Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Психическая нагрузка в современном образовательном процессе 2201Яковлев Б.П. Литовченко О.Г. АннотацияПредставлены материалы исследования, цель которого – теоретическое обоснование особенностей психической нагрузки как фактора всестороннего развития личности, воспитания активных субъектов деятельности в условиях непрерывного образовательного процесса. Авторы исходят из того, что процесс мобилизации внутренних ресурсов и резервов по реализации поставленных целей и учебных задач детерминирует величину психической нагрузки, оказывающей влияние на продуктивность деятельности, состояние здоровья, социальную активность учащихся. Показано, что научная организация учебно-воспитательного процесса, проведенная с учетом личностной толерантности к переносимости психических нагрузок, может служить одной из инновационных технологий в специфических условиях учебной деятельности. Ключевые слова: образовательные процессы, психическая нагрузка, учебная деятельность, поисковая активность, информационно-операциональная составляющая, ситуативная составляющая, личностная составляющая Рубрика: Психология образования Тип: научная статья Фрагмент статьи
<...> Всестороннее изучение взаимодей ствия внутренних и внешних условий учебной деятельности имеет практическую значимость как в контексте собственно психолого-педагогических исследований влияния психических нагрузок на познавательные функции и творческое мышление учащихся в системе учебного урока, учебного дня, недели, семестра, года, так и в целях разработки научно-обоснованной системы рекомендаций для оптимизации условий обучения и воспитания. Значительное количество научно-экспериментальных исследований по проблемам изучения внешних факторов, влияющих на эффективность и успешность обучения учащихся, связано с понятием и особенностями учебной нагрузки, непосредственно обусловливающей выраженность и длительность протекания физических и психических проявлений (процессов, состояний) в специализированных условиях учебной деятельности. Так, ряд отечественных ученых (физиологов-гигиенистов), длительное время занимающихся научно-обоснованным решением проблемы адаптированности организма учащихся к учебной нагрузке, указывают на то, что неправильно нормированная величина учебной нагрузки, нерациональный режим учебных занятий приводят к переутомлению и перенапряжению организма школьника, падению его дневной и недельной работоспособности, что, в свою очередь, отражается на развитии его познавательных способностей. Ученые акцентируют при этом внимание на поиске наиболее рациональных форм и методов учебно-воспитательной работы с использованием самых эффективных методических приемов, на основании точного знания функциональных возможностей школьников разного «биологического» возраста и пола, допустимых для них величин учебной нагрузки с учетом ее интенсивности и продолжительности. <...> Литература
Статьи по теме
Юридическая психология | Cамойлик Н.А. Педагогическая психология | Никитская М.Г., Угланова И.Л. Психология развития | Третяк Э.В. Взаимосвязь личностных особенностей и отчужденности студентов с ОВЗ Психология образования | Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н. Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении Психология образования | Нуркаева И.М., Артемова А.А. Информационная система диагностики стрессоустойчивости педагогов |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|