Феномен коллекционирования в школьных возрастах

842

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования, целью которого было выявление содержания коллекционирования в младшем школьном и подростковом возрастах, особенностей организации школьниками самого процесса коллекционирования. Путем анкетирования (авторская анкета) школьников трех возрастных групп были получены результаты, которые позволили выделить варианты проявления основных компонентов коллекционирования, сделать выводы об особенностях организации и динамике спонтанного коллекционирования в школьных возрастах. Отмечается, что у младших школьников коллекционирование носит "формальный" характер. Наиболее развернуто оно представлено в младшем подростковом возрасте. В этом возрасте оно ближе к характеристикам "идеального" коллекционирования как квазиисследовательской деятельности, чем в других сравниваемых возрастах. Коллекционирование старших подростков носит индивидуальный, частный, скрытый от сверстников характер. Оно похоже по основным характеристикам на коллекции младших школьников. В большинстве случаев коллекционирование в младшем школьном и подростковом возрасте носит вспомогательный характер, т. е. является для ребенка способом включиться в общение со сверстниками, выступает вариантом свободного проявления ребенком собственных желаний, интересов, замыслов.

Общая информация

Ключевые слова: младший подростковый возраст, коллекционирование, мотивы коллекционирования, содержание коллекционирования

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Котляр И.А., Журкова Е.А. Феномен коллекционирования в школьных возрастах // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 5. С. 168–174.

Полный текст

Коллекционирование как особый вид человеческой деятельности имеет свою длительную историю и традиции, является одним из способов сохранения и изучения достижений человеческой культуры. В истории известны знаменитые коллекционеры - П. М. и С. М. Третьяковы, С. И. и П. И. Щукины, А. А. Бахрушин и многие другие. Известно, что коллекционирование присутствует в жизни многих людей с детства. Существуют различные варианты этого увлечения, которые определяются материалом коллекций и задачами, которые ставит перед собой коллекционер. В данной работе мы ограничимся рассмотрением этого феномена в определенном возрастном диапазоне, примерно совпадающем с периодом школьной жизни субъектов коллекционирования.

Коллекционирование в детских возрастах не является ни ведущим, ни центральным типом деятельности, однако оно выступает вариантом свободного проявления ребенком собственных желаний, интересов, замыслов, т. е. тем, в чем реализуются основные новообразования возрастов.

В зарубежной психологической литературе коллекционирование упоминается в рамках психоаналитической теории [9], а также рассматривается как одна из форм существования обменных операций в детском сообществе [10].

В отечественных исследованиях коллекционирование упоминается в связи с особенностями увлечений и перестройкой интересов, характерных для определенных периодов развития, а также характеризуется как вклад в построение символической системы «Я» [4], как деятельность, в которой у ребенка могут сложиться «необходимые предпосылки формирования неотчужденных научных понятий, не ограниченных ... ситуацией урока» [2]. Некоторыми педагогами коллекционирование рассматривается как квази- исследовательская деятельность, способная помочь сформировать отдельные навыки познавательной деятельности, расширить творческие возможности детей, внести вклад в воспитание определенных качеств личности [1; 6; 8]. Интересно, что коллекции как материал для развивающих занятий используют уже в детском саду [5; 7].

Однако специальных исследований, посвященных анализу возрастных особенностей коллекционирования, нами не было обнаружено. Каково содержание феномена детского коллекционирования, существуют ли особенности детского коллекционирования, чем оно отличается от взрослой деятельности? Поиск ответов на эти вопросы и лег в основу нашего эмпирического исследования, определив главную его цель: выявление содержания коллекционирования в младшем школьном и подростковом возрастах, особенностей организации школьниками самого процесса коллекционирования.

Основным методом исследования стало анкетирование. Нами была разработана анкета, основные блоки вопросов в которой позволили получить информацию о следующем:

•   представлениях ребенка (коллекционера) о конечном результате - о том, какой коллекция должна получиться;

•   способах работы с предметами коллекционирования;

•   мотивах, которые побуждают ребенка к коллекционированию.

Выборку составили три возрастные группы: младшие школьники (8-10 лет, 3­4 классы), младшие подростки (11-13 лет, 5-7 классы), старшие подростки (14-16 лет, 9 класс). Всего было опрошено 119 человек.

На основе полученных данных мы определили варианты проявлений основных компонентов коллекционирования.

1.   Характер представления о конечном результате:

•   общее представление (например, «моя коллекция будет большая, красивая, интересная»);

•   представление, включающее минимально конкретизированный образ результата («моя коллекция полная», «где все есть»);

•   конкретизированное представление о полной завершенной коллекции («я стремлюсь к тому, чтобы фигурки не повторялись, все были разные», «хочу, чтобы в моей коллекции были монеты царской России»).

2.  Способы работы с материалом (элементами коллекции):

1)  способ подбора материала для коллекции:

•  нет четко выделенного принципа («все, что подходит по тематике»; «все подряд»; «что есть, то и включаю»);

•   есть определенный принцип;

•  формальные, внешние признаки - размер, цвет, форма коллекционируемых объектов;

•  субъективно значимые признаки (по принципу «нравится - не нравится», «веселое, жизнерадостное, вселяющее оптимизм», «выбираю красивые», «что интереснее» и т. п.);

•  объективно значимые, существенные признаки (происхождение предметов, их отношение к определенному историческому периоду, предметы,сделанные из определенных материалов);

2)   способ хранения материала:

•  бессистемное хранение («тонким слоем по всему дому», «в стопке на тумбочке», «в шкафу, в сумках» и т.п.);

•  систематизация. Предполагает организацию специального места хранения предметов коллекционирования («специальная полка: некоторые подписываю - маленькие, средние большие», «в черном ежедневнике - на первой странице пираты, потом зверушки, потом машины», «расставлены по цвету и росту»и т. п.).

3.  Мотивы. Как процессуальные коллекции можно выделить те, при собирании которых основными мотивами являются:

•  увлекательность, интерес самого процесса нахождения, приобретения новых экземпляров коллекции («получаю удовольствие от того, что нахожу что-то новое», «для развлечения - дает азарт»);

•   эстетическое удовольствие;

•   получение положительных эмоций («дает радость и веселье, угоняет тоску»);

•   ощущение чувства занятости, целеустремленности («для целеустремления», «дает стремление, увлечение», «дает занятие»).

Можно также условно выделить такие типы коллекций, как утилитарные, познавательные и общенческие.

Утилитарные коллекции - при их собирании основными мотивом является польза. Соответственно, собираются предметы, которые предполагают использование либо в настоящее время, либо в будущем («чтение книг», «прослушивание музыкальных дисков»; «с помощью собранных рецептов я стану хорошей хозяйкой»).

Познавательные коллекции - при их сборе коллекционером движет познавательный интерес. Для человека важно узнавать что-то новое о предметах своей коллекции, о явлениях, с ними связанных («мне просто интересно, какие монеты есть в мире», «Я узнаю о том, какие бывают машины»).

Общенческие коллекции;

•   ради принадлежности к группе коллекционеров («играю в сотки с друзьями»; «мои подруги тоже собирают салфетки»);

•   использование предметов коллекции для расширения круга общения.

Для определения связи возраста и основных компонентов деятельности коллекционирования был использован метод перекрестных таблиц (статистический пакет SPSS), критерий Хи-квадрат Пирсона (p < 0,05).

Были получены статистически значимые (Хи-квадрат = 11,479, р =0,009) показатели связи возраста коллекционера и способа хранения материалов коллекции (систематизировано или без системы). О связи возраста и остальных компонентов коллекционирования можно судить по их процентным составляющим в каждой возрастной группе.

На рис. 1-4 отображено (в процентных показателях), как коллекционеры всех возрастных групп распределяются относительно основных компонентов деятельности коллекционирования. Отметим наиболее яркие различия между возрастами по каждому рисунку.

На рис. 1 видно, что для всех школьников в большинстве характерно общее представление о своей будущей коллекции. У детей 11-13 лет больше, чем у остальных, процентные показатели конкретизирован. На рис. 2 четко выделяется то, что именно школьники 11-13 лет больше ориентируются при подборе предметов на их существенные признаки (36 %), тогда как младшие школьники (44 %) и старшие подростки (33 %) в основном собирают коллекции, не выделяя конкретных характеристик коллекционируемых предметов.

На рис. 3 хорошо видно, что больше всего систематизируют свои коллекции младшие подростки, основная часть коллекций и младших школьников, и старших подростков хранится без системы.

На рис. 4 ярко выделяется, что больше всего познавательных коллекций собирается в возрасте 11-13 лет (50 % младших подростков), а в младшем школьном и старшем подростковом возрастах большинство коллекций (52 % и 43 % соответственно) носят процессуальный характер.

Далее рассмотрим, как компоненты коллекционирования (образ конечного результата, способы работы с материалом, мотивы) представлены отдельно в каждой возрастной группе.

У младших школьников (77 % всех испытуемых этого возраста) представление о своей будущей коллекции носит в основном общий характер. У большинства испытуемых этого возраста (44 %) нет также четкого определения принципов, по которым они подбирают предметы коллекционирования. Большинство испытуемых младшего школьного возраста (73 %) хранят предметы коллекционирования, не систематизируя их. Основным мотивом собирания коллекции является процессуальный мотив (52 %).

У младших подростков ответы становятся более разнообразными. Хотя в образе конечного результата у них, как и у младших школьников, преобладает общее представление (53 %), но в то же время увеличивается количество четких, конкретизированных определений результатов коллекционирования (36 % испытуемых младших подростков). Более значимыми при сборе коллекции становятся формальные признаки предметов (31 %), а на первое место выступают объективные, существенные признаки собираемых материалов (36 %). Большее количество коллекций, по сравнению с младшими школьниками, хранится систематизированно (53 %). Для хранения коллекции устроено специальное место, в котором наглядно отображаются основания классификации. Интересно, что у большинства младших подростков в коллекционировании преобладает познавательный интерес (50 %), тогда как у младших школьников такие коллекции составляют всего 17 %. В то же время у достаточно большой части младших подростков (39 %) на первом месте все же остается процессуальный мотив.

У старших подростков наблюдается (на первый взгляд, неожиданный) обратный процесс (инволюция, в терминах Л. С. Вы­готского) - характеристики коллекционирования изменяются и приближаются к по- 172 казателям младших школьников. Снова уменьшается количество ответов о четком представлении о своей будущей коллекции. Возрастает и становится ведущим по сравнению с младшими подростками число коллекций, для которых предметы подбираются без четко выделенных оснований (33 %). Увеличивается количество не­систематизированного хранения и отсутствие устроения специального места с систематизацией (61 %). Основным мотивом является процессуальный мотив (43 %), а количество коллекций, собираемых ради познавательного интереса, составляет 27 %, в то же время возрастает число утилитарных коллекций (24 %).

Полученный нами материал позволяет утверждать, что коллекционирование является, с одной стороны, полимотивиро- ванной деятельностью, в которой находит отражение система интересов школьника, с другой - в процессе работы собирателя с материалами коллекции реализуются разные способы организации свой деятельности. Следовательно, как заметил рецензент нашей дипломной работы и данной статьи Б. Г. Мещеряков, эта деятельность характеризуется высокой степенью полиморфизма.

У младших школьников коллекционирование носит «формальный» характер. Это может быть связано с тем, что для ребенка еще непонятно, как данная деятельность может приносить новое знание о собираемых предметах, а также с тем, что в начальной школе дети «овладевают внешней стороной, формой многого из того, что остается им чуждым, не освоенным по существу» [3]. Наиболее развернуто коллекционирование представлено в младшем подростковом возрасте. В этом возрасте оно наиболее приближено к характеристикам «идеального» коллекционирования как квазиисследовательской деятельности. В этом случае организация деятельности, способы работы с материалом соответствуют цели познания, которую ставит сам школьник. Феномен коллекционирования старших подростков, несомненно, требует дальнейшего исследования. По нашим данным, оно в значительной степени носит индивидуальный, частный, скрытый от сверстников характер. В то же время оно парадоксально регрессирует по основным характеристикам.

Дальнейшее изучение столь интересной возрастной динамики коллекционирования должно быть связано с уточнением роли, по крайней мере, двух факторов:

1)   изменений в структуре увлечений подростков;

2)   приобщение к идеальной форме деятельности коллекционирования, образцы которой представлены в культуре.

В качестве рабочей гипотезы можно предположить, что у многих юных коллекционеров данная деятельность остается на уровне детской коллекции, потому что они сами не выявили или не получили от взрослых существующих в культуре средств поиска, систематизации, оформления, представления своей коллекции для других.

Коллекционирование переходит на более глубокий уровень только тогда, когда становятся открытыми и понятными культурные средства работы с коллекцией, т. е. операционально-техническая сторона. Это может произойти с помощью взрослых, которые могут направить ребенка, создать условия для развития деятельности.

На основе полученных данных мы можем сделать следующие выводы: на протяжении школьного возраста деятельность коллекционирования имеет свою динамику и отличается заметным полиморфизмом. Характер и качество организации коллекции зависит от имеющихся у ребенка на данном этапе развития способностей к систематизации, упорядочиванию мира вокруг, а также от владения культурными средствами организации деятельности коллекционирования.

Литература

  1. Алексеева И. Марки над Волгой // Марка. 2004. № 2.
  2. Бережковская Е. Л. Как формируются научные понятия // Школьный психолог. 2005. № 4.
  3. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М., 1997.
  4. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.
  5. Прохорова Л. Н., Моделкина Р. Н., Кулешова Н. П. Воспитываем коллекционеров: Опыт использования коллекционирования в развитии креативности дошкольников / Под ред. Л. Н. Прохоровой. М., 2006.
  6. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов М., 1993. Т.1.
  7. Сорокина Е. Коллекции – это интересно // Дошкольное образование. 2005. № 12.
  8. Третьяков В. П. Человек собирающий // Российское экспертное обозрение. 2006. №1 (15).
  9. Фрейд З. Психоанализ и учение о характере. М.: 1993.
  10. Tamar Katriel. Rules and Strategies in Children’s Swapping Exchanges // Research on Language and Social Interaction. Vol. 22. 1988/89.

Информация об авторах

Котляр Инна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Центр прикладных психолого-педагогических исследований Московского государственного психолого-педагогического университета, Дубна, Россия, e-mail: iakorepanova@gmail.com

Журкова Евгения Алексеевна, сотрудник лаборатории теоретических и экспериментальных проблем культурно-исторической психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, педагог-психолог ГОУ школа-интернат «Интеллектуал», Москва, Россия, e-mail: zhurkova_jane@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2716
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 842
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4