не готовых к школьному обучению.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В настоящее время существует немало различных подходов к решению проблемы психологической готовности детей к школе, но во всех исследованиях утверждается, что для успешной адаптации ребенка в I классе необходимо, чтобы к моменту поступления в школу он достиг определенного уровня интеллектуального, речевого, личностного развития [1, 2, 3, 4, 6, 10, 13, 14]. Важным условием формирования учебной деятельности является развитие мотивационной сферы.

При поступлении в школу ребенок включается в новый для него социально желаемый вид деятельности. При этом важно, какова внутренняя позиция ребенка, сможет ли он принять в качестве личностно значимой учебную деятельность, которая задается конкретной социальной ситуацией развития. Если ребенку не удается включиться в новую для него учебную деятельность, то это может стать причиной неблагоприятного хода адаптации к школе [8].

Вместе с тем школьная практика показывает, что в настоящее время учителя все чаще сталкиваются с отсутствием у первоклассников интереса к учебе, с интеллектуальной и личностной неготовностью детей к обучению в школе. Возможно, это является результатом интеллектуалистического подхода к дошкольному образованию, который не учитывает особенностей и закономерностей психического развития дошкольников. В детских садах с целью подготовки к школе проводятся систематические занятия по математике, родному и иностранному языкам и т. д. Дошкольные образовательные программы включают большой объем учебного материала. При этом в последнее время в связи с возникновением широкого спектра услуг в сфере дошкольного образования ярко проявляется желание родителей увеличить количество занятий, кружков, посещаемых детьми. Такое положение вещей зачастую приводит к утрате специфики дошкольного детства, сокращению периода развития игровых и совместных форм деятельности, рисования, восприятия сказок и т. п. В первую очередь это сказывается на личностной готовности ребенка к школе, на развитии его мотивационной и произвольной сфер (принятие роли ученика, исполнение этой роли согласно установленным правилам и требованиям). Отмечается, что многие дети приходят в школу с недостаточно выраженной учебной мотивацией, при этом у них остается неудовлетворенной потребность в игре, доминирующая над потребностью в систематическом обучении. В результате ребенок не становится субъектом учебной деятельности, у него начинают возникать проблемы в обучении и общении как с учителями, так и со сверстниками, что отражается на эмоциональном и личностном развитии ребенка. В литературе есть указания на то, что более раннее начало обучения мало что дает ученику, если он не готов к школьному обучению [4].

Литература
  1. Божович Л.И. Вопросы формирования личности школьника в свете проблем воспитания // Вопросы психологии. 1963. № 6.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  3. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.
  4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2004.
  5. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. М., 2002.
  6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
  7. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. М., 1999.
  8. Максимова М.В. Психологические условия школьной адаптации, 1–3 классы: Дис.... канд. психол. наук. М., 1994.
  9. Маркова А.К. Мотивация учебной деятельности школьника // Вопросы психологии. 1978. № 3.
  10. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2002.
  11. Новикова Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности школьника. М., 1987.
  12. Плохинский Н.А. Биометрия. М., 1970.
  13. Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. М., 2003.
  14. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М.,1981.
Статьи по теме

Психологическая диагностика, Психология личности  |  Цукерман Г.А., Билибина Т.М., Виноградова О.М., Обухова О.Л., Шибанова Н.А.

О критериях деятельностной педагогики

CrossRef doi:10.17759/chp.2019150311

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика